.RU

Рабочая учебная программа по предмету «информатика и икт» для 8 класса составитель программы


Муниципальное общеобразовательное учреждение Кулешовская средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района


Утверждаю

Директор КСШ №17

Малиночка И. Н.

_________________

_________________

«___»_______ 2009г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

ДЛЯ 8 КЛАССА


Составитель программы: учитель информатики Бушева Н.В.



^ Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла

протокол №1 от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­26 августа 2009г.

Руководитель МО: / Бушева Н.В. /




Согласовано

Завуч: / Гудзь В.П. /



Содержание:



  1. Пояснительная записка.

  2. Требования к уровню подготовки учащихся.

  3. Содержание обучения.

  4. Тематическое планирование.

  5. Литература.



Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информа­ционных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса стро­ится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и ин­формационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использова­ния средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирова­ния функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности вы­пускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последо­вательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как мож­но раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных техноло­гий для решения значимых для школьников задач.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать инфор­мацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои дей­ствия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интег­рированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных техноло­гий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.


Цели.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:


Программа предназначена для обучения учащихся 8-х классов.

Программа рассчитана на 70 часов в 8ом классе согласно учебного плана из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе реального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использова­ние учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного прак­тикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компью­терного практикума программное обеспечение.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  3. программный принцип работы компьютера;

  4. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
    уметь:

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, де­ревьями; проверять свойства этих объектов; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  2. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не­обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  3. создавать информационные объекты, в том числе:




  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­
    вседневной жизни.


Требования направлены на реализацию:

^ Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.


Содержание обучения в 8 классе.

^ Информация и информационные процессы.

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

^ Практические работы:

№1. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользователь­ский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

^ Практические работы:

№2.Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характе­ристиках компьютера, выключение компьютера.

№3.Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графи­ческой форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

№4.Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

№5.Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, ор­ганизация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

№6.Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

^ Обработка текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена симво­лов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, док­лад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

^ Практические работы:

№7.Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

№8.Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

№9.Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы доку­мента; вставка колонтитулов и номеров страниц). Форматирование символов и абзацев.

№ 10.Вставка в документ формул.

№ 11.Создание и форматирование списков.

№12.Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

№13.Создание гипертекстового документа.

№14.Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

№15.Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Обработка числовой информации.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

№16.Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

№17.Создание и обработка таблиц.

№18.Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах.

№19.Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

№20.Построение диаграмм и графиков.

^ Представление информации.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дис­кретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

№21.Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.

№22.Арифметические вычисления в различных системах с помощью калькулятора.

№23.Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.


^ Календарное поурочно - тематическое планирование по информатике для 8 класса


№ п/п

Раздел

№ урока

Тема урока

Дата

Источник

Требования к знаниям и умениям ученика

^ Программное обеспечение

Контроль знаний

I

Информация и информационные процессы

15 часов

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.





конспект

Знать: основные правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности. Уметь: соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.








2

История вычислительной техники.
















3-5



Понятие «Информация». Виды информации. Информационные процессы.

Информация в неживой и  живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Свойства информации.




  • 1.1

Уметь: включать, выключать, перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью.



№ 1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.




№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.




6-7


Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.




  • 1.2

8

Единицы измерения информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний




  • 1.3.1



















9-11

Алфавитный подход к определению количества информации.




  • 1.3.3




Контрольная работа № 1

12-14

Содержательный подход к определению количества информации. Равновероятные события.




  • 1.3.2

15










II

Аппаратные и программные средства

15 часов

16-21



Функциональная схема компьютера.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).





  • 2.1

  • 2.2

  • 2.2.2

  • 2.2.3

  • 2.2.4

  • 2.2.5

Знать: устройства компьютера и их назначение.


№3.Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характе­ристиках компьютера, выключение компьютера.





22
















Контрольная работа №2

23-24



Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.




  • 2.1

  • 2.4.1

  • 2.4.2

Знать: роль программного обеспечения в работе ПК, виды компьютерных программ и их назначение.

Знать: назначение и основные функции операционной системы.








25-26



Данные и программы. Файлы и файловая система.





  • 2.3.1

  • 2.3.2

  • 2.3.3

Знать: файловую систему.

Уметь: работать с файлами.

Уметь: создавать, копировать, переименовывать, удалять, осуществлять поиск файлов.

Уметь: архивировать файлы.



№ 4. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.




27

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).





  • 2.5

  • 2.6

Уметь: работать с окнами в ОС с графическим интерфейсом


№ 5. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.




28-29

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.





  • 2.7

Знать: разновидности носителей информации.

Уметь: работать с носителями информации.

Уметь: работать с антивирусной программой.

Уметь: инсталлировать программу


№ 6. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.




30


Контроль знаний и умений.













Контрольная работа № 3

III

Кодирование и обработка текстовой информации

18 часов

31-33


Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Решение задач.




  • 3.1

Знать: Основные элементы текста, приемы редактирования и форматирования текста.

Уметь: применять текстовый редактор для создания, редактирования и форматирования текста.

№ 7. Кодирование текстовой информации.




34

Предназначение текстового редактора MS Word. Графический интерфейс.













№ 8. Создание визитных карточек на основе шаблона.

№ 9. Установка параметров страницы  документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.






35-36



Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.





  • 3.2

37-38



Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).




  • 3.3

№ 10. Вставка в документ формул.





39


Параметры шрифта, параметры абзаца.





  • 3.5.1

  • 3.5.2

40

Нумерованные и маркированные списки.




  • 3.5.3

№ 11. Форматирование символов и абзацев.




41


Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.





  • 3.5.4

  • 3.5.5

№ 12. Создание и форматирование списков.




№ 13. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.




42-43


Таблицы.




§ 3.6




№ 14. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.





44


Гипертекст. Создание закладок и ссылок.





  • 3.7

45


Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.




  • 3.4

№ 15. Создание гипертекстового документа.




46

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.





  • 3.9

  • 3.8







№ 16. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

№ 17. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.




47

Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы.







48




















Контрольная работа №4

IV

Кодирование и обработка числовой информации

22 часа

49-56

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных СС. Представление чисел в компьютере.





  • 4.1.1-

  • 4.1.4




№ 18. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

№ 19. Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора




57

















Контрольная работа № 5

58


Графический интерфейс программы MS Excel. Предназначение электронных таблиц.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).





  • 4.2.1










59-60


Типы данных: числа, формулы, текст.




  • 4.2.2




№20.Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц.

№ 21. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

№ 22. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.










61-62

Абсолютные и относительные ссылки.




  • 4.2.3




63-64

Встроенные функции.




  • 4.2.4




65-66


Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.





  • 4.3




№ 23. Построение диаграмм различных типов.




67


Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы.



















Повторение.

68-70

Обобщение и повторение













Итоговая к/р.



Литература.

  1. Угринович Н.Д. «Информатика. Базовый курс». Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  2. Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003;

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

  4. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования. (Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Москва. Изд. «Дрофа» 2004)

  5. Программно-методические материалы. Информатика. (Н.Н. Гара, Ю.И.Дик. Москва. Изд. «Дрофа» 2000)

rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-matematicheskij-analiz-napravlenie-5528-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-matematika-napravlenie-5533-prikladnaya-mehanika.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-materialovedenie-po-napravleniyu-podgotovki-060201-stomatologiya.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-sertifikaciya-dlya-specialnosti-351000-antikrizisnoe-upravlenie.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-mirovaya-politika-dlya-bakalavriata-po-napravleniyu-030700-mezhdunarodnie-otnosheniya-po-ciklu-opd-f-obsheprofessionalnie-disciplini-federalnij-komponent.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-nacionalnaya-bezopasnost-rossii-dlya-specialnosti-030602-svyazi-s-obshestvennostyu-po-ciklu-ds-r-disciplini-specializacii-vuzovskij-komponent-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-uchebnij-plan-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretej-glave-moskovskij-gorodskoj-pedagogicheskij-universitet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/richard-b-sheridan-soperniki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moshe-dayan-zhit-s-bibliej-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/produktovie-nabori-dlya-socialno-demograficheskih-grupp-naseleniya-rossii-na-urovne-prozhitochnogo-minimuma-kg-v-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-mikroprocessori-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alternativnij-doklad-pravozashitnih-nepravitelstvennih-organizacij-rossii-v-komitet-protiv-pitok-oon-maj-2002-g-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-muzejno-kraevedcheskoj-praktiki-specialnost-020600-031401-kulturologiya-1.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuvsimachev-yu-v-simachev-uvazhaemie-kollegi-mi-ochen-priznatelni-chto-vi-nashli-vremya-prijti-na-obsuzhdenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-lavkah-zakusochnih-restoranah-referat-podgotovlen.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaochnaya-sokrashennaya-forma-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-fakultet-yuridicheskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-i-podgotovka-treninga-izuchenie-gruppi-uchastnikov-trebovaniya-k-mestu-provedeniya-treninga-neobhodimoe-oborudovanie-treningovie-i-razdatochnie-materiali-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malij-teatr-konstantin-sergeevich-stanislavskij.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-samoe-glavnoe-kakoe-vse-eto-imeet-otnoshenie-k-moej-zhizni-agolov-radi-zhizni-na-zemle.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-socialnogo-obespecheniya-programma-utverzhdena-uchenim-sovetom-fakulteta-psihologii-moskovskogo-gosudarstvennogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-sredstva-dlya-raboti-s-tekstom-uchebnoe-posobie-dlya-specialnosti-prikladnaya-informatika-351400-moskva-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sindrom-na-pridobitata-imunna-nedostatchnost.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokazaniya-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-sistema-kategorij-ekonomicheskoj-sociologii-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-bbk-fedorov-i-v-novikova-m-a.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskih-sorevnovaniyah-po-futbolu-v-kemerovskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/segodnya-mi-otkrivaem-pervuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu-organizuemuyu-departamentom-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-goroda-moskvi-po-voprosu.html
  • student.bystrickaya.ru/3-organizaciya-ucheta-i-otchetnosti-spravochnik-normativnih-dokumentov-po-materialno-tehnicheskomu-obespecheniyu-territorialnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-rashodi-na-remont-osnovnih-sredstv-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/blok-shema-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglament.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-avtoru-vuzovskoj-knigi-ufa-2001.html
  • learn.bystrickaya.ru/finalnaya-vstrecha-hokkeistov-blagoveshenskogo-i-burejskogo-rajona-zakonchilas-skandalom-15.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poltichn-poglyadi-zh-zh-russo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-13-garantii-predostavleniya-informacii-v-n-yasenev-informacionnaya-bezopasnost-v-ekonomicheskih-sistemah.html
  • university.bystrickaya.ru/g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agressiya-v-doshkolnom-vozraste-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-mezhpolusharnoj-assimetrii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-14-finansovaya-nesostoyatelnost-bankrotstvo-predpriyatij-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/oformlenie-v-osipyana-rendlz-d-r39-paranormalnie-yavleniya-per-s-angl-n-oparina-stranica-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.