.RU

Рабочая программа по учебной дисциплине Финансы и кредит наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

____________________________________________________________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ________ФИСТ________

наименование факультета

______________________Кораблин М.А._____

подпись, Фамилия И.О.

« ____ » _______________ 200__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебной дисциплине

Финансы и кредит




наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное)



^ Направление подготовки




Специальность

Специализация

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

Электронная коммерция

Факультет

Информационных систем и технологий




наименование факультета



Кафедра

Электронной коммерции




наименование кафедры



Курс

3

семестр

1










^ Форма обучения

очная полная




очная (заочная) - полная (сокращенная, ускоренная)



Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____ЭК___

Протокол № _____ от « ___ » _________ 200__ г.


Заведующий кафедрой ________ЭК_______

наименование кафедры

________________________Юрасов А.В._____

подпись, Фамилия И.О.

« ____ » _______________ 200__ г.


Самара

2008

Рабочая программа дисциплины «Финансы и кредит»


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Финансы и кредит» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 – Прикладная информатика (в экономике) на 3 курсе в 1 семестре.


Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 080801 – Прикладная информатика (в экономике), утвержденного 14 марта 2000 года Министерством образования РФ.


Программу составил


____доцент ЭК___ ______к.э.н._______ ______________ ___Хансаншин И.А.__

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество


____ассистент ЭК___ _______________ ______________ ___Стефанова Н.А.__

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество


« ___ » _________ 200__ г.


Рецензент


________________ __________________ ______________ _________________

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество


« ___ » _________ 200__ г.


Содержание









стр.



Цели и задачи дисциплины

4



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4



Место дисциплины в учебном процессе

4



Организационно-методические данные дисциплины

4












Содержание дисциплины

5

5.1

Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму содержания ООП» по дисциплине

5

5.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

5












Тематический план изучения дисциплины (по семестрам)

6

6.1

Практические (семинарские) занятия

6












Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7

7.1

Рекомендуемая литература

7

7.1.1

Основная литература

7

7.1.2

Дополнительная литература

7

7.1.3

Периодическая литература

8

7.2

Средства обеспечения освоения дисциплины

8

7.2.1

Методические указания и материалы по видам занятий

8

7.2.2

Контрольные вопросы для самопроверки

8

7.2.3

Критерии оценки знаний, умений и навыков

9












Материально-техническое обеспечение дисциплины

10

8.1

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

10












Технологическая карта

10



Лист согласования рабочей программы

10













ПРИЛОЖЕНИЕ 1







Учебно-методический план (технологическая карта)

13




  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование знаний в области финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и сектора; об основах управления финансовыми потоками, принципах организации финансов экономических субъектов. Привить навыки самостоятельной работы с законодательными актами, нормативными документами, научной и учебной литературой, справочными материалами и периодическими изданиями, познакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс «Финансы и кредит», должен:

 уметь анализировать происходящие в стране финансовые процессы, давать им объективную оценку, находить пути выхода из кризисных ситуаций;

 понимать происходящие в финансовой сфере изменения, видеть причины и последствия эволюции финансовых отношений, изменения финансового механизма и органов управления финансами;

 приобрести навыки использования теоретических знаний для принятия верных практических решений.




  1. ^ Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и федеральному компоненту основной образовательной программы (ООП).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  1. Экономика;

  2. Мировая экономика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин

  1. Технико-экономический анализ деятельности предприятий;

  2. Налогообложение.




  1. Организационно-методические данные дисциплины


Объем дисциплины и виды учебной работы


^ Вид учебной работы

Всего часов

№ семестра

1







Общая трудоемкость дисциплины

128

128







Аудиторные занятия (Ауд)

68

68







^ Лекции (ЛК)

34

34







Практические занятия (ПЗ)

34

34







Семинары (Сем)













^ Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа (СР)

60

60







Курсовой проект (работа) – (КП, КР)













Контрольное задание – (КЗ)













Расчетно-графическая работа (РГР)













Реферат (Реф)













^ Другие виды самостоятельной работы













Самоподготовка (Сам)

(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)













^ Вид итогового контроля

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

Экз

Экз










  1. ^ Содержание дисциплины




    1. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине (для дисциплин федерального компонента ГОС ВПО).

^ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая система, ее функции и звенья; государственные финансы, государственный бюджет и внебюджетные фонды, территориальные финансы: финансы реального сектора экономики, финансовые ресурсы предприятий, корпоративные финансовые риски, финансовый менеджмент; финансовый контроль; финансы населения; финансовые потоки на макроуровне. Финансовый рынок, сущность и функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ценных бумаг; валютный рынок, финансовая глобализация.

Необходимость, сущность, функции и роль кредита. Формы и виды кредита. Границы кредита. Ссудный процент и его роль. Основы формирования уровня ссудного процента. Границы процента и источники его уплаты.

Кредитная система: сущность и элементы. Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность деятельности небанковских финансово-кредитных институтов. Международные финансово-кредитные институты. Банковские системы отдельных стран.


^ 5.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре



раздела

Наименование разделов и их содержание

Количество часов

^ Внеауд. работа

СР

Всего

Аудиторная

работа

ЛК

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1.

^ Сущность и функции финансов

14

6

6




12




Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование
















2.

^ Финансовая система, ее функции и звенья

16

10

10




12




Финансовая система, ее функции и звенья; государственные финансы, государственный бюджет и внебюджетные фонды, территориальные финансы: финансы реального сектора экономики, финансовые ресурсы предприятий, корпоративные финансовые риски, финансовый менеджмент; финансовый контроль; финансы населения; финансовые потоки на макроуровне
















3.

^ Финансовый рынок

18

8

8




12




Финансовый рынок, сущность и функции; страховой рынок, рынок ценных бумаг; валютный рынок, кредитный рынок, финансовая глобализация
















4.

Кредит

10

4

4




20




Необходимость, сущность, функции и роль кредита. Формы и виды кредита. Границы кредита. Ссудный процент и его роль. Основы формирования уровня ссудного процента. Границы процента и источники его уплаты
















5.

^ Кредитная система

10

6

6




12




Кредитная система: сущность и элементы. Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность деятельности небанковских финансово-кредитных институтов. Международные финансово-кредитные институты. Банковские системы отдельных стран



















^ Итого за семестр:

68

34

34




60




Всего за весь курс:

68

34

34




60




  1. Тематический план изучения дисциплины


^ 6.1 Практические занятия




занятия



раздела

курса

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1-3

1

Сущность и функции финансов

6

4-8

2

Финансовая система, ее функции и звенья

10

9-12

3

Финансовый рынок

8

13-14

4

Кредит

4

15-17

5

Кредитная система

6




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


^ 7.1 Рекомендуемая литература


7.1.1 Основная литература

1. Финансы: учебник для вузов/ под ред. Л. А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ В. К. Аширов; ПГАТИ.- Самара: б/и, 2000.

3. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской; С-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.- М.: Юрайт, 2004.

4. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ П.И.Вахрин, А.С.Нешитой.- М.: Дашков и К, 2002.

5. Финансы, деньги, кредит: учебник/ под ред. О. В. Соколовой.- М.: Юристъ, 2000.

6. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов/ под ред. Н. В. Колчиной.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ, 2005.

7. Финансы и кредит: Учебник для вузов/ Под ред. М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазовой.- М.: Юрайт, 2003.

8. Финансы. денежное обращение и кредит. Краткий курс: учебник для вузов/ под ред. Н. Ф. Самсонова.- М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Финансы в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Под ред. В. В. Иванова; В. В. Ковалева.- М.: Проспект, 2003.

10. Финансы предприятия: Учебник для вузов/ П. Н. Шуляк.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003.

11. Финансы и кредит: Учеб. пособие для вузов/ А.М.Ковалева, Н.П.Баранникова, Л.А.Бурмистрова и др.; Под ред. А.М.Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под ред.В. К. Сенчагова, А. И. Архипова; РАН, РЕАН.- М.: Проспект, 2000.

13. Финансы: учебник/ Зви Боди, Роберт К. Мертон; пер. с англ. под ред. В. А. Кравченко.- М.: ИД Вильямс, 2004.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов/ под ред. Г.Б.Поляка.- 2-е изд..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

15. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов/ А. М. Бабич, Л. Н. Павлова.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.


^ 7.1.2 Дополнительная литература

1. Финансы и кредит: учебник/ В.А. Боровикова, С.В. Мурашева, В.Н. Мокин. – СПб: Бизнес-пресса, 2006.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 1998.

3. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Под. Ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 1999.

4. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».

5. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

6. Конституция Российской Федерации.

7. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита: учебник/ Е.Ф. Жуков.- М.: Банки и биржи, Юнити, 1999.

8. Организация денежно-кредитного регулирования: учебник/ А.А. Казимагомедов. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Международная финансовая система: Учебник/ С.В. Котелкин - М.: Экономистъ, 2003.

10. Зарубежные банковские системы: учебник/ М.Ю. Масленников Научное издание. - М.: ТД Элит-2000, 2001.

11. Банк-партнер предприятия: расчетно-платежные операции: учебник/Ю.С. Масленченков - М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Функционирование банковской системы России в условиях макроэкономической нестабильности: учебник/ М.Ю. Матовников - М.: ИЭПП, 2000.

13. Небанковская кредитная организация: создание, функционирование, ликвидация / Под ред. Г.А. Тосуняна. - М.: Дело, 2003.

14. Банковские системы развитых стран: учебник/ Г.Н. Щербакова - М.: Экзамен, 2002.


^ 7.1.3 Периодическая литература

  1. http://www.bre.ru

  2. http://www.gaap.ru

  3. http://www.rbc.ru/

  4. http://www.aup.ru/

  5. Журнал «Финансы и кредит»


^ 7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины


7.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий

1) Методические указания к практическим занятиям «Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине «Финансы и кредит» (входит в электронный УМК дисциплины)


^ 7.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

Раздел 1 Сущность и функции финансов

1. Каковы предпосылки появления денег? Какие функции выполняют деньги?

2. Опишите основные потоки денег в экономической системе.

3. В чем заключается сущность финансов? Какие функции выполняют финансы?

4. В чем заключается сущность финансовой политики? Каковы ее цели?

5. Чем отличается дискреционная полтика от недискреционной?

6. Охарактеризуйте политику в области государственных расходов.

7. Охарактеризуйте фискальную политику.

8. Что подразумевает управление финансами?


Раздел 2 Финансовая система, ее функции и звенья

    1. Что представляет собой финансовая система? Каковы ее функции и звенья?

    2. Что представляют собой государственные финансы?

    3. Охарактеризуйте бюджетное устройство и бюджетную систему РФ.

    4. Чем отличаются собственные и регулирующие доходы бюджета?

    5. Охарактеризуйте доходы и расходы бюджета?

6. Что представляют собой внебюджетные фонды? Охарактеризуйте фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд.

7. Что представляют собой финансы предприятий?

8. Опишите кругооборот средств предприятия.

9. Как осуществляется финансирование предприятия?

10. Каким образом на предприятии осуществляется финансовое планирование и финансовый контроль?

11. Что представляют собой финансы населения?


Раздел 3 Финансовый рынок

1. Какова сущность финансового рынка? Какие функции он выполняет? Какие финансовые рынки вы знаете?

2. Охарактеризуйте рынок страхования: принцип работы, его основных участников, финансовый инструмент. Какие виды страхования вы знаете?

3. Охарактеризуйте рынок ценных бумаг: принцип работы, его основных участников, финансовый инструмент. Какие виды ценных бумаг вы знаете?

4. Опишите какие виды деятельности осуществляются на рынке ценных бумаг.

5. Чем отличаются первичный и вторичный рынок ценных бумаг?

6. Охарактеризуйте валютный рынок: принцип работы, его основных участников, финансовый инструмент. Как классифицируются валютные рынки?

7. Какие валютные операции могут совершать резиденты и нерезиденты?

8. Каковы особенности межбанковского рынка Форекс?

9. Какие задачи решает Московская межбанковская валютная биржа?

10. Что представляет собой валютный контроль и каковы его основные направления?

11. Охарактеризуйте основные элементы мировой и национальной валютной системы.

12. В чем заключается сущность кредитного рынка?



programma-vserossijskoj-konferencii-s-mezhdunarodnim-uchastiem-24-28-sentyabrya-2007-g.html
programma-vserossijskoj-nauchno-prakt-icheskoj-konferencii-problemi-sovremennoj-ekonomiki-investicii-innovacii-logistika-trud-nedvizhimost-shifr-meropriyatiya-vk-210411-21-aprelya.html
programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-demograficheskie-perspektivi-rossii-i-zadachi-demograficheskoj-politiki-6-8-aprelya-2010-g-g-moskva.html
programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-konferenciya-provoditsya-pri-finansovoj-podderzhke-rgnf-v-ramkah-granta-11-12-34503gv-g-volgograd-28-29-oktyabrya-2011-g.html
programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-perm-permskij-universitet-13-15-noyabrya-2007-g-perm-2007.html
programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-razvitie-arsenala-vosstanovitelnih-praktik.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologiya-zhne-trati-damu-pnnen-universitett-barli-mamanditarina-arnalan-test-sratari.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voobrazhenie-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i-ne-tolko-robert.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkaya-harakteristika-subekta-rossijskoj-federacii-programmi-i-podrazdeleniya-mpg-obshestvennaya-pravozashitnaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskij-nauchno-tehnologicheskij-i-informacionnij-kompleks-bashtehinform.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-disciplinefilosofiya-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-4-kursa-fakulteta-prava.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdatelstvo-voronina-kenguru-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zirdit-no-bugres-ulonistimi-portem-portem-vuzheresti-sharayas-tilsios-no-vuzheressatiricheskoj-kilburesizya.html
  • write.bystrickaya.ru/g-e-vitkovskaya-vedushij-tyutor.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-podgotovki-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-nou-vpo-uralskogo-mezhdunarodnogo-instituta-turizma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-provedeniya-reklamnoj-akcii-uznaj-svoj-uroven-holesterina-besplatno-naimenovanie-akcii-uznaj-svoj-uroven.html
  • thescience.bystrickaya.ru/irina-gureva-anna-rogacheva1-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-pozdnyakov.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-m-alguliev-m-sh-gadzhiragimova-nekotorie-aspekti-organizacii-i-realizacii-multiagentnoj-sistemi-poiska-informacii-v-raspredelennoj-informacionnoj-srede.html
  • credit.bystrickaya.ru/palliativnie-sredstva-huan-bas.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-testovij-kontrol-ishodnogo-urovnya-znanij-obsuzhdenie-studencheskih-sanprosvetproektov-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-aperiodicheskih-i-impulsnih-usilitelej-videousilitel.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-uchebnaya-programma-po-matematike-dlya-5-9-klassov-na-2009-2010-uchebnij-god-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/www-i-u-ru-politiko-filosofskie-traktati-cicerona-stranica-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-shestaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-problemi-sovershenstvovaniya-byudzhetnoj-politiki-regionov-i-municipalitetov-rossii-konferenciya-provoditsya-pri-finansovoj-podderzhke.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-sredstv-massovoj-informacii-na-formirovanie-lichnosti-detej-i-podrostkov.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-mo-uchitelej-istorii-obshestvoznaniya-istorii-i-kulturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-5-zhanri-duhovnih-pesnopenij-lekciya-znachenie-i-sila-duhovnoj-muziki-lekciya-istoriya-cerkovnoj-muziki-i-peniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prakticheskogo-seminara-energeticheskoe-obsledovanie-sistem-peredachi-i-raspredeleniya-elektroenergii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/integraciya-rossii-v-mirovuyu-ekonomiku-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-professionalnomu-modulyu-pm-04-prigotovlenie-blyud-iz-ribi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-chetvertom-paragrafe-rol-materialnoj-kulturi-v-sozdanii-kartini-mira.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-biologicheskie-kompyuteri.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-predstavlyayushaya-soboj-vedushij-zhanr-korejskogo-folklora-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/501-ezotericheskaya-i-tantricheskaya-tablici-tattv-programma-akciya-rossiya-dlya-budushego-programma-urusvati-urusvati.html
  • student.bystrickaya.ru/2-rossijskij-parlamentarizm-v-20-om-v-f-ederalnoe-sobranie-rossijskoj-federacii-v-sopostavlenii-s-parlamentom.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-razvitiya-mezhkulturnoj-kommunikacii-teoriya-i-praktika-obucheniya-inostrannim-yazikam-v-shkole-i-vuze-innovacionnie-tehnologii-v-prepodavanii-inostrannih-yazikov.html
  • essay.bystrickaya.ru/erenburg-i-padenie-parizha-stranica-63.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstvennaya-praktika-tipovaya-uchebnaya-programma-obshij-kurs-slesarnogo-dela-tipovie-uchebnie-programmi.html
  • desk.bystrickaya.ru/orientirovanie-vizhivanie-v-lesu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-poyavlenie-bogemskih-kochevnikov-elifas-levi-istoriya-magii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.