.RU

Рабочая программа по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск» для специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды в текстильной и легкой промышленности» Химико-технологический


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЕ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА.
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор,

профессор

Ашнин Н.М.

«_____» ____________ 2001г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск»

для специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды в текстильной и легкой промышленности»

Химико-технологический факультет
Кафедра инженерной химии и промышленной экологии

Дневное обучение

Лекции 28

Лабораторные занятия (часов) -

Практические занятия (часов) 28

Курс 4

Экзамен (семестр) 7

Зачет (семестр) -

Самостоятельная работа (час) 44
Санкт-Петербург
2001 г.


Рабочая программа, составленная на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности «Защита окружающей среды » спец. - 330200


Составитель: Багров И.В.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры инженерной химии и промышленной экологии.

Зав. кафедрой, д.т.н., профессор Панов В.П.


Декан ХТФ, д.х.н., профессор Новосёлов Н.П.

^ Виза лаборатории методического обеспечения учебного процесса



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Современное состояние науки о надежности технических систем и техногенном риске базируется на теории вероятности, которая позволяет достаточно корректно оценивать показатели безотказности, долговечности, ремонтнопригодности машин, аппаратов, химико-технологических систем (ХТС). Знание курса "Надежность технических систем и техногенный риск" позволяет прогнозировать поведение машины, аппарата, ХТС, правильно организовывать комплексные испытания надежности, рассчитывать показатели надежности на стадиях проектирования и эксплуатации ХТС, обеспечивать высокую надежность при их эксплуатации. Курс "Надежность технических систем и техногенный риск" относится к числу основных общеинженерных дисциплин, формирующих современного инженера по специальности 330200. Общие идеи и основные положения курса «Надежность технических систем и техногенный риск» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и усвоение курса обеспечиваются при прохождении практических занятии.

Цель курса – научить студентов обеспечивать высокие показатели надежности на всех стадиях существования объекта (машины, аппараты, ХТС), определять вероятность техногенного риска, прогнозировать величину ущерба, обеспечивать безаварийную работу оборудования, устанавливать необходимые запасы надежности и долговечности при заданных условиях зксплуатации.

Знаниям приобретенные по курсу "Надежность технических систем и техногенный риск" используются при изучении специальных дисциплин учебного плана: «Безопасность жизнедеятельности», «Техника и технология защиты окружающей среды», «Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях".

1.2. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Биоэкология – Принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов.

Математика – Теория вероятности и математической статистики.

Информатика – Программное обеспечение и технологии программирования.

  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Надежность технических систем

Тема 1.1. Введение 2 часа

Предмет курса "Надежность технических систем и техногенный риск" и его задачи. Вклад российских учёных в развитие науки о надежности технических систем и техногенном риске. Проблема обеспечения надежности и развитие научно-технического прогресса. Надежность и эффективность - важнейшие показатели технического прогресса. Надежность как комплексное свойство объекта (машины, аппарата, системы). Критерии и признаки обнаружения отказов оборудования и технологических схем. Причины возникновения отказов. Классификация и характеристика отказов.

Тема 1.2. Показатели надежности объектов. 3 часа

Общие сведения о показателях надежности. Выбор и назначение показателей надежности. Долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Вероятность безотказной работы. Вероятность отказа. Гамма-процентный ресурс. Коэффицент готовности. Коэффицент технического использования. Срок службы. Срок гарантии. Плотность вероятности. Алгоритмы и вычислительные методы определений основных характеристик надежности.

Тема 1.3. Методы повышения надежности объектов 2 часа

Общая характеристика методов повышения надежности. Виды и способы резервирования. Структурное резервирование. Временное резервирование. Информационное, функциональное и нагрузочное резервирование. Способы структурного резервирования и виды резерва. Показатели надежности и свойства способов структурного резервирования. Постоянно включенный резерв. Резервирование замешением. Расчёт показателей надежности невосстанавливамых простых ХТС. Расчет показателей надежности резервированных ХТС. Свойства способов структурного резервирования. Технико-экономическая целесообразность резервирования. Оптимальное резервирование.

Метод уменьшения интенсивности отказов. Метод уменьшения среднего времени восстановления.

Тема 1.4.Организационно-технические и технологические способы повышения надежности объектов 2 часа

Общая характеристика способов обеспечения и повышения надежности. Методы контроля показателей надежности. Техническая диагностика. Техническое обслуживание. Методы оптимизации технического обслуживания. Технологические способы повышения надежности. Комплексные испытания на надежность. Расчеты экономической эффективности повышение надежности.

Тема 1.5. Методология анализа и оптимизации надежности ХТС 2 часа

Системный подход к исследованию и оптимизации надежности производств. Символические и топологические модели надежности ХТС. Методы и алгоритмы расчета показателей надежности ХГС. Методы оптимизации надежности ХТС.

Раздел 2. Техногенные риски

Тема 2.1. Риск как количественная мера опасности. 1 час

Опасность. Риск. Классификация рисков. Трактовки риска как количественной меры опасности. Предприятие, как объект повышенной опасности. Нормальное и пораженное состояния предприятия. Аварийная ситуация. Стадии развития аварии. Статистика аварий и катостроф. Вероятность безопасной работы. Вероятность аварии.

Тема 2.2. Прогнозирование техногенного риска 2 часа

Методы анализа техногенного риска. Последовательность прогноза техногенного риска. Декомпозиция технологического объекта до сравнительно простых элементов /человек - машина - среда /. Выбор показателя опасности-риска. Выделение из состава объекта источников повышенной опасности. Выявление сценариев нежелательного высвобождения энергозапаса или вредных выбросов по результатам моделирования процесса или экспертного анализа. Оценка предполагаемой частоты появления различных сценариев нежелательного высвобождения вредных веществ и энергии с учетом имеющихся статистических данных и результатов количественного анализа соответствующих моделей. Определение предполагаемых объемов высвободившихся энергии и вредных веществ. Определение вероятности первичного (непосредственного) ущерба. Расчет размеров зон вероятного поражения. Оценка вторичного ущерба.

Тема 2.3. Прогнозирование техногенного риска для совокупности технологических объектов 2 часа

Необходимость разработки экономических механизмов регулировании техногенного риска. Внедрение экономических механизмов регулирования техногенного риска. Представление степени техногенной опасности через риск социально-экономического ущерба. Аварийная подготовленность, аварийное реагирование. Оценка экологического риска и управление экологическим риском.

Заключение

Проблемы и методы управления техногенными рисками.

Проблемы приемлемости и нормирования риска.


2.1. Распределение времени по дисциплине

Форма

обучения

Номер

Семестра

Всего

Часов

Из них

Лекции

Лаборато-

Рные

Занятия

практиче-

кие

занятия

курсовое

проектирование

Дневная

7

56

28

-

28

-


2.7. Практические занятия

Номера тем, Номер Номер Наименование практического Объём

по которым семестра практи- занятия в часах

проводятся ческого

практические занятия

занятия

1.1 7 1 Расчет основных характе- 2

ристики надежности аппарата

1.1 7 1 Вычисление плостности 2

вероятности, средней

частоты отказов с учетом

ремонта.

1.1 7 2 Определение параметров и 2

выбор закона распределения

времени безотказной работы

1.1 7 2 Расчет вероятности 2

безотказной работы

сложного аппарата

1.1 7 3 Расчет характеристик 4

надежности резервированных

узлов, аппаратов, ХТС

1.1 7 4 Расчет технико-экономичес- 4

ких показателей резервиро-

вания. Оптимальное резерви-

рования

1.1 7 5 Метод минимальных путей и 4

сечений

2.1 7 6,7 Оценка риска аварий мето- 8

дами теории надежности.

Итого за семестр 7 28

2.5 Дополнительные формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов

Форма обучения

Наименование основных форм

Кол-во

Номер

Семестра

Разделы или темы по которым проводится контороль

Дневная

  1. Конрольная работа

  2. Домашнее задание

2

7

7

Разделы 1-2

Разделы 1-2

  1. Учебно-методическое указания по дисциплине

3.1 Основная и дополнительная литература

а) Основная литература:

  1. Багров И.В. Надежность технических систем, СПГУТД, 1999

  2. Кафаров В.В. Мешалкин В.П. Грун Г. Нойман В. Обеспечение и методы оптимизации надежности химических и нефтеперерабатывающих производств. –М.: Химия, 1987

  3. Зубова А.Ф. Надежность машин и аппаратов химических производств. Ленинград. Машиностроение. 1979

  4. Хенли Дж. Куамото Х. Надежность технических систем и оценок риска.

  5. Котляровский В.А. Виноградов А.В. Еремич С.В. и др. Аварии и катастрофы. М. 1996

  6. Ильин Ю.А. Надежность сооружений для очистки природных вод. М.: Стройиздат, 1993

б) Дополнительная литература.

1. Маршалл В. Основные опасности химических производств.М.:Мир,1989.

2.Барлоу Р. Прошан Ф. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность. М.: Наука, 1985.

  1. Болотин Б.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984.

razdel-2-sluzhba-ohrani-zdorovya-materi-i-rebenka-kratkoe-soderzhanie.html
razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-doklada-obshestvennij-fond-mezhdunarodnij-standart-v-respublike.html
razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-oglavlenie.html
razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-vvedenie.html
razdel-2-soderzhanie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konfliktologiya-dlya-napravleniyaspecialnosti.html
razdel-2-soderzhatelnie-modeli-socialnoj-gavrilec-a-v-poletaev-plotinskij-yu-m.html
  • znanie.bystrickaya.ru/97-unichtozhenie-nadpisej-na-drevnih-pamyatnikah-egipta-kniga-soderzhit-ischerpivayushee-opisanie-astronomicheskogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priroda-perevodcheskogo-processa-rekonstrukciya-diskursa-kak-odin-iz-sposobov-resheniya-perevodcheskih-problem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-pozhelaniyami-uspehov-na-nive-horovogo-iskusstva-i-dostizheniem-naivisshih-rezultatov-v-svoej-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/task-2-read-the-text-for-detailed-understanding-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-vtorogo-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-analiz-osnovnih-polozhenij-uchebnogo-plana-specializacii-03050408-tehnologii-i-tehnologicheskij-menedzhment-v-svarochnom-proizvodstve-po-discipline-vvedenie-v-professionalno-pedagogicheskuyu-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-predistoriya-razvitiya-pismennoj-rechi-vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-9-psihologiya-lichnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-territorialnie-sistemi-obrazovaniya-v-sssr-programmi-dlya-pedagogicheskih-vuzov-edukologi-ya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-ddyut-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/100-procenta-prisstvie-opredelenie-na-rotari.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-k-nir-ts-ozhidaemie-iili-poluchennie-rezultati-vivodi.html
  • letter.bystrickaya.ru/nashi-krilatie-polzovateli.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-russkomu-yaziku-i-literature-dlya-podgotovitelnih-kursov-vstupitelnaya-lekciya-proverochnij-diktant-bezudarnie-glasnie-chereduyushiesya-glasnie.html
  • urok.bystrickaya.ru/predproektnaya-podgotovka-razrabotki-organizacionnogo-proekta-podsistemi-hozyajstvennogo-obespecheniya-sistemi-upravleniya-organizacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-zakonnosti-v-rossijskoj-federacii-chast-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-detejs-narusheniyami-v-razvitii-kurs-lekcij-chepik-yu-i-psihologiya-bolnogo-rebenka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-53-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-32.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernie-razlichiya-v-podrostkovom-vozraste.html
  • education.bystrickaya.ru/23plan-raboti-pedagoga-psihologa-plan-raboti-kolledzha-na-2006-2007-uchebnij-god-soderzhanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-sudebnogo-departamenta.html
  • student.bystrickaya.ru/14-gruppovaya-dinamika-komandovat-ili-podchinyatsya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/77-fotografiya-kinematografiya-i-podobnie-processi-1-956-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kaluzhskoj-oblasti.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-v-vide-nauchnogo-doklada-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vosennem-efire-ocherednie-sladkie-novosti-chitaem-lakomimsya-i-primerivaem-novinki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-edinstve-ili-soedinenii-bez-poglosheniya-i-rozni14-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-odezhda-anglijskij-yazik-dlya-detej-6-7-let.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-obuchayushie-tehnologii-v-prepodavanii-kursa-kvantovoj-himii-v-rhtu-im-d-i-mendeleeva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-smolenska-ego-zamestitel-i-ohrannik-tverskoe-regionalnoe-otdelenie-fonda-socialnogo-strahovaniya-gotovo.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-5-srednie-velichini-v-statistike.html
  • writing.bystrickaya.ru/6092007-chetvertij-rabochij-den-programma-konferencii-uchrediteli-konferencii-rossijskaya-akademiya-nauk.html
  • school.bystrickaya.ru/gidravlika-gidropnevmoprivod-2.html
  • college.bystrickaya.ru/23-tematicheskoe-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-ds-02-01-nadezhnost-bitovih-mashin-i-priborov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-na-sostavlenie-terminov-i-ih-opredelenij-zadanie-na-klassifikaciyu-terminov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-5-mehanizm-upravleniya-finansovimi-riskami-v-kreditnih-obshestvah-finansovoj-vzaimopomoshi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.