.RU

Рабочая программа учебной дисциплины «утверждаю»



Рабочая программа учебной дисциплины











«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ИЭФ_______________ Гвоздев Н.И.

«___»__________ 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

НАПРАВЛЕНИЕ ООП 08100 «Экономика»


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

^ КУРС 2 СЕМЕСТР 3

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б1Б2история;Б1В1 экономическая история;Б3Б1 микроэкономика

КОРЕКВИЗИТЫ Б3Б2 макроэкономика; Б3В2 национальная экономика Б3В4 «Институциональная экономика»

«^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 28час.

Практические занятия 26 час.

Лабораторные работы - час.

Курсовая работа – час.

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 54 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час.

ИТОГО 108 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен

^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра экономики ИЭФ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ экономики _____________ Г.А.Барышева


РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ______________ В.И.Лившиц


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ В,И.Лившиц


2011 г.


^ Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускнивов к:


Ц2 : научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;


Ц3: междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона.

Ц5: педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.


^ Ц6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части ООП и входит в модуль ^ Б3. Б: Базовая часть.

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

знать:

- основные этапы исторического развития зарубежных стран и России;

- закономерности развития производительных сил;

- существующие подходы к периодизации исторического развития;

- основные категории и закономирности функционирования экономики на микроуровне

.

Уметь:

-понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

-оценивать события и процессы экономической истории;

- давать оценку места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире.

владеть:

Пререквизитами данной дисциплины являются: Б1Б2- история; Б1В1- экономическая история; Б3Б1- микроэкономика

Кореквизитами – Б3Б2 «Макроэкономика», Б3В2«Национальная экономика», Б3В4 «Институциональная экономика»


^ 3. Результаты освоения дисциплины

Код

результатов

Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Р1

Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.

Р3

Демонстрировать знания правовых, социальных, этических и культурных аспектов хозяйственной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Р4

^ Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности

Р8

Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Р14

Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики



После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р1, Р3, Р4, Р8; Р14. В результате освоения дисциплины «История экономических учений» студент должен:


Знать

3.1.3;3.3.2;

З.3.4;З.3.8;

З.14.3

Специальную экономическоую терминологии и лексику специальности, историю формирования и эволюцию основных принципов этики бизнеса; современных тенденций развития экономической науки;основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;сущность и понимать социальную значимость экономики, основные проблемы области деятельности экономиста


Уметь

У.8.1 У.14.3

Сопоставлять различные точки зрения на социально-экономические процессы, происходящие в обществе; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати


Владеть В.1.2.;В.4.2В.8.3

Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками приобретения необходимой информации с целью повышения квалификации и расширения профессионального кругозора; навыками работы с первоисточниками



^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (28 час.).

Тема 1. Введение, основные этапы развития экономической мысли

Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса. Основные функции истории экономических учений как науки. Значение курса в современных российских условиях. Основные этапы развития экономической теории. Периодизация истории экономических учений. Методология истории экономических учений

Развитие экономических учений древнего Востока, Античного мира и Средневековья. Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Азии. Взгляды Конфуция и их влияние на развитие Китая. Экономические учения Древней Греции. Экономические аспекты трудов Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влиянием религиозной идеологии.


Тема 2 . ^ Меркантилизм как первая школа политической экономии

Меркантилизм. Основные этапы его развития. Ранний и поздний меркантилизм: доктрина денежного и торгового баланса. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения.

Особенности меркантилизма в отдельных странах. Антуан Монкретьен, Томас Мен. Русские меркантилисты (И.Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев).


^ Тема 3 Зарождение и основные этапы становления классической политической экономии


Исторические условия возникновения и основные черты классической школы политэкономии. У. Петти – родоначальник классической политической экономии. Возникновение классической школы во Франции. П. Буагильбер.

Физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее научное значение.

^ Тема 4. Экономическое учение А.Смита

А. Смит - центральная фигура классической политической экономии. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение А. Смита : концепция "экономического человека" и "невидимой руки"; анализ разделения труда; теория стоимости и прибыли; «догма Смита».


^ Тема 5. Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период.


Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период Экономическая система Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложении» Д. Рикардо. Анализ стоимости и цены. Теория распределения доходов. Теория внешней торговли.

Эволюция классической школы. экономические взгляды Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов производства. «Закон рынков» Ж.Б. Сэя. Т. Мальтус и первая теория народонаселения. Теория "воздержания" Н. Сениора и Ф .Бастиа.

Оппоненты классической школы. «Экономический романтизм». Историческая школа: предмет и метод исторической школы, этапы развития исторической школы.


^ Тема 5. Завершение классической политической экономии


Завершение классической школы. Рикардианство: экономическое учение Дж. Ст. Милля. Сущность доктрины «рабочего фонда», теории стоимости, суждений о социализме, положений социально - экономических реформ.

История создания "Капитала" К. Маркса. К. Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития, о функционировании и противоречиях рыночной экономики. Разработка экономической теории в «Капитале».

Теория стоимости и прибавочной стоимости, теория воспроизводства.

Современные альтернативные оценки исторического места "Капитала". Причины догматизации марксизма.


Тема 5. ^ Возникновение и эволюция неоклассического направлени��

Общая характеристика неоклассического направления (предмет и метод). Этапы «маржинальной революции», их общие и отличительные признаки. Австрийская школа ( К. Менгер, Ф. Везер, О. Бем - Баверк) и ее особенности..

Теория предельной полезности. Основы теории потребительского поведения. «Лозанская школа» Л. Вальраса: модель общего экономического равновесия.

Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической школы. Особенности второго этапа маржинальной революции. Экономическое учение А. Маршалла, теория спроса, предложения, цены. Теория эластичности спроса. Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка. Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов.

Модель рыночной экономики неоклассической школы.

Теория благосостояния А. Пигу. Монополистическая конкуренция и государственное вмешательство в экономику в трактовке А. Пигу.


Тема 6. Кейнсианство


Исторические условия возникновения и теоретические истоки кейнсианства .Основные положения «Общей теории занятости , процента и денег».Концепция «эффективного спроса». Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Основной психологический закон, Значение инвестиционного спроса. Взаимосвязь сбережений и инвестиций. Механизм регулирования

национальной экономики. Регулирование спроса через бюджетную политику. Механизм мультипликатора.

Неокейнсианство. Неокейнсианские теории цикла и экономического роста. Модель экономического роста Р. Харода и Е. Домара. Концепция антициклического регулирования Э. Хансена. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Модель «IS – LM» Дж. Хикса и ее роль в теории макроэкономического анализа. Эволюция кейнсианства. Посткейнсианство. Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство). «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Теория монополистической конкуренции Эд. Чемберлина.


Тема 7. ^ Современный либерализм и неоклассические теории


Неолиберализм. Исторические условия возникновения неолиберализма. Германский неолиберализм как доктрина «социального рыночного хозяйства». Фрайбургская школа (ордолиберализм). Теория экономических порядков В. Ойкена.

Учение о двух основных видах хозяйства. В.Ойкен о теоретических основах и принципах экономической политики.. Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформ Л. Эрхарда. Лондонская школа. Ф. Хайек: философия экономической свободы. «Спонтанный порядок». Роль цены и конкуренции.

Причины неоклассического возрождения в 70-х годах XX века. Современный монетаризм (М. Фридмен). Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Монетаризм в деятельности российских реформаторов.

Теория рациональных ожиданий ( ТРО). Критика ТРО государственного вмешательства в экономику. Экономическая теория предложения . Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения.Использование рекомендаций экономической теории предложения в рейганомике и тетчеризме.


Тема 8. ^ Социально-институциональное направление в современной экономической теории

Предмет, метод и проблематика институционализма.

Ранний институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Социально- психологическое (технократическое) течение институционализма. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса». Социально -правовой институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно -статистический институционализм У. Митчела.

Неоинституционализм. Экономическая концепция Дж. Гэлбрейта. Технологический детерминизм. Роль техноструктуры в общественном развитии. Теория прав собственности Р. Коуза. «Теорема Коуза».

Идея социального контроля над экономикой в работах институционалистов. Теория общественного выбора Дж. Бьюккенена.


Тема 9. ^ Экономическая мысль в России


Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского. Полемика с народниками. Вопросы теории циклов и кризисов.

Вклад А. В. Чаянова в экономическую науку .Концепция семейно- трудового крестьянского хозяйства. Разработка теории кооперации.

Исследования Н. Д. Кондратьева по экономической динамике. Разработка теории больших циклов (длинных волн).

Отечественная экономико-математическая школа. Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Работы экономистов- математиков в 20-39-е гг. Разработка Л. В. Канторовичем метода линейного программирования.

Отечественная экономическая мысль в послевоенный период. Теоретические проблемы переходной экономики.


^ 4.2. Тематика практических занятий(26 час.).


  1. Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья (2 час.)

  2. Меркантилизм (2 час.)

  3. Зарождение классической политэкономии. Физиократы. (2 час.)

  4. Развитие классической политэкономии. А.Смит и Д.Рикардо. (2 час.)

  5. Эволюция классической школы. (2 час.)

  6. Экономическая теория К. Маркса. (2 час.)

  7. Формирование и эволюция неоклассического направления. (2 час.)

  8. Кейнсианство. (2 час.)

  9. Неокейнсианство. (2 час.)

  10. Институционально-социологическое направление. (2 час.)

  11. Экономическая мысль в России. (4 час.)

  12. Современный либерализм и неоклассические теории(2 час.)



Таблица 1

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения



Название разделов

Аудиторная работа (час.)

СРС

(час.)

Итого

(час.)

Лекц.

Пр. зан.







Введение, основные этапы развития экономической мысли.

2

2

4

8

Меркантилизм как первая школа политической экономии

2

2

4

8

Зарождение и основные этапы становления классической политической экономии

2

2

4

8

Экономическое учение А.Смита

2

2

4

8

Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период.

4

2

6

12

Завершение классической политической экономии

2

2

4

8

Возникновение и эволюция неоклассическго направления

4

2

4

10

Кеинсианство

4

4

8

16

Современный либерализм и неоклассические теории


4

2

4

10

Социально-институциональное направление в современной экономической теории

2

2

4

4

Экономическая мысль в россии

0

4

8

12

Итого

28

26

54

108



^ 5. Образовательные технологии

В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие методы образовательных технологий:

Для изучении дисциплины предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции,практические занятия , самостоятельная работа студентов, индивидуальные и групповые консультации,

Специфика сочетания перечисленных методов и форм организации обучения отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)


Формы ОО


Методы

Лекц.

Практ занятия.

СРС


Консуль-

тации

Работа в команде






Х

Х

Опережающая самостоятельная работа






Х

Х

Междисциплинарное обучение











Проблемное обучение









Х

Исследовательский метод

Х










^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения.

Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.

^ 6.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:

– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

– опережающую самостоятельную работу;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку к практическим занятиям

– подготовку к контрольным работам, экзамену.


^ 6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

– исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

– анализ научных публикаций по тематике, определенной преподавателем;

– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

- написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;

- изучение первоисточников и составление конспектов, планов-конспектов, обзоров указанных источников


^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине


При изучении данной дисциплины студентам предлагается следующие темы для самостоятельной работы.

1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований:

- Развитие теории ценности в экономической науке;

-Теории государственного регулирования экономики и антикризисная политика:

- Теория институционализма и институциональные факторы развития экономики.

2. Темы индивидуальных заданий:

  1. Экономические взгляды Аристотеля;

  2. И.Т. Посошков –русский меркантилист

  3. Д.Рикардо о свободе торговли и налогообложении

  4. Современные оценки наследия К.Маркса

  5. Теория благосостояния А.Пигу

  6. Посткейнсианство.

  7. Неоклассический синтез

  8. Экономические взгляды Ф. Хайека

  9. Теория общественного выбора

  10. Теория общественного выбора

  11. Вклад А.В.Чаянова в экономическую науку

  12. Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского

  13. Л.В.Канторович- создатель теории линейного программирования

3. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

-Историческая школа в Германии

Посткейнсианство

Неоинституционализм

^ 6.4. Контроль самостоятельной работы студентов


Контроль самостоятельной работы студентов и качество освоения дисциплины осуществляется посредством:

– защиты рефератов и научно-исследовательских работ по проведенным исследованиям;

- отчетностью студентов по результатам выполнения ИДЗ

- выполнения тестовых заданий;

.


^ 6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов

При выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность пользоваться специализированной литературой и учебными пособиями (см. раздел 9).


^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества

освоения дисциплины

Целью текущего контроля знаний студентов является проверка ритмичности работы студентов, оценка усвоения теоретического, практического материала и приобретенных зумений и навыков.Текущий контроль обеспечивается:



Для итоговой аттестации подготовлены экзаменационные билеты – 25 шт. Билеты содержат два теоретических вопроса (приложение 3).


^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

Текущий контроль качества освоения отдельных тем и модулей дисциплины осуществляется на основе рейтинговой системы. Этот контроль осуществляется ежемесячно в течение семестра и качество усвоения материала (выполнения задания) оценивается в баллах, в соответствии с рейтинг-планом.

Для стимулирования студентов в выполнении творческой самостоятельной работы успешное выполнение тем рефератов или исследовательской работы дополнительно оценивается в2-3 балла.

Промежуточная аттестация (экзамен) производится в конце семестра и также оценивается в баллах. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра и баллов, полученных на промежуточной аттестации в конце семестра по результатам экзамена.

Максимальный балл текущего контроля составляет 60, промежуточной аттестации (экзамен) с учетом индивидуальных заданий – 40; максимальный итоговый рейтинг – 100 баллов.

Оценке «отлично» соответствует 85…100 баллов; «хорошо» – 70…84; «удовлетворительно» – 55…69; менее 55 – «неудовлетворительно»; «зачет» – 55…100.
РЕЙТИНГ-ПЛАН



Дисциплина

История экономических учений




Вид учебной работы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Кредитная

стоимость

3




Лекции

28

14

Кафедра

экономики




Практические (семинарские занятия)

26

40

Институт

ИЭФ




Лабораторные работы







Группы 3Б91,3Б92 на осенний семестр 20010/11 уч. г.




Курсовой проект (работа)







Лектор

(ученая степень, звание, должность, ФИО полностью)

к.э.н. ,доцент,. Ливщиц Вера Исаковна





Другие виды занятий (расчетно-графические работы, рефераты и т.п.)










Общая трудоемкость

54

54




ЛЕКЦИИ 54



ПРАКТ.ЗАН. 18



ЛАБОРАТ.



КУРС.ПР.



КОНСУЛЬТ. 10




ЭКЗАМЕН 16






Недели

Е

Д



Лекции

(порядковый номер, тема)


баллы




Практические, лабораторные занятия

(порядковый номер, тема)


баллы


Темы, выносимые на самост. разработку, дом задания, контр. Работы , коллоквиумы


баллы


Рубежный контроль

Макс. Балл модуля



1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

  1. Введение. Основные этапы развития экономической науки

























2

  1. Меркантилизм как первая школа политической экономии




1. Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья


2

Изучение работы Ксенофонта «Домострой»; Аристотеля «Политика»

2







3

  1. Зарождение и основные этапы становления классической политической экономии






















4

  1. Экономическое учение А. Смита




2. Меркантилизм

3

Изучение работы Т. Менна «Богатство Англии во внешней торговле»

2







5

  1. Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период.

























ЛЕКЦИИ 54



ПРАКТ.ЗАН. 18



ЛАБОРАТ.



КУРС.ПР.



КОНСУЛЬТ. 10




ЭКЗАМЕН 16









Лекции

(порядковый номер, тема)

баллы


Практические, лабораторные занятия

(порядковый номер, тема

баллы

Темы, выносимые на самост. разработку, дом задания, контр. Работы , коллоквиумы

баллы


Рубежный контроль

Макс. Балл модуля

1

2

3


4

5

6

7

8

9

6

  1. Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период.




3. Зарождение классической политэкономии. Физиократы.

2

Ф.Кенэ «Экономические таблицы»; У.Петти «Трактат о налогах и податях».Письменный ответ на вопросы

2







7

  1. Завершение классической политической экономии.






















8

8. Формирование и эволюция неоклассического направления




  1. .Развитие классической политэкономии. А.Смит и Д.Рикардо

Контрольная работа №1

2


4

Работа Д.Рикардо «Начала политической экономии…».

Фрагмент работы А.Смита «Богатство народов»

2










Контрольная точка 1







12




8

10.

01

20

9

9. Формирование и эволюция неоклассического направления




5. Эволюция классической школы.

2

Историческая школа.

3







10







6. Экономическая теория К. Маркса

2

К.Маркс «Капитал»,гл.7. План-конспект

2







11

10.Кейнсианство.




7. Формирование и эволюция неоклассического направления

2

К.Менгер «Основания политической эконмии»,гл.5.Письменный ответ на вопросы.

2







12







8 .Кейнсианство

2

Д.М.Кейнс Общая теория занятости…»,гл3,17,18.План-конспект.


2







13

11. Институционализм.




  1. Неокейнсианство.

Контрольная работа №2

2

4

Посткейнсианство

1










Контрольная точка 2







26




18




44

14







10. Институционально-социологичкское направление

2

Неоинституционализм

1







15

12 Современный либерализм и неоклассические теории




11. Экономическая мысль в России..

1

В.И.Ленин. «Империализм как высшая стадия…»,гл.1

2







16







12. Экономическая мысль в России.

1

Реферат.

2







17

13 Современный либерализм и неоклассические теории




13. Современный либерализм и неоклассические теории

2

В. Ойкен Основы нац.экономики Р.4

2







18







14.Итоговый тест

4
















Контрольная точка 3







35




25




60




экзамен



















40




итого

100



^ УТВЕРЖДАЮ СОСТАВИЛ

Зав. каф. Экономики, доц. Каф. Экономики Лившиц В. И.

Доц. Барышева Г.А.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная

  1. Агапова И.И. История экономических учений.- М.: В и М, 1997.- 230 с.




  1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. - М.: БЕК, 1996.– 190 с.

  2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2006.- 554 с.

  3. Гульбина Н.И. Очерки по истории экономической мысли: от меркантилизма до монетаризма. - Томск, 1993. – 84 с.

  4. Земцова Л.В. История экономических учений: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 1998.- 100 с.

  5. Костюк В.Н. История экономических учений: Курс лекций.. - М..: Изд-вд ЦЕНТР, 1997. – 224 с.

  6. История экономических учений/Под ред.В.Автономова, О Ананьина, Н.Макашевой:Учеб. Пособие._ М.:ИНФРА –М,2005.- 782 с.

  7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М.: Дело, 2007 – 645 с.

  8. Рыночная экономика. Хрестоматия. - М., 1992. - Т.3. 4.2. С.145-152.

  9. Титова Н.Е. История экономических учений. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 288 с.

  10. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2008 –288 с.


Дополнительная

  1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Политиздат, 1985. - Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. -Гл.2,4.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело Лтд, 1994.- 800 с.

  3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978. –

  4. История экономических учений ( современный этап): Учебник / Под ред. А.Г. Худокормова.- М.: ИНФРА- М, 1998.- 733 с.

  5. Маркс.К. Капитал. Т. 1, П.,Ш.- Макс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 23, 24. 25 ( ч.1, П )..

  6. Маркс К. К критике политической экономии. – Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 13.

  7. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. –

Прогресс. 1968. -,

  1. Экономическая теория. Хрестоматия / Сост. Е.Ф.Борисов.- М.: Высш. Шк.,1995.- 448 с.



^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- лекции читаются в учебных аудиториях с использованием технических средств, материал лекций представлен в виде презентаций в Power Point.

^ Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 080100«Экономика».

Программа одобрена на заседании кафедры экономики

(протокол № ___ от «___» ________ 2010 г.)


Автор _____________ В.И.Лившиц, к.э.н., доцент кафедры экономики


Рецензент ___________Ж.А.Ермушко, к.э. н., доцент кафедры экономики


Приложение 1.

Пример промежуточного теста
Вариант 1
1.Термин «политическая экономия» в научный оборот ввел

  1. Т. Мен

  2. А.Монкретьен

  3. К. Маркс

  4. А. Смит



2.Какой из показателей на оси ординат отражен на кривой Филлипса:


а) инфляция б) безработица; в) заработная плата; г) ссудный процент; д) ВНП.


3.Маркс считал предметом политической экономии:


  1. Условия распределения богатства

  2. Условия производства богатства

  3. Производственные отношения

  4. Хозяйственную культуру


4.Согласно неоклассическому подходу, экономика может достичь равновесия при неполной занятости ресурсов.

Да \ нет.


5. Если по кейнсианской теории потребления доход растет, то предельная склонность к потреблению падает.

Да \ нет


6.Установите соответствие между ученым (школой) и термином, категорией, законом, образным выражением, книгой, концепцией, к которым этот ученый (ученые) имеет непосредственное отношение.



  1. Фридмен М.

  2. Ранний меркантилизм

  3. Смит А.

  4. Кейнс Д.

  5. Рикардо Д.

  6. Маршалл А.

  7. Лаффер А.

  8. Маркс К.




  1. Теория прибавочной стоимости

  2. Теория экономики предложения

  3. Инвестиционный мультипликатор

  4. «Невидимая рука»

  5. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле

  6. Монетаризм

  7. Система денежного баланса

  8. Эластичность спроса и предложения по цене.






Приложение 2

Примеры вопросов итогового контроля

  1. Предмет и методология истории экономических учений.

  2. Основные этапы развития экономической науки.

  3. Экономические учения древнего Востока.

  4. Развитие экономической мысли Античного мира и Средневековья.

  5. Меркантилизм как первая школа политической экономии.

  6. Ранний и поздний меркантилизм: общие черты и различия.

  7. Предпосылки возникновения классической школы.

  8. Классическая школа: общие признаки и этапы развития.

  9. Экономические воззрения У. Петти и П. Буагильбера.

  10. Физиократы. Экономическое учение Ф. Кенэ.

  11. Экономическое учение А. Смита: общая характеристика.

  12. Теория стоимости А. Смита.

  13. Концепция «экономического человека» и «невидимой руки».

  14. Догма Смита. Теория налогообложения и роль государства.

  15. Д. Рикардо- экономист эпохи промышленной революции. Методология исследования.

  16. Экономические взгляды Д. Рикардо. Анализ стоимости и цены.

  17. Теория распределения доходов Д. Рикардо.

  18. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя.

  19. Экономические взгляды Т.Мальтуса.

  20. Завершение классической политической экономии.Экономическое учение Д.-С. Милля.

  21. Экономическое учение К. Маркса.

  22. История создания и основные идеи «Капитала» К. Маркса.

  23. К. Маркс: теория стоимости и прибавочной стоимости

  24. Историческая школа

  25. Маржинальная революция: содержание и основные этапы.

  26. Общая характеристика неоклассического направления.

  27. Первый этап маржинальной революции: Австрийская школа.

  28. Математическая школа. Л.Вальрас и В. Паретто.

  29. Экономические взгляды А. Маршалла.

  30. Теория предельной производительности Д.Б. Кларка.

  31. Кейнсианства: причины возникновения и основные идеи.

  32. «Теория эффективного спроса» Д.М. Кейнса.

  33. Неокейнсианство. Эволюция кейнсианства.

  34. Неолиберализм. В.Ойкен и Ф.Хайек.

  35. Кризис кейнсианства и возникновение неоконсерватизма.

  36. Современный монетаризм. Экономические взгляды М. Фридмена.

  37. Теория рациональных ожиданий.

  38. Экономическая теория предложения.

  39. Ранний институционализм.

  40. Неоинституционализм. Экономические концепции Д. Гелбрейта и Р. Коуза.

  41. Развитие экономической мысли в России (конец 19 –начало 20 вв.)

В.И. Ленин об империализме и развитии социализма


Приложение 3

Пример экзаменационного билета

1. Предмет и методология истории экономических учений.

2. Неоинституционализм. Экономические концепции Д. Гелбрейта и Р. Коуза



rabochaya-programma-po-discipline-elektrotehnika-i-promishlennaya-elektronika.html
rabochaya-programma-po-discipline-en-f-01-1-algebra-i-geometriya-dlya-napravleniya-230100-62-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
rabochaya-programma-po-discipline-en-f-04-01-obshaya-i-neorganicheskaya-himiya.html
rabochaya-programma-po-discipline-en-f-05-3-ekologiya-mnogostupenchatoj-professionalnoj-podgotovki-po-specialnosti-napravleniya-655900-specialnosti-napravleniya.html
rabochaya-programma-po-discipline-en-f-09-ekologiya.html
rabochaya-programma-po-discipline-en-f06-organicheskaya-himiya-dlya-specialnosti-240302.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-profilaktike-terrorizma-i-ekstremizma-provodimih-v-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-primorskogo-kraya-na-2012-god-stranica-13.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/severnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • crib.bystrickaya.ru/hvatit-rabotat-na-figurnoe-katanie-novosti-7.html
  • student.bystrickaya.ru/33-professionalnaya-podgotovka-letnogo-sostava-nastavlenie-po-proizvodstvu-poletov.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-uchebno-metodicheskogo-obedineniya-vuzov-rossii-po-obrazovaniyu-v-oblasti-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-a-a-vot-ti-gde-rodimij-zasekla.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxviii-vozvrashenie-aleksandr-dyuma-tri-mushketera-s-illyustraciyami.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-duhovnoe-voskresenie-voprosi-bez-otvetov-glava-pochemu-oni-veryat.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-ocenke-raboti-studentov-s-ispolzovaniem-mnogoballnoj-shkali.html
  • essay.bystrickaya.ru/blok-tehnika-sistemi-krivich-psihologicheskaya-koncepciya-informacionnogo-rekonstruirovaniya-narodnih-tradicij-fizicheskoj-kulturi.html
  • report.bystrickaya.ru/informatika-i-informacionnie-tehnologii-v-ekonomike.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-vstuplenie-3-ponyatie-gosudarstvennoj-registracii-prav-na-nedvizhimoe-imushestvo-i-sdelok-s-nim-4-poryadok-gosudarstvennoj-registracii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-g-g-diligenskij-stranica-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-municipalnogo-obrazovaniya-orzhickoe-selskoe-poselenie-municipalnogo-obrazovaniya-lomonosovskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-resheni-e.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdel-tretij-prepodobnij-nil-sorskij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-zamestitel-predsedatelya-komiteta-po-informatizacii-i-svyazi-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-5-issledovatelskaya-i-tvorcheskaya-rabota-gimnazistov-programma-konferencii-6-dokladi-na-plenarnom-zasedanii-13.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tuda-vtekaet-a-ottuda-ne-vitekaet-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie.html
  • grade.bystrickaya.ru/novij-vek-russkogo-parlamentarizma-pervij-kanal-novosti-14-10-2005-kokorekina-olga-12-00-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya17-19111984-m-k-mamardashvili-psihologicheskaya-topologiya-puti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-521-bezopasnost-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-obektov-promishlennosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aerotenki-vitesniteli-bez-regeneratorov-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij-dlya-ochistki-stochnih-vod.html
  • letter.bystrickaya.ru/mir-kak-v-zhizni-i-kak-v-iskusstve-vtoroj-plan-46-kompozitor-48-rezhisserskij-scenarij-49-otstuplenie-o-pravde.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rejting-vipolneniya-zadanij-pervoj-chasti-po-gorodam-i-rajonam-matematika-sbornik-analiticheskih-materialov-edinij.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-istochnikov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-srednee-professionalnoe-obrazovanie-proekt-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/92-prepyatstviya-i-trudnosti-po-voprosam-detej-invalidov-konsolidirovannij-tretij-i-chetvertij-doklad.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-39.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-a-schaste-bilo-tak-vozmozhno-po-povesti-i-s-turgeneva-.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-holodilnoj-kameri-dlya-hraneniya-yablok.html
  • znanie.bystrickaya.ru/63-temi-obrazi-syuzheti-v-tvorchestve-s-kalyaeva-nauchno-prakticheskoe-spravochnoe-posobie-sandzhi-kalyaevich-kalyaev.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-opita-ispolzovaniya-kompyuternih-tehnologij-v-prepodavanii-disciplini-analiticheskaya-himiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-pereutverzhdenii-rp-na-ocherednoj-uchebnij-god-i-registraciya-izmenenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverdit-generalnij-plan-selskogo-poseleniya-vahovsk-s-raschetnoj-chislennostyu-naseleniya-do-2028-goda-2-580-chelovek-soglasno-prilozheniyu-reshenie-opublikovat-v-rajonnoj-gazete-novosti-priobya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/studencheskoe-lekcionnoe-turne-slt-russia-cis-201112.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.