.RU

Разработка урока литературы (8 класс). «Смех единственное «честное, благородное лицо»


Разработка урока литературы (8 класс).

«Смех – единственное «честное,

благородное лицо» в комедии»

(по комедии Н. В. Гоголя « Ревизор»).

Рулько Т., учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ № 23

Пояснительная записка к уроку.

Данный урок является заключительным, обобщающим в системе уроков по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», своеобразной подготовкой к домашнему сочинению.

Учащиеся на предыдущих уроках подробно рассматривали образы городничего, чиновников, Хлестакова, самого города, поэтому главное, что должны показать ученики- это умение обобщать материал, выделять главное, опираясь на художественную деталь.

Чтобы урок прошёл интересно и детям не было скучно, в нём используются различные методические приёмы.

Урок рассчитан на два часа.

Цели урока:

- учить видеть незримое присутствие единственного «честного лица» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»;

- формировать умение обобщать материал, собранный при изучении комедии;

- совершенствовать умение составлять сложный план;

- развивать связную устную речь учащихся.

- воспитывать у учащихся негативное отношение к таким человеческим порокам, как ханжество, лесть, чинопочитание, честолюбие и др.

Оборудование урока:

- портрет Н. В. Гоголя;

- иллюстрации к комедии « Ревизор»;

- карточки с характеристикой чиновников;

- учебник « Литература». Начальный курс. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух част. Под ред. Г.И.Беленького- ч.1 М.: Мнемозина, 2000.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Тема урока.

На доске записан эпиграф к уроку: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем… Сквозь смех… читатель услышал грусть…». Н. В. Гоголь.

а) Сообщение темы и цели урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы видели, что все персонажи наделены пороками, которые высмеивает автор. Сегодня мы постараемся отыскать в пьесе честное, благородное лицо.

Вспомните, какой вид драматических произведений избрал Гоголь?

Что такое комедия? В чём её особенность? ( ^ Комедия осмеивает отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки)

Почему Гоголь обратился именно к такой форме литературного произведения? И почему для своей цели он избрал смех?

Есть ли, на ваш взгляд, среди персонажей пьесы хоть одно положительное лицо?

Итак, запишите тему урока: «Смех - единственное « честное, благородное лицо» в комедии».

Обобщая всё то, о чём мы говорили на прошлых уроках, попытаемся увидеть незримое присутствие этого «благородного лица» в комедии и подготовиться к сочинению. А по ходу нашей работы будем составлять план по данной теме.

б) Работа с эпиграфом к комедии.

Учитель:

Вспомните эпиграф к комедии. ( Зачитать)

Пословица «На зеркало неча пенять, коль рожа крива» появилась перед текстом комедии только в 1842 г., когда Гоголь закончил свою работу над отделкой «Ревизора». Эпиграф этот был своеобразным ответом Гоголя на негодование чиновной публики по поводу постановки его комедии.

Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

Но воспоминания современников Гоголя показывают, что в жизни городка, где происходит действие «Ревизора», нашли отражение характерные факты действительности, имевшие место и в Петербурге, и в Саратове, и в Пензе, и в Рязани, и в Сибири.

Следовательно, можно утверждать, что негодование публики на Гоголя вызывала не « клевета», а правда жизни. Но Гоголь не буквально воспроизвёл то, что происходило в жизни, а соединил в одно « всё дурное», сотворил «сборный город». Именно эту мысль и отображает эпиграф к нашему уроку.

А теперь подумайте, в чём же смысл эпиграфа к комедии?

(Комедия Гоголя была как бы зеркалом, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской эпохи. Гоголь своим эпиграфом отвечал тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность: нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.)

в) Обобщение. Работа над планом.

Расскажите о городе, в котором происходит действие.

(^ Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт.

Неопределённое местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства недоскачешь», придаёт ему условность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»)

Отчего Антон Антонович теряет способность здраво относиться к рассказываниям Бобчинскго и Добчинского о якобы ревизоре? (^ 1.3: «Ведь в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!»)

Учитель:

Давайте посмотрим, как свидетельствуют современники о Николаевской России во времена Гоголя. ( Работа с учебником, стр. 280-282).

Вспомните, из каких основных частей строится план к сочинению.

Что бы мы могли взять в качестве формулировки к вступлению по данной теме?

На доске и в тетради:

Комедия Гоголя- зеркало, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора.

Учитель: Итак, чтобы вскрыть запущенность городского хозяйства, произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие всякой медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запутанность и неразбериху в уездном суде, взяточничество, казнокрадство и хищничество во всех ведомостях, полное бесправие жителей города и безнаказанность чиновников, Гоголь обращается к единственному «честному и благородному лицу».И это лицо… (Смех).

У Пушкина есть строки: «Рази, осмеивай порок,

Шутя, наказывай смешное».

А сам Гоголь писал: «Если смеяться, так уж лучше над тем, что действительно достойно осмеяния».

Какое впечатление производят на нас действующие лица?

( Они смешат и вызывают негодование).

Каким можно назвать гоголевский смех? ( «Смех сквозь слёзы»).

Как по-вашему, о чём нужно рассказывать в основной части по нашей теме? ( О гоголевском смехе.)

На доске и в тетради: Гоголевский «смех сквозь слёзы».

Учитель: Об образе города и состояния дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала

Х I Х века.

Давайте вспомним основные черты этих персонажей. (Работа по узнаванию персонажей по их характеристике) (На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии:

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Артемий Филиппович Земляника

Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин.

Ребята выбирают карточки, на которых написан детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого: найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создаёт.

На карточках записаны следующие худ. детали:

^ А. А. Сквозник-Дмухановский:

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека».

- Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай».

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головой.

- «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..».

- Женат, имеет взрослую дочь.

^ А. Ф.Ляпкин-Тяпкин:

- «Человек, прочитавший пять или шесть книг».

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

- Предлагал «подсунуть» деньги Хлестакову.

^ А. Ф. Земляника:

- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; выздоровеет, то и так выздоровеет».

-«Совершенная свинья в ермолке».

^ Л. Л. Хлопов:

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

-«Протухнул насквозь луком».

- Один из его подчинённых« никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

^ И. К. Шпекин:

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: « Так точно-с».

- Почтмейстер, надворный советник.)

А теперь пять человек выйдут к доске, проверят правильность выполнения задания и дадут свой ответ-характеристику соответствующему чиновнику. (Ответы учащихся).

Почему каждый из них так боится ревизора и какова основная цель предпринимаемых ими мер?

Самостоятельно запишите подпункт плана и детализируйте его.

Кто же является тем противником, с которым чиновники готовятся вести борьбу? ( Хлестаков).

В чём комизм ситуации?

Расскажите о Хлестакове.

Прочитайте в действии 2 явл. 8 реплики городничего в сторону и вслух.

Чем объяснить расхождения между ними?

Что мы узнаём о тайных мыслях и намерениях городничего? В чём комизм?

Что осмеивает Гоголь образом Хлестакова?

( «Хлестаковщину»).

Сформулируйте второй подпункт основной части.

Совпадают ли идеалы « елистратишки» и убелённого сединами городничего? (Они почти совпадают).

В чём же суть «хлестаковщины»? ( Стремление сыграть роль хоть на немного выше).

О чём же вы будете писать в этой части?

Расширьте свой подпункт.

Перечитайте монолог Городничего в д. 5 явл. 8. Какое значение он имеет?

Выберите цитату для следующего подпункта.

На доске и в тетради: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!».

Перечитайте «немую сцену». Почему именно ей заканчивается пьеса?

О чём, по-вашему, думают её участники?

Сформулируйте четвёртый подпункт основной части.

Учитель: Вспомните, что комедия была поставлена на сцене в 1836 году. Прошло более 170 лет.

Живут ли среди нас пороки, изображённые Гоголем?

Можно ли назвать комедию Гоголя актуальной, а его - нашим современником?

Зачитайте высказывания писателей о Гоголе на стр.285-286 учебника (^ Работа с учебником).

Как же мы озаглавим заключительную часть?

На доске и в тетради: Гоголь – наш современник.

Прочитайте ваш план целиком.

( План может быть таким:

1. Комедия Гоголя – зеркало, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора.

11. « Гоголевский « смех сквозь слёзы»».

1. Подготовка к приезду ревизора;

а) изображение чиновничества уездного города;

б) предпринимаемые меры для встречи ревизора.

2. « Хлестаковщина» - предмет осмеяния Гоголя

а) Хлестаков – псевдоревизор;

б) идеалы «елистратишки» и убелённого сединами городничего.

3. « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!».

4. Реакция персонажей комедии на известие о приезде настоящего ревизора.

III. Гоголь – наш современник.).

( Далее идёт работа по совершенствованию плана).

Учитель: Подводя итог нашей работе, мне бы хотелось прочитать вам отрывок из текста Н. В. Гоголя « Развязка «Ревизора», написанного в 1846 году и представляющего собой одно явление, действующими лицами которого являются актёры, играющие комедию « Ревизор» на сцене.

Н. В. Гоголь. Развязка « Ревизора» (1846)

«Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека,- ведь не светский человек произнесёт над нами суд, - взглянем на себя глазами. Того, Кто позовёт на очную ставку всех людей, перед которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: «Да разве у меня рожа крива?». Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе! […] не о красоте нашей должна быть речь но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия

[…]. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор?

те, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором

никто не укроется […]. Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё,

что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова![…]. Клянусь, душевный наш город стоит того, чтобы подумать о нём, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их […]. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…» (Цит. по кн.: Гоголь Н. В. Развязка «Ревизора»// Гоголь Н. В. Собр. соч. В 8 т. М., 1984., С. 364-376).

Как вы думаете, к кому обращается великий Гоголь?

Актуально ли это обращение сегодня?

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание: Написать сочинение на тему « Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» по составленному на уроке плану.

rabochaya-programma-disciplini-ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100-ekonomika-po-profilyu-ekonomika-i-organizaciya-predpriyatiya.html
rabochaya-programma-disciplini-ekonomicheskaya-istoriya.html
rabochaya-programma-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya.html
rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-dorozhnogo-hozyajstva.html
rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-dlya-specialnosti-260301-tehnologiya-myasa-i-myasnih-produktov-napravlenie-260300-tehnologiya-sirya-i-produktov-zhivotnogo.html
rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-i-upravlenie-proizvodstvom-dlya-specialnosti-240502-tehnologiya-pererabotki-plasticheskih-mass-i-elastomerov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkie-politiki-estonii-nadeemsya-na-sblizhenie-nashih-stran-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-dekabrya-2007-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-literaturnoe-kraevedenie-zemlya-a-s-pushkina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagolovok-algoritmizaciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vosemnadcat-lekcij-prochitannih-dlya-svyashennikov-v-dornahe-s-5-po-22-sentyabrya-1924-goda-i-vosproizvedennih-po-zapisyam-uchastnikov-rudolf-shtajner.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pishevaya-promishlennost-sahalinskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-prichini-ostrih-nesterpimih-bolej-v-grudi-s-m-tkach-klinicheskie-lekcii-po-vnutrennim.html
  • college.bystrickaya.ru/1organizacionnie-strukturi-upravleniya-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-biologiya-otveti-na-bileti-bilet-1-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-specialnost.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-istorii-literaturovedeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4sostavlenie-byudzhetnih-tablic-proekta-patentnaya-programma-10-15-kontakti-10-prilozhenie-obrazec-spravochnika-kodov.html
  • studies.bystrickaya.ru/astronomiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-scenah-andre-morua-pisma-neznakomke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitori-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-reestr-pravovih-aktov-respubliki-belarus-2003-2-88881.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-efros-repeticiya-lyubov-moya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/transformaciya-filosofii.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-521101-istoriya-metodologiya-i-teoriya-socialnoj-raboti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-dvorec-hudozhestvennoj-gimnastiki-nachnut-stroit-letom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
  • student.bystrickaya.ru/-chast-vtoraya-nachalo-ohoti-ernest-heminguej-zelenie-holmi-afriki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-uchebniku-upstream-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/bogu-seriya-guru-kripa-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-chempionate-rossii-opredelilas-trojka-prizerov-itogi-kruglogo-stola-sovremennie-sportivnie-sooruzheniya-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-g-verhnyaya-pishma-ivanova-albina-grigorevna-master-proizvodstvennogo-obucheniya-vkk-gou-npo-so-pu-yunost.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovi-sovremennoj-pravovoj-sistemi-organov-gosudarstvennoj-bezopa.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-raboti-prepodavatelej-kafedri-gazohimii.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovanie-i-analiz-chislennosti-rabotnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukraine.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakih-razmerov-vselennaya-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-promezhutochnoj-attestacii-za-poslednie-3-goda-uvazhaemie-uchashiesya-pedagogi-i-roditeli-shkoli-administraciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-persej-ili-vojna-kniga-vtoraya-aforizmov-ob-istolkovanii-prirodi-ili-ocarstve-cheloveka-.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskuyu-razrabotku-sostavil-kmn-docent-kostornaya-iv-metodicheskaya-razrabotka-dlya-studentov-po-provedeniyu.html
  • college.bystrickaya.ru/12-tematika-i-poetika-rannej-grecheskoj-meliki-tvorchestvo-sapfo-alkeya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-ryazan-2005-udk-330-101-540-ekonomicheskaya-teoriya-metodicheskie-ukazaniya-ryazan-gos-radiotehn-akad-sost-t-m-gluhenko-ryazan-2005-24-s.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.