.RU

Рабочая программа рассмотрена на мо учителей естественно-географического цикла


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Болотного


Рабочая программа


Школьное творческое объединение

«Комнатное цветоводство»

Автор: Тяжеломова Наталья Борисовна

Учитель биологии

Первой квалификационной категории

Рабочая программа рассмотрена на МО

учителей естественно-географического цикла

утверждена приказом директора


2009 г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Комнатное цветоводство» разработана в связи с растущим интересом детей и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность, поскольку человеку всегда было свойственно желание иметь рядом с собой растения, украшающие жилые помещения и улучшающие настроение. С ростом промышленного и жилищного строительства в Сибири потребность в интерьерных (комнатных) растений увеличивается. Для Сибири, где восемь месяцев в году человек лишен общения с растениями, это тем более необходимо, ведь комнатные растения доставляют человеку не только эстетическое наслаждение. Но и играют большую роль в оздоровлении окружающей среды.

Цель: формирование мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и с самим собой.

Задачи:

  1. Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства;

  2. Прививать практические навыки по уходу за растениями;

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;

  4. Развивать познавательный интерес детей;

  5. Повышать экологическую грамотность учащихся.

Кружок «Комнатное цветоводство» - внеурочная работа, она не является обязательной для всех учащихся.


Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет.

Срок реализации программы 3 года. Занятия кружка проводятся 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В кружке занимаются дети, проявляющие интерес к биологии.

Кружковая работа с комнатными растениями вызывает интерес у многих учащихся, помогает расширить их биологические знания. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Существенный интерес для детей и их родителей представляет информация о влиянии комнатных растений на воздух в помещении, на состояние человека.

Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится переместить в свое жилище. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно проявляется стремление узнать о них как можно больше. Дети задают вопросы: « Откуда происходят эти растения? Какие условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создавать для лучшего произрастания их в помещении? Как размножаются эти растения? Почему растение болеет? Как бороться с вредителями растений? Чем полезно это растение?» Задачей учителя является поддержать любознательность ученика, объяснить, научить искать ответы на вопросы в справочной литературе. Это будет способствовать формированию у учеников потребности в приобретении новых знаний и умения получать их путем самообразования.

Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Образовательная программа кружка «Комнатное цветоводство» реализуется через следующие курсы.

1 год – курс «Многообразие комнатных растений»

2 год – курс «Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений»

3 год – курс «Комнатные растения: уход и лечение».

Первый год обучения посвящен подробному изучению многообразия семейств и видов комнатных растений, обучению паспортизации цветов, подготовке и проведению мастер-классов о различных группах комнатных растений, созданию проекта фитоуголка и дизайна в классах.

Второй год обучения посвящен реализации проекта школьного фитоуголка, созданию коллекций комнатных растений в классных кабинетах и оформлению школы цветами, а так же подробному изучению содержания выращивания растений, способов их размещения в помещении, влияние аромата, цвета и кроны цветов на психологическое состояние человека, влияние цветов на оздоровление окружающей среды; предусмотрено проведение мастер-классов на эти темы.

Третий год обучения посвящен подробному изучению причин заболеваний растений, их лечению, характерных недомоганий комнатных цветов различных семейств, мерам борьбы с различными вредителями растений; предусмотрено проведение мастер-классов на эти темы и оформление методических папок.

Все три года обучения дети занимаются выращиванием молодых растений для школы и уход за ними под руководством учителя.

Принципы работы при реализации программы:

Методическое обеспечение.

Методы работы при реализации программы:

Формы работы:

  1. Работа с определителями и справочной литературой;

  2. Паспортизация растений;

  3. Профилактический осмотр комнатных растений;

  4. Уход за комнатными растениями;

  5. Создание тематических папок;

  6. Размещение растений в помещении;

  7. Подготовка к проведению мастер-классов по темам;

  8. Проектирование фитоуголка;

  9. Создание фитоуголка;

  10. Проектирование и создание коллекций в кабинетах;

  11. Озеленение коридоров и столовой в школы;

  12. Экскурсия;

  13. Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека;

  14. Практические занятия по пересадке растений;

  15. Практические занятия по размножению комнатных растений;

  16. Выращивание молодых растений;

  17. Лекции, беседы.

Формы подведения итогов реализации программы:

Требования к учащимся по окончании курса.

Учащиеся должны знать:

- значение растений в природе и жизни человека;

- многообразие комнатных растений;

- основные правила ухода за комнатными растениями;

- некоторые заболевания растений и меры помощи растениям.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- осуществлять действие по уходу за комнатными растениями, по их пересадке, размножению, размножению в помещении;

- осуществлять действия по озеленению;

- распознавать комнатные растения;

- оформлять результаты работы;

- подготавливать сообщения и выступать с ними.


Тематическое планирование

^ 1год обучения

Курс «Многообразие комнатных растений» (68 ч.)







Тема занятия

Часы теория

Часы практика




1 Раздел «Начальные сведения о комнатных растениях"»4ч.







1

Происхождение комнатных растений. Инвентарь садовода.

1




2

Уход за растениями




1

3

Морфология растений

1




4

Профилактический осмотр растений




1




2 Раздел «Многообразие комнатных растений» 34ч.







1

Семейство бромелиевых

1




2

Уход за растениями




1

3

Семейство кактусов

1




4

Уход за растениями




1

5

Семейство бегониевых

1




6

Уход за растениями




1

7

Семейство пальмовых

1




8

Уход за растениями




1

9

Семейство геснериевых

1




10

Уход за растениями




1

11

Семейство молочайных

1




12

Уход за растениями




1

13

Семейство ароидных

1




14

Уход за растениями




1

15

Семейство орхидных

1




16

Уход за растениями




1

17

Семейство амариллисовых

1




18

Уход за растениями




1

19

Семейство аизовых

1




20

Уход за растениями




1

21

Семейство папоротники

1




22

Уход за растениями




1

23

Семейство рутовых

1




24

Уход за растениями




1

25

Семейство марантовых

1






26

Уход за растениями




1

27

Семейство росянковых

1




28

Уход за растениями




1

29

Семейство аралиевых

1




30

Уход за растениями




1

31

Семейство драценовых

1




32

Уход за растениями




1

33

Паспортизация комнатных растений




1

34

Паспортизация комнатных растений




1




3 Раздел Создание проекта «Радужный мир» 6ч.







1-3

Проектирование фитоуголка в зоне отдыха

3




4

Уход за растениями




1

5

Проектирование коллекций цветов в школьных кабинетах

1




6

Проектирование оформления цветами коридоров школы и столовой

1







4 Раздел «Мастер – классы» 24ч.







1-2

Подготовка мастер – класса «В мире кактусов»

2




3

Уход за растениями




1

4-9

Демонстрация мастер – класса «В мире кактусов»




6

10

Уход за растениями




1

11-12

Подготовка мастер – класса «В гостях у тётушки герани»

2




13

Уход за растениями




1

14-22

Демонстрация мастер – класса «В гостях у тётушки герани»




8

23

Посадка молодых растений




1

24

Подготовка молодых растений к ярмарке – продаже




1



^ 2 год обучения

Курс «Содержание и выращивание комнатных растений

Комнатные растения в интерьере» (68ч)



Тема занятия

Часы теория

Часы практика




1 Раздел Реализация проекта «Радужный мир» 18ч.







1-2

Паспортизация растений




2

3-4

Посадка крупных растений для зоны отдыха и коридора




2

5-6

Посадка хлорофитумов для коридоров




2

7-8

Посадка цветов для столовой




2

9-10

Создание коллекций цветов в кабинетах




2

11-12

Создание паспортов коллекций

1

1

13

Уход за растениями




1

14

Посадка фиалок для фитоуголка




1

15

Оформление композиции фитоуголка




1

16

Уход за растениями




1

17-18

Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани»




2




2 Раздел «Содержание и выращивание комнатных растений» 22ч.







1

Размещение композиции растений в помещении

1




2

Уход за растениями




1

3

Требования растений к содержанию

1




4

Уход за растениями




1

5

Правила перевалки и пересадки

1




6

Практика по пересадке растений




1

7

Уход за растениями




1

8

Размножение растений черенками (верхушечными, листовыми, стеблевыми)

1




9

Размножение растений усами, отпрысками, отводками

1




10

Уход за растениями




1

11

Размножение растений делением куста

1




12

Размножение растений семенами, луковицами, клубнями

1






13

Уход за растениями




1

14

Размножение растений прививкой

1




15

Размножение пальм, папоротников, суккулентов, кактусов

1




16

Уход за растениями




1

17

Формирование кроны (прищипка, подвязка, обрезка, омоложение)

1




18

Проблемы при выращивании комнатных растений

1




19

Вредители комнатных растений

1




20

Меры борьбы с вредителями растений

1




21

Профилактический осмотр растений




1

22

Обработка растений от вредителей




1




3 Раздел «Комнатные растения в интерьере» 22ч.







1

Растения, очищающие воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов

1




2

Влияние кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека

1




3-4

Подготовка мастер – класса «Влияние комнатных растений на экологическую обстановку в помещении и на состоянии человека»

2




5-6

Проведение мастер – класса «Влияние комнатных растений на экологическую обстановку в помещении и на состоянии человека»




2

7-8

Подготовка мастер – класса «Бегонии разные и прекрасные»

2




9-12

Демонстрация мастер – класса «Бегонии разные и прекрасные»




4

13-14

Подготовка мастер – класса «Декоративно – лиственные растения»

2




15

Размножение растений, посадка




1

16

Пересадка растений




1

17-18

Проведение мастер – класса «Декоративно – лиственные растения»




2

19

Уход за растениями




1

20

Подготовка молодых растений к ярмарке - продаже




1

21

Профилактический осмотр растений




1

22

Обработка растений от вредителей




1




4 Раздел «Проектирование» 6ч.








1-3

Работа над созданием проекта «Цветущий водопад»

3




4-5

Посадка молодых растений для реализации проекта

2




6

Уход за рассадой

1






^ 3 год обучения

Курс «Комнатные растения: лечение и уход» (68 ч.)



Тема занятия

Часы теория

Часы практика




1 Раздел Работа по реализации проекта «Цветущий водопад» 9ч.







1

Вводное занятие

1




2

Уход за растениями




1

3-4

Паспортизация растений




2

5-6

Расположение растений в помещении в зависимости от освещения

1

1

7

Уход за растениями




1

8

Посадка цветов в коридор




1

9

Обработка цветов от вредителей




1




2 Раздел «Заболевания растений» 20ч.







1-2

Неинфекционные заболевания растений

2




3

Уход за растениями




1

4-5

Необходимые элементы питания. Признаки их недостатка и избытка

2




6

Удобрения и способы их внесения

1




7

Подкормка растений




1

8

Уход за ослабленными и недавно пересаженными растениями


1




9

Уход за растениями




1

10-13

Вредители комнатных растений

2

2

14

Профилактический осмотр растений




1

15

Обработка растений от вредителей




1

16-17

Инфекционные болезни комнатных растений, вызванные грибами

2




18

Инфекционные бактериальные болезни растений

1




19

Инфекционные вирусные болезни растений

1




20

Уход за растениями

1







3 Раздел «Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств» 12ч.







1

Характерные недомогания папоротников

1




2

Характерные недомогания суккулентов

1




3

Характерные недомогания пальм

1




4

Характерные недомогания бромелиевых

1




5

Характерные недомогания марантовых

1




6

Характерные недомогания бегониевых

1




7

Характерные недомогания геснериевых

1




8

Характерные недомогания ароидных

1




9

Характерные недомогания гераниевых

1




10

Уход за растениями




1

11

Средства защиты комнатных растений

1




12

Обработка растений




1




4 Раздел «Мастер – классы» 17ч.







1-2

Подготовка мастер – класса «Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств»

1

1

3-4

Демонстрация мастер – класса «Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств»




2

5-6

Демонстрация мастер – класса «Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств»




2

7-9

Осмотр и обработка растений




2

10

Уход за растениями




1

11-12

Подготовка мастер – класса «Фиалки, фиалки…»

2




13-17

Демонстрация мастер – класса «Фиалки, фиалки…»




5




5 Раздел Проект «Зеленая стена» (каб. 21 – мед. кабинет) 7ч.







1-4

Работа над созданием проекта

4




5-6

Посадка молодых растений для реализации проекта




2

7

Уход за рассадой




1




6 Раздел «Выращивание комнатных растений на ярмарку» 3ч.







1

Посадка растений для ярмарки - продажи




1

2

оформление паспортов растений для продажи




1

3

Уход за рассадой и растениями в школе




1



^ Содержание 1 года обучения

Курс «Многообразие комнатных растений»68ч

1.Раздел.

Начальные сведения о комнатных растениях 4ч

Происхождение. Родина большинства комнатных растений – тропики Южной Америки, Азии, Африки, Австралии. Начало цветоводства в домашних условиях в Древней Греции; развитие комнатного цветоводства в Скандинавии, где более суровый климат. Сначала выращивали лекарственные культуры, а затем декоративные .

В XVII – XIX веках введенные в комнатное цветоводство большинство нынешних комнатных растений из тропиков. Первые экзотические комнатные растения – лимон и апельсин. Сведения о инвентаре комнатного цветоводства (лопатка, грабельки, кашпо, ножницы, рыхлитель)

Морфология растений:

Корень. Стебель (функции стебля – поддержка надземной части и связь между корневой системой и листовой; виды стеблей – прямостоячий, ползучий, вьющийся и др.).

Листья (основная функция – фотосинтез; строение листа; виды жилкования – сетчатое, дуговое и параллельное; виды прикрепления листа к стеблю – черешчатый, сидячий, стеблеобъемлющий, с прилистником, с раструбом; названия листьев в зависимости от края листовой пластинки).

Цветки(функция цветника – семенное размножение; части цветка).

Соцветия (кисть, метелка, зонтик, щиток, колос, сережка, початок).

Уход за комнатными растениями (освещение, полив, земляная смесь, симптомы болезни растения; первая помощь растению);

Профилактический осмотр растений (практическая работа).

2.Раздел

Многообразие комнатных растений. 34 ч.

Семейство бромелиевые: ананас, вриезия, гусмания, эхмея, криптантус, тилландсия. Разетки их листьев образуют воронки, через которые растения получают питательные вещества и влагу. Из тр.Америки. Особенности почвы, полива, размножения.

Семейство кактусовые: ребуция, лобивия, цереус, хатиора, зигокактус, опунция, маммиллярия идр. Суккуленты, листья видоизмененные в колючки или волоски, бывает восковой налет. Из Африки, Америки.

Особенности полива, размножения, температурного режима.

Семейство бегониевые (800 видов): тигровая, мессона, королевская, рэкс, клубеньковая, клеопатра, голая, борщевиколистная и др.

Ассиметричные листья разнообразной формы. Особенности ухода, размножения.

Семейство пальмовых (2500 видов): хамедорея, хамеропс, кокосовая, финиковая и др. Из Юж.Америки и Африки. Древовидные растении, на вершине стебля перистые или веерные листья очень большой длинны. Особенности ухода, размножения. Семейство геснериевых (1800 видов): узамбарские фиалки, глоксинин, эписция, сперептокарпус. Не переносят прямых солнечных лучей.

Травы, полукустарники, яркие цветники и бархатистые листья, корневая розетка . Из тропических лесов. У глоксиний после цветения надземная часть отмирает.

Особенности ухода, размножения.

Семейство молочайных (7500 видов): молочай ребристый, молочай прекраснейший, акалифа, пуансетия, кодиеум и др. На поперечном резе стебля выделяется ядовитый млечный сок. Из тропической Америки, тр.Африки и Ю-В Азии. Есть суккуленты, травы, деревья.

Особенности ухода и размножения.

Семейство ароидные (2000 видов): антуриум, спатифиллум, диффенбахия, аморфофаллюс, монстера, кала. Соцветие початок с прицветным покрывалом, млечный ядовитый сок из тропиков.

Особенности ухода и размножения. Семейство орхидейные-разнообразные орхидеи из тр.Америки и Азии. Особый аромат, особое строение цветка. Особенности ухода – высокая влажность воздуха, без сквозняков, без перепадов температур, яркое освещение.

Семейство амариллисовых (1100 видов): амариллис, гиппеаспирум, кливия, валота, гемантус. Из тр.Африки и тр.Америки. Луковичные, роже корневищные, растения; Соцветие зонтик, цветки крупные, яркие, воронковидные на длинной стрелке – цветоносе. Листья длинные, языковидные, ярко – зеленые. Особенности ухода, размножения.

Семейство папоротников: венерин волос, нефролепис, птерис, платицерум. Споровые растения, листья – вайи от земли. Особенности ухода и размножения.

Семейство аизовых: «живые камни», литопсы. Из пустыней Африки. Мелкие растения, напоминают стволики, рассеченные сверху, которые образованы парой сросшихся листьев. Цветки по форме напоминают ромашку. Особенности ухода и размножения.

Семейство рутовых (цитрусовых): апельсин, лимон, мандарин. Плод померанец. Особенности ухода.

Семейство марантовых: маранта, калатея. Из тропиков Евразии и Америки. Листья необыкновенно эффектные: покрыты яркими жилками или пятнами. Подземное корневище, короткие вертикальные стебли, розетки листьев. Цветки невзрачные собраны в колоски. Новый лист рождается в центре розетки свернутый трубочкой и потом разворачивается. В основании листа утолщения – листовые подушечки. Могут поднимать и сворачивать листья на ночь и перед дождем. Особенности ухода и размножения.

Семейство росянковых: росянка, венерина мухоловка, непентес. Насекомоядные растения. Особенности ухода, размножения.

Семейство аралиевых: фатсия, фатсхедера, шеффлера, плющ. Листья пальчатые, широкие, глянцевые или лопастные, кожистые на длинных тонких черешках. Особенности ухода и размножения.

Семейство драценовые: драцена, кордилина. Ствол растения прямой, листья сидячие узкие и длинные. Особенности ухода и размножения.

Паспортизация комнатных растений (практическая работа) по следующим параметрам: вид, семейство, родина, полив, освещение.


3.Раздел

Проектирование 6ч.

На основе полученных знаний, пользуясь справочной литературой и иллюстрациями по размещению комнатных растений в помещениях, учащиеся совместно с учителем предлагают варианты оформления школьных помещений. В итоге – создание проекта школьного фитоуголка, проекта коллекций комнатных цветов в классных кабинетах, проекта оформления цветами столовой и коридоров. При этом учитывается освещенность помещений и светолюбивость растений.

4.Раздел

Мастер-классы 24ч.

Практические задания для детей найти материал о нужной группе растений, подобрать соответствующие растения в кабинете, составить небольшие интересные сообщения о растениях, суметь показать некоторые приемы по уходу, размножению, оказанию первой помощи растению при заболевании от вредителей (тли, щитовки, клещик).

Подготовка к проведению мастер-классов на темы: «В мире кактусов», «В гостях у тетушки Герани».


^ Содержание 2 года обучения

Курс «Содержание и выращивание комнатных растений

Комнатные растения в интерьере» 68ч

1.Раздел

Реализация проекта «Радужный мир» 18ч.

Преобладают практические занятия. Паспортизация комнатных растений в кабинете биологии и во всей школе. Посадка растений для реализации проекта «Радужный мир» в зоне отдыха, в коридорах школы, в столовой. Выращивание растений для создания коллекций цветов в кабинетах : фиалки, хлорофитумы, бегонии, хризантемы, фуксии, герани, розы, папоротники, плющи, декоративно-лиственные, луковичные, маранты, бальзамины .

Создание паспорта для каждой коллекции растений в каждом кабинете.

Кабинет №14 узамбарские фиалки

Кабинет № 12, №21 хризантемы

Кабинет №5 маранты

Кабинет №10,9герани

Кабинет №4 бегонии

Кабинет № 22 комнатные розы,кактусы

Кабинет №21 хризантемы

Кабинет №20 бальзамины

Кабинет№ 8 декоративно -лиственные

Кабинет № 7, 11 плющи

В паспорте коллекции должна быть иллюстрация комнатного растения и краткая информация о данном виде: историческая справка, описание вида и сортов, родина и условия произрастания в природе, необходимые условия для произрастания в помещении, правила ухода, болезни и вредители , секреты успеха выращивания.

Уход за растениями.

Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани». Он должен содержать фото цветов с их названиями, советы по цветоводству.

2 Раздел

«Содержание и выращивание комнатных растений» 22ч.

Преобладают практические занятия. Размещение растений в помещении, составление цветочных композиций в интерьере. Уход за растениями. Изучение требований по содержанию растений, правил их пересадки и перевалки, сопровождается практикой. Теоретические сведения о размножении комнатных растений с практическими занятиями. Теория и практика по формированию кроны растения. Знакомство с информацией о распространённых вредителях комнатных растений и мерами борьбы с ними. Практические занятия по профилактическому осмотру растений и обработке от вредителей при помощи нехимических средств (хозяйственное мыло, вода, настой шелухи лука и чеснока, раствор марганцовки, настой древесной золы).

^ 3 Раздел «Комнатные растения в интерьере» 22ч

Изучение информации о растениях, очищающих воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов. Знакомство с информацией о влиянии кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека. Подготовка мастер-классов на эти темы.

Подготовка и проведение мастер-классов о бегониях, о декоративно-лиственных растениях.

Уход за растениями. Выращивание молодых растений для ярмарки-продажи .

Профилактический осмотр растений и обработка от вредителей.

^ 4 Раздел Проектирование 6ч

Работа над созданием проекта по озеленению рекреаций школы совместно с учителем ИЗО. Посадка растений для реализации проекта и уход за рассадой.


^ Содержание 3 года обучения

Курс «Комнатные растения: лечение и уход» 68ч

1 Раздел

Работа по реализации проекта по озеленению рекреаций школы «Цветущий водопад» 9 ч

Паспортизация комнатных растений в кабинете биологии и в школе. В рамках реализации проекта «Цветущий водопад» посадка в горшки и расположение выращенных за лето комнатных растений в помещениях школы соответственно требованиям к их освещению, составление композиций цветов.

Уход за растениями. Профилактический осмотр и обработка от вредителей.

2 Раздел

Заболевания комнатных растений 20ч

Знакомство с информацией неинфекционных заболеваниях комнатных растений, связанных с неверно выбранным местом по освещённости, слишком обильным или недостаточным поливом, с недостатком питательных веществ в почве. Уход за растениями. Знакомство с необходимыми элементами питания для комнатных растений и с признаками их недостатка.

Знакомство видами удобрений и правилами их внесения в почву для подкормки растений.

Знакомство с подробной информацией о вредителях комнатных растений и мерами борьбы с ними.

Знакомство с некоторыми инфекционными заболеваниями комнатных растений: заболевания грибковые, бактериальные, вирусные. Меры борьбы. Уход за растениями. Профилактический осмотр и обработка. Дети обрабатывают растения только в перчатках и только нехимическими средствами (хозяйственное мыло, вода, настой шелухи лука и чеснока, раствор марганцовки, настой древесной золы). Химическими препаратами при необходимости проводит учитель в отсутствие детей.


3 Раздел

Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств 12ч

Связь природных особенностей растений и условий их содержания. Растения светолюбивые и теневыносливые. Растения увлажнённых мест, сухих, умеренной влажности. Температурный режим и отношение к сквознякам. Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств : папоротников, суккулентов, пальм, бромелиевых, марантовых, бегониевых, геснериевых, цитрусовых, гераниевых.

Папоротники: при недостатке влаги и плохом воздухообмене - пожелтение листьев, при избытке влаги и холоде – загнивание корней, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, характерные вредители – белокрылки и щитовки.

Суккуленты: при излишнем поливе и холоде зимой – загнивание корней и стебля, увядание и опадание листьев, при недостатке влаги – пожелтение и засыхание листьев, характерные вредители – нематоды, мучнистый червец, щитовки.

Пальмы: при избытке или недостатке воды – подсохшие листья, недостаток питательных веществ –отсутствие молодых листьев, прямые солнечные лучи – ожоги листьев, сухой воздух – высыхание кончиков листьев, характерные вредители – красный паутинный клещик, тля, щитовки, мучнистый червец.

Бромелиевые: при сухом воздухе – обесцвечивание листьев, при отсутствии воды в углублении розетки листьев – увядание растения, при холоде или сквозняках – загнивание корня и листьев, характерные вредители – щитовки, червецы.

Марантовые: при низкой температуре – увядание листьев, при ярком солнце – побледнение и обесцвечивание листьев, при сухом воздухе или недостаточном опрыскивании – увядание стебля и опадание листьев, характерные вредители – мучнистые щитовки, красный паутинный клещик.

Бегониевые: при ярком солнце – обесцвечивание и истончение листьев, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, обезвоживание и гибель растения, при чрезмерном поливе и сильной жаре – поникшие листья, при недостаточном проветривании – серая плесень, при недостаточном свете – пожелтение листьев, характерные вредители – мучнистая роса,нематоды.

Геснериевые: при прямых солнечных лучах – обесцвечивание листьев, пятна и желтеющие края, при скудном поливе – сморщивание листьев, пожелтение и засыхание, характерные вредители – тля, мучнистый червец, цикламеновый клещ.

Ароидные : при переизбытке воды и низкой температуре – обесцвечивание, повисание и увядание листьев, при слишком сухом воздухе – поражение красным паутинным клещиком, коричневые пятна на листьях, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, характерные вредители – щитовки, красный паутинный клещик, тля.

Гераниевые: при долгом нахождении в тени – обесцвечивание и опадание листьев, при излишнем поливе – загнивание корня и почернение стебля снизу, при сухом жарком воздухе – засыхание и опадание листьев, характерные вредители – белокрылки, щитовки.

На каждом занятии теория подкрепляется практикой.

4 раздел

«Мастер – классы» 17ч.

Практические занятия по подготовке мастер- классов «Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств», «Фиалки, фиалки…», их демонстрации. Уход за растениями, осмотр и лбработка растений.


5 Раздел

Проект «Зеленая стена» 7ч

Создание проекта озеленения стены в коридоре между кабинетами «Зелёная стена». Практические занятия по посадке, выращиванию предусмотренных проектом растений и уход за ними.

6 Раздел

«Выращивание комнатных растений на ярмарку» 3ч.

Практические занятия по посадке, выращиванию растений для ярмарки и уход за ними. Составление паспорта каждого из растений и оформление.


Приложение 1

Теория к Мастер-классу «Влияние комнатных растений на человека»

Комнатные растения очищают воздух в помещении от вредных микробов (стафилококка, кишечник и синегнойной палочки). К таким растениям относятся: бегония, мирт, герань, антуриум, диффембахия, молочай, пилея, сансивьерия, толстянка, традесканция, туя, акуба, аглаонема, бересклет, колеус, циссус, алоэ, фикус, плющ.

Аромат цветов лечит. Растения выделяют летучие вещества фитонциды, которые благотворно влияют на самочувствие людей. Аромат розы, лаванды восстанавливает силы, помогает от переутомления, нервозности. Аромат мяты, гвоздики освежает. Аромат эвкалипта, лавра снимает чувство усталости. Аромат герани помогает он нервоза, бессонницы, нормализует кровообращение, убивает микробов, прогоняет моль. Аромат розмарина полезен для памяти. Аромат мяты нормализует сердечный ритм, дыхание, помогает при стрессе. Аромат алоэ повышает работоспособность, защитные силы организма .

Комнатные растения очищают воздух от вредных примесей химических веществ. Современные строительные материалы ДВП, ДСП, пенопласт, пластмасса и др. выделяют ядовитые газы: формальдегид, бензол, трихлорэтилен. Они вызываю раздражение верхних дыхательных путей, головную боль, тошноту, нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта. Биофильтрами, которые поглощают эти примеси, являются алоэ,хлорофитум, филодендрум, драцена, плющ, спатифиллум.

Все растения с большими листьями способствуют оседанию пыли.

Растения ионизируют воздух в помещении, что благоприятно влияет на здоровье человека.

Цветовая гамма растений влияет на состояние человека. Холодные тона способствуют расслаблению , а теплые тона повышают работоспособность.

Форма кроны влияет на эмоциональное состояние человека: раскидистая и пирамидальная – активизирует, овальная – успокаивает.

Кактусы не защищают от действия компьютера, а снимают усталость.

Приложение 2

Теория к Мастер-классу «Мир кактусов»

Семейство кактусов насчитывает 220 родов. Их родина Америка, Африка, Мадагаскар. Суккуленты. Стебли бывают неветвящиеся, ветвящиеся, прямостоячие, стелющиеся. Размеры кактусов от 2-5 см до 10-12 м. растут на сухой почве, неприхотливы, занимают небольшое пространство, при правильном уходе красиво цветут. Им нужно яркое солнце, температура воздуха летом 18-20 градусов, зимой 10 градусов, иначе кактус не зацветет. Многообразие кактусов: астрофитум, эхинокактус, церерус, маммиллярия, нотокактус, ребуция, опунция, лобивия, зигокактус, ферокактус, мелокактус, эхинопсис и др. (демонстрация растений и рассказ о них)


Приложение 3

Теорияк Мастер-классу «Декоративно-лиственные комнатные растения».

Многообразие: плющ, фикус, фатсия, бегонии, аспарагус, хлорофитум, нефролепис, ирезина, диффембахе, маранта, колеус, алоказия, акалифа, апельсин, ананс, эухарис, афиляндра, пеперония, эписция,шеффлера и др. Красивые листья, цветки не привлекательные. Листья разнообразные по форме, могут иметь светлые полосы или вкрапления, цветные пятна, бывают гладкие и блестящие, опушенные. Общих правил ухода за декоративно-лиственными растениями не существует. Необходимо индивидуально и внимательно подходить к освещению, тепловому режиму, поливу для каждого растения. Сведения о правилах ухода имеются в паспорте растения.

Демонстрация перечисленных выше растений и рассказ о секретах их выращивания

Приложение 4

Теория к Мастер-классу «Цветущие комнатные растения».

Декоративно-цветущими называют кустарники, полукустарники и множество других растений, декоративность которым придают красивые цветки. Без цветущих комнатных растений не обходится ни одна комната они оживляют интерьер, привнося в него новые краски. В отличие от срезанных цветов горшечные, как правило, дольше сохраняют свежесть. Декоративно-цветущие культуры: бальзамин, цикломен, антуриум, герань, хризантема, спатифиллюм, азалия, сенполия, роза, гиппеаструм, каланхоэ, жасмин, клеадендрум, кальцеолярия, глоксиния и др. растения имеют разнообразную форму, размер, запах и цветки. Комнатные культуры различаются и периодом цветения. Можно так оформить композицию, что в любое время года ее будут оживлять цветущие растения.

Зимой цветут: каланхоэ, жасмин, азалия, цикламен.

Весной цветут: спатифиллюм, антуриум, ахименес, бегония клубневая.

С весны до осени цветут: колокольчики, глаксиния, кальцеолярия, клеадендрум, пахистахис, герань, стаппелия, стрептокарпус, фуксия, эписция.

Осенью цветут: амариллис, олеандр, рипсалис.

Весь год цветут: сенполия, бальзамин, беллапероне, понсетия, зигокактус.

Есть декоративно-цветущие культуры, которые имеют красивые декоративные листья: эписция, эхмея, цикламен.

При выращивании декоративно-цветущих растений необходимо помнить, что обычно они оболе светолюбивы, чем декоративно-лиственные и влаголюбивые. Для того чтобы листки на растениях возникали регулярно, необходимо правильно ухаживать за ними.


Приложение 5

Теория к Мастер-классу «Защита растений»

Неприхотливые комнатные растения устойчивые против вредителей и болезней. Однако, если все же они подверглись нападению вредителей или грибным, вирусным, бактериальным инфекциям, то чаще всего причину следует искать в неправильном уходе или в том , что растение стоит в неподходящем месте. Если вы будете учитывать потребности своих питомцев – это будет самой лучшей профилактикой по их защите от болезней и вредителей.

Плохие условия роста не только ослабляют растение, но и могут вызвать болезненные симптомы.

^ СИМПТОМЫ, ВЫЗВАНЫ ПЛОХИМ УХОДОМ.

Листья окрашиваются в желтый или коричневый цвет и падают:

Недостаток света; иногда эти признаки появляются только с плохо освещенной стороны (у фикуса)

Недостаток воды; сухие комочки земли приводят к опадению листьев (у дизиготеки)

Недостаток питательных веществ; нижние листья опадают, прежде всего, если это недостаток азота

Листья вяло свешиваются вниз:

Недостаток воды; как правило, листья расправляются через несколько часов после полива;

Излишек воды; если из-за забитого отверстия для стока воды происходит заболачивание, то следует вымыть закисшую почву и перенести растение в новый горшок

Листья пестроокрашенных растений становятся однотонно зелеными:

Недостаток света; свет распределяется неравномерно на поверхности листьев; на пестролистном плюще это проявляется на затененных побегах; Переизбыток питательных веществ; Особенно если в субстрате содержится слишком много перегноя; В этом случае следует меньше удобрять.

Листья скручиваются:

Слишком сухой воздух; надо опрыскивать,

Повреждение корней; из-за высокой влажности почвы или низ горшка переохлажден; поливать меньше и теплой водой.

Побурение кончиков листьев:

Слишком сухой воздух; опрыскивать (пальмы, циперус) На листьях появляются пробковые пятна и вздутия: Слишком высокая влажность воздуха и низкая температура; Избыточное удобрение при низких температурах (кливия)


^ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ

Оправдывают свое применение домашние средства:

Вода с хозяйственным мылом, настой древесной золы, травяные отвары и настои (хвощя, крапивы, картофельной ботвы, лука, чеснока). Химические препараты: неядовитые средства (с буквой Т, Т+)

^ ВРЕДНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Тли (залетают через окно), листья покрываются сладко медвяной росой. Против тлей надо опрыскивать раствором хозяйственного мыла.

Щитовки (защищены крепким панцирем), их надо удалять старой зубной щеткой или обрабатывать растение специальными инсектицидами.

Профилактикой служат низкие температуры во время зимнего содержания растения.

Корневой червец (живет в почве) он покрыт белыми волосками, заводится на корнях суккулентов. Их белые личинки находят при пересадке растений. Единственной эффективной защитой является мытье корней, а затем опускание их в инсектицидное средство и пересадка в стерильный субстрат.

Паутинные клещи (живут в серебристой паутинке под листьями); верхняя сторона листа покрывается светлыми точками от «укусов», листья бледнеют и засыхают. Для борьбы берут мыльный раствор с добавлением 4 столовых ложек керосина.

Клещи (поселяются на вегетационных точках). Для борьбы с ними надо сразу удалить пораженные места, уменьшить влажность воздуха, применить средство против акарицид. Корневые паразиты на орхидеях и др. клубневых и луковичных растениях погибают через 10 минут в воде нагретой до 55 градусов.

Галловые нематоды (крохотные нитевидные черви) вызывают образование больших наростов, в результате растение может погибнуть. Поможет только пересадка в горшок .

Трипсы (желтые или темные, длинной 1 мм. Крылатые насекомые) высосанные ими участки растения приобретают серебристый цвет. Прохладный воздух снижает «аппетит» трипсов. Можно с ними бороться с помощью нафталина, подвешенного в мешочке на отопительный прибор при температуре 23 – 24 градуса на 16 часов.

^ ГРИБНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Мучнистая роса (белый мучнистый налет) – надо удалить пораженные части растения, поставить растение на светлое и проветриваемое место.

Ложная мучнистая роса (серо-белый налет на нижней стороне листьев, а на верху блестящие и коричневые пятна) – надо снизить влажность, побрызгать отваром из хвоща.

Серая плесень (серо-коричневы налет на увядших листьях) – надо снизить влажность, побрызгать отваром из хвоща.

Ржавчина (желто-красные споровые отложения на нижней стороне листьев) чаще у герани и фуксии – надо уменьшить влажность воздуха, обеспечить приток свежего воздуха, а пораженные участки удалить.

Септореоз (пятна на листьях сначала коричневого, а потом черного цвета на верхней стороне листьев) у герани, гортензии, рододендрона, если растение стоит на слишком теплом и влажном месте – надо удалить пораженные части растения, поставить растение на светлое и проветриваемое место, вымыть настоем из луковичной шелухи. Если растение сильно поражено, придется его уничтожить.

Красный ожег (яркие красные полосы на листьях и стеблях) – поставить в сухое и прохладное место.

Склероцеальная гниль (часть клубня и шейка побега увлажнились, размягчились, покрылись плесенью) – надо сократить полив поставить в проветриваемое место, пораженное растение выбросить с землей.


Список используемой литературы.

  1. Новый энциклопедический справочник «Комнатные растения в вашем доме».Москва Олма-пресе 2005г.

  2. Справочник «Комнатные растения» АСТ. Асперель. Москва 2002г.

  3. М. Миллер «Лучшие комнатные растения» Ростов-на-Дону. «Феникс» Москва «Цитадель» 2005г.

  4. Атлас растений «Комнатные цветы: уход и лечение» А.Лимаренко, Т.Палеева. Москва, Санкт-Петербург изд. «Сова» 2006г.

programmno-planiruyushaya-dokumentaciya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
programmno-tehnicheskij-kompleks-tau-sek-zapazdivanie-harakteristika-obekta-regulirovaniya-po-krivoj-razgona-tob.html
programmnoe-i-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-po-informatike-na-2010-2011-uch-god.html
programmnoe-obespechenie-identifikacii-i-adaptivnogo-ypravleniya-paket-programm-adaplab-3-v-srede-matlab.html
programmnoe-obespechenie-nou-spo-cheboksarskij-kooperativnij-tehnikum-chuvashpotrebsoyuza-zadaniya-dlya-vipolneniya.html
programmnoe-obespechenie-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kombinirovannogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/firma-proizvodstvo-i-izderzhki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniya-elementov-pokritij-s-krovlyami-iz-asbestocementnih-volnistih-listov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-po-ogm-30e.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-iz-gonkonga-v-yuzhno-sahalinsk-perevod-e-yu-novinskij.html
  • studies.bystrickaya.ru/kniga-skachena-s-sajta-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-itogovaya-gosudarstvennaya-attestaciya-b6-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • college.bystrickaya.ru/113meropriyatiya-po-predotvrasheniyu-chrezvichajnih-situacij-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-alfavit-astrologii-planeti-lekciya-vvedenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-otkritogo-rejtingovogo-turnira-po-shahmatam-narzan-2012.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-srednevekovaya-evropa-v-epohu-rascveta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-patentnoe-pravo-licenzionnoe-ego-chast-pp-poyasnenie-patentnoegrazhdanskoenalogovoe-pravo-pravo-rossii-rossiyu-ne-dobavlyaem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-diskurs-i-rechevoj-akt-v-novoj-ontologii-11-4-veroyatnostnie-zavisimosti-i-pravila-dialoga-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-mertvec-v-dallase.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/marketingovaya-deyatelnost-predpriyatiya-chast-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akt-promezhutochnoj-priemki-otvetstvennih-konstrukcij-posobie-dlya-inzhenerno-tehnicheskih-rabotnikov-mostostroitelnih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-2-kursa-fakulteta-klinicheskoj-psihologii-i-socialnoj-raboti-otdelenie-klinicheskoj-psihologii-na-vesennij-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/gendernaya-koncepciya-organizacionnoj-kulturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyurki-novaya-centralnaya-aziya-vadim-cimburskij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-lekcij-po-discipline-informacionnie-sistemi-sostavitel-doc-k-e-n-kunicina-l-e.html
  • credit.bystrickaya.ru/pitayushego-napryazheniya-i-signaliziruyut-o-neispravnostyah-pitaniya-ohrannie-sistemi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/standartizaciya-v-oblasti-ib-zarubezhnij-opit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narod-i-vlast-v-tragedii-a-s-pushkina-boris-godunov-celi-i-zadachi.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-zayavleniya-ob-utverzhdenii-temi-vipusknoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovno-processualnoe.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergeevna-mou-licej-1-norilsk-susova-marina-alekseevna-nacionalnoj-obrazovatelnoj-programmi-intellektualno-tvorcheskij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sostav-sociologii-zhurnalistiki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-uspevaemosti-kursovih-proektov-2006-2007-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-utverzhden-na-zasedanii.html
  • education.bystrickaya.ru/30ne-ustoyat-rassvet-sumerki.html
  • desk.bystrickaya.ru/osoblivost-ocnki-fnansovogo-stanu-splnih-pdprimstv.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tomati.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-6-xviii-vek-novaya-epoha-v-istorii-rossii-kurs-1-napravlenie-vse-napravleniya-forma-obucheniya-zaochnaya-semestr-1.html
  • books.bystrickaya.ru/e-a-morozova-kand-psihol-nauk-docent.html
  • turn.bystrickaya.ru/organzacya-samostjno-roboti-studentv-vishih-navchalnih-zakladv-v-umovah-osobistsno-orntovanogo-navchannya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/to-direktori-cbdiev-2015-zh-teologiyali-lmder-negz-pn-bojinsha.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2006-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.