.RU

Рабочая программа сертификационного цикла общего усовершенствования по специальности “хирургия” Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академии»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СЕРТИФИКАЦИОННОГО ЦИКЛА ОБЩЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ “ХИРУРГИЯ”


Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Кафедра хирургических болезней с курсами урологии, рентгенологии и эндоскопии

Всего часов – 144; 4 недели


Тюмень, 2009 год

Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта ПДО


Рабочая программа сертификационного цикла общего усовершенствования

по специальности “хирургия”


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней с курсами урологии, рентгенологии и эндоскопии (протокол № 8, «28» мая 2009 г.)


Согласовано:


Декан, председатель Ученого Совета ФПК и ППС Жмуров В.А.


«4» июня 2009 года


Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (


Автор программы: д.м.н., проф. Машкин А.М.


Рецензенты:

Заведующий кафедрой факультетской хирургии с курсом урологии ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава, д.м.н., профессор В.Л.Полуэктов


Заведующий кафедрой факультетской хирургии ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава д.м.н., профессор Б.К.Гиберт

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальность «хирургия» утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009 г. N 210н г. Москва «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»
Для стажированных специалистов предусмотрена следующая форма послевузовской профессиональной подготовки по хирургии:

общее усовершенствование по специальности, очная форма

1 месяц - 144 часа

Предусмотрено непрерывное усовершенствование в течение всей профессиональной деятельности стажированного специалиста-хирурга, осуществление многовариантных по форме и продолжительности видов последипломного усовершенствования. Основной формой этого этапа является сертификационный (аттестационный) цикл. Согласно существующим положениям обучение на сертификационном цикле врача-специалиста осуществляется не реже, чем один раз в пять лет. Другие формы усовершенствования: циклы тематического усовершенствования, обучающие школы, школы семинары предназначены для повышения квалификации в каком-либо узком направлении хирургии.


^ Цель усовершенствования: усовершенствование знаний и умений высококвалифицированного врача специалиста-хирурга, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные задачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья больного.


^ Основные задачи усовершенствования:

1. Повышение уровня знаний по основным разделам хирургии, избранным вопросам смежных дисциплин.

2. Расширение объёма практических навыков и умений, позволяющих оказывать лечебно-диагностическую помощь в экстренной, плановой и гнойной хирургии при наиболее часто встречающейся патологии.

3. Освоение вопросов организации хирургической помощи, основ санитарно-эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после частных заболеваний и осложнений в хирургии, а также ведение медицинской документации, в том числе учетно-отчетной.


^ Исходный уровень знаний обучающихся:

Знать:

1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся неотложных и плановых хирургических заболеваний.

2. Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.

3. Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.

4. Способы лечения, показания к их применению.

5. Деонтологические аспекты в хирургии.

Быть ознакомлены:

1. С вопросами организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями.

2. С вопросами диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценкой трудоспособности.

3. С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными поисками, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.


Уметь:

1. Собрать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования.

2. Составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.

3. Сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.

  1. Сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению.

5. Выполнять предусмотренные квалификационной характеристикой врачебные хирургические операции и манипуляции.


^ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


В соответствии с требованиями специальности врач-хирург должен знать и уметь:


1. Общие знания


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации хирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому населению и детям;

- топографическую анатомию основных областей тела (головы, шеи, грудной клетки, передней брюшной стенки и брюшной полости, нижних конечностей); анатомические особенности детского возраста;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии при хирургической патологии; взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;

- основы водно-электролитного обмена:

- кислотно-щелочной баланс;

- возможные типы их нарушений и принципы лечения в детском возрасте и у взрослых;

- патофизиологию травмы и кровопотери, профилактику терапию шока и кровопотери, патофизиологию раневого процесса;

- физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови,показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;

- общие, функциональные, инструментальные и другие специальные методы обследования хирургического больного;

- вопросы асептики и антисептики в хирургии);

- принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей;

- основы фармакотерапии при хирургических заболеваниях, включая общее и местное применение антибиотиков, гормонотерапию;

- основы иммунобиологии, микробиологии;

- основы рентгенологии и радиологии;

- клиническую симптоматику основных хирургических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику "пограничных" заболеваний в хирургической клинике (урология, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни);

- принципы подготовки больных (взрослых и детей) к операции и ведение послеоперационного периода;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, ВТЗ диспансеризации и реабилитации хирургических больных;

- применение физиотерапии, лечебной физкультуры;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у хирургических больных, в первую очередь при предоперационной подготовке и в послеоперационном периоде;

- оборудование операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой; хирургический инструментарий, применяемый при различных хирургических операциях;

- принципы организации и проведения диспансеризации населения;

- экономические вопросы хирургической службы;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и военно-полевой хирургии;

- формы и методы санитарно-просветительной работы.


2. Общие умения


- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;

- оценить тяжесть состояния больного и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий;

- оказать необходимую срочную первую помощь (искусственное дыхание, массаж сердца, иммобилизация конечности при переломе, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, промывание желудка при отравлении, срочная трахеостомия при асфиксии);

- определить необходимость применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, эндоскопических и др.), организовать их выполнение и дать правильную интерпретацию результатов;

- определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;

- провести дифференциальную диагностику основных хирургических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к операции;

- разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции, определить степень нарушений гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма больного к операции;

- определить группу крови, провести пробы на совместимость и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, выявить возможные трансфузионные реакции и осложнения и провести борьбу с ними;

- обосновать наиболее целесообразную тактику операции при данной хирургической патологии и выполнить ее в необходимом объеме;

- обосновать методику обезболивания и, при необходимости, выполнить его;

- разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить всю необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

- проводить санитарно-просветительную работу с населением и больными;

- составить отчет о своей работе и провести анализ ее

эффективности.


3. Специальные знания и умения


Специалист-хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих заболеваниях и состояниях:

- травматический шок;

- острая кровопотеря;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность;

- острый токсикоз, включая синдром длительного раздавливания.


Неотложная хирургия:

- острый аппендицит;

- перфоративная язва желудка и 12-перстной кишки;

- острое гастродуоденальное кровотечение;

- ущемленная пупочная, бедренная и паховая грыжа;

- острая кишечная неопроходимость;

- тромбоз мезентериальных сосудов;

- перитонит;

- острый холецистит;

- острый панкреатит;

- острая артериальная непроходимость;

- почечнокаменная болезнь с обструкцией мочевыводящих путей, острое воспаление придатков матки, нарушенная и внематочная беременность.


Плановая хирургия:

- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

- хронический аппендицит;

- грыжи живота;

- хронический холецистит, желчнокаменная болезнь;

- заболевания пищевода и диафрагмы;

- дисгормональные заболевания молочной железы;

- заболевания щитовидной железы: эндемический зоб и реотоксикоз;

- геморрой; параректальные свищи;

- варикозное расширение вен и постфлебитический синдром.


Онкология:

- рак желудка;

- опухоли ободочной кишки;

- рак прямой кишки;

- рак молочной железы;

- рак легкого;

- доброкачественные опухоли кожи, клетчатки, соединительной ткани, мышечной, сосудистой и нервной ткани.


Травматология:

- ушибы, растяжения, разрывы;

- травма черепа; закрытые и открытые повреждения головного и спинного мозга; переломы позвоночника;

- закрытая и открытая травма груди; открытый и закрытый гемопневмоторакс, напряженный пневмоторакс, тампонада сердца;

- переломы ребер и грудины;

- ушибы и переломы костей таза;

- переломы и вывихи костей нижних конечностей;

- термические (ожоги и отморожения), химические и радиационные повреждения;

- раны, лечение свежих и гнойных ран.


Гнойная хирургия:

- сепсис: клиника, диагностика, лечение (в том числе перитонеального);

- гнойные маститы;

- гнойные воспаления кожи и подкожной клетчатки (фурункул, карбункул и лимфаденит);

- гематогенный и травматический остеомиелит;

- гнойные заболевания кисти и пальцев;

- гнойные заболевания легких и плевры (абсцессы и гангрена, бронхоэктазы, эмпиема плевры);

- специфическая и анаэробная инфекция (столбняк, газовая гангрена), неклостридиальная анаэробная инфекция;

- кишечные свищи.


Детская хирургия:

- особенности клиники, диагностики, профилактики и лечения основных хирургических заболеваний в разные периоды детства,начиная от периода новорожденности;

- реанимация и интенсивная терапия неотложных состояний у детей и новорожденных;

- пороки развития легких, сердечно-сосудистой системы, органов брюшной полости и забрюшинного пространства, конечностей.


Специалист хирург должен знать клинику, диагностику, профилактику и лечение основных заболеваний;

- сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, нарушения ритма сердца, застойная недостаточность сердца при пороках сердца, кардиосклероз и миокардиопатии);

- легких (отек легких, острый бронхит и пневмония, хронический плеврит, бронхиальная астма, инфаркт легкого, хроническая дыхательная недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии и ее ветвей);

- желудочно-кишечного тракта (эзофагит, гастрит, послеоперационные заболевания желудка, хронические энтериты и колиты, гепатит, панкреатит и холецистит);

- мочевыделительной системы (гломерулонефрит, острая и хроническая почечная недостаточность, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь);

- эндокринной системы и нарушений обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-констуциональное ожирение);

- системы кроветворения (лейкозы, железодефицитная и В-12 фолиево-дефицитная анемия, геморрагический васкулит, тромбоцитопеническая пурпура);

- костно-мышечной системы и соединительной ткани (ревматизм и ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит, остеохондроз, остеоартроз, подагра, склеродермия, узелковый периартрит);

- профессиональных заболеваний и жизнеопасной лекарственной патологии, вызывающей анафилактический шок, отек Квинке, сывороточную и лекарственную болезнь, кандидамикоз и дисбактериозы кишечника.


4. Операции и манипуляции:


- первичная хирургическая обработка ран;

- наложение сосудистого шва;

- экстренная торакотомия и лапаротомия; ушивание открытого пневмоторакса; ушивание ран легкого и сердца;

- декомпрессивная трепанация черепа;

- ушивание ран и резекция кишки при повреждениях кишечника и брыжейки, ушивание ран печени, спленэктомия;

- дренирование плевральной, брюшной полостей и средостения;

- аппендэктомия при остром и хроническом аппендиците;

- грыжесечение при плановой и ущемленной паховой, бедренной или пупочной грыже;

- холецистэктомия и холецистостомия при остром холецистите;

- ушивание перфоративной язвы желудка и 12-перстной кишки;

- наложение гастростомы и колостомы;

- удаление геморроидальных узлов;

- трахеостомия и трахеотомия;

- удаление инородных тел из мягких тканей:

- вскрытие гнойников: абсцесса, флегмоны, парапроктита, панариция и др.;

- обработка термических ожогов всех степеней;

- остановка кровотечения при повреждениях магистральных сосудов; временное шунтирование артерий;

- операция при нарушенной внематочной беременности;

- удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей мягких тканей;

- пункция плевральной полости, перикарда, брюшной полости и крупных суставов;

- репозация переломов, транспортная иммобилизация при повреждениях конечностей и позвоночника;

- вправление вывихов костей;

- паранефральная, вагосимпатическая и регионарная блокада;

- катетеризация и надлобковая пункция мочевого пузыря;

эпицистостомия;

- наложение гипсовых повязок при различной локализации переломов и других повреждениях.

proizvodstvenno-kommercheskoj-stranica-20.html
proizvodstvenno-tehnicheskij-otdel-informacionnij-byulleten-po-itogam-raboti-respublikanskih-uchrezhdenij-kulturi-iskusstva.html
proizvodstvennoe-obedinenie-alina-stranica-16.html
proizvodstvennoe-osveshenie-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
proizvodstvennoj-programmi-predpriyatiya-upravlencheskij-aspekt-uchebnoe-posobie-tambov-2002-vvedenie-stranica-4.html
proizvodstvo-betona-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-publichnij-doklad-po-itogam-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnaya-zhaloba-kak-sredstvo-zashiti-prav-grazhdn-ot-nezakonnih-dejstvij-bezdejstviya-dolzhnostnih-lic-i-specifika-ee-pravovogo-regulirovaniya-v-tamozhennih-organah-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-redakciej-n-m-nazarovoj-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-pazilovoj-oformlenie-perepleta-hudozhnika-e.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-kompleks-irkutskoj-oblasti-vzaimovigodnoe-sotrudnichestvo-s-kitaem.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-profilaktika-i-preventivnie-meropriyatiyapreduprezhdeniya-rasstrojstv-golosa-lavrova-e-v-logopediya-osnovi-fonopedii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-0000-6-armatura-promishlennaya-truboprovodnaya-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkuda-v-kabardinskom-yazike-obilie-tyurkskih-slov-prichem-dovolno-arhaichnih.html
  • control.bystrickaya.ru/edmaya-chast-upanishadi-perevod-i-predislovie-a-ya-sirkina.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-iii-zhne-iv-sanatti-nisandar-shn-orshaan-ortani-emissiyasina-rsat-beru-memlekettk-izmet-ii-iii-zhne-iv-sanatti-nisandar-shn-orshaan-ortani-emissiyasina-rsat-beru.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-predupredilo-o-vozmozhnih-chrezvichajnih-situaciyah-v-krasnodarskom-krae-iz-za-silnih-dozhdej-grada-i-shkvalistogo-vetra-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-16082011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nejtronnie-zvyozdi-pulsari-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/marina-pugacheva-topiki-16-12-2011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opravdanie-detstva-kak-fenomena-kulturi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turali-azastan-respublikasini-kmet-auli-eted.html
  • college.bystrickaya.ru/25-sposobov-zavoevat-raspolozhenie-lyudej-stranica-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delam-yunesko-mid-rossii-pri-sodejstvii-byuro-yunesko-v-moskve-moskva-noyabr-2003g-rossiya-yunesko.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obraz-delovoj-zhenshini-v-sredstvah-massovoj-informacii.html
  • report.bystrickaya.ru/izmenenie-zayavok-i-ih-otziv-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-rabot-po-remontu-tehnicheskomu-uhodu-i-obsluzhivaniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radiozhurnalistika-v-voprosah-i-otvetah-programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-i-kurs-i-proizvodstvennoj-praktiki.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-24.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernij-aspekt-mestoimennoj-referencii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-principi-i-prakticheskoe-primenenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-opita-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya-na-osnove-kraevedcheskih-materialov-kak-sredstvo-povisheniya-motivacii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-12.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sintez-nauki-religii-i-filosofii-stranica-17.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-vivodi-avtonomnie-elektronnie-stimulyatori-organov-i-tkanej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chem-blizki-mne-nravstvennie-ideali-novih-lyudej-po-romanu-chernishevskogo-chto-delat.html
  • tasks.bystrickaya.ru/325-svedeniya-o-nalichii-u-emitenta-licenzij-620010-rossiya-gorod-ekaterinburg-hibinogorskij-pereulok-33-informaciya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-funkcionirovanii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-i-neobhodimosti-uluchsheniya-naimenovanie-podrazdeleniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posle-vihoda-v-svet-moej-knigi-v-plenu-illyuzij-posvyashennoj-borbe-s-potrebleniem-alkogolya-proshlo-nemnogim-bolee-pyati-let-chto-zhe-zastavlyaet-menya-snova-vzyat-stranica-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raskol-v-socialnoj-sisteme-a-dzh-tojnbi-postizhenie-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/politika-mezhdunarodnogo-valyutnogo-fonda-v-latvii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-adresnaya-socialnaya-pomosh-naseleniyu-vdoklade-otrazheni-meri-prinimaemie-gosudarstvom-po-realizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.