.RU

Рабочая программа По дисциплине «Концепции современного естествознания» По специальности 032401. 65 Реклама


М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________ Т.В. Маркелова

«_____» ___________2009 г.
рабочая программа
По дисциплине «Концепции современного естествознания»_

По специальности 032401.65 – Реклама

Факультет Книжного дела и рекламы

Кафедра Физики


^ Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ЕН.Ф.02

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины










Общие математические и естественнонаучные дисциплины

х







Общепрофессиональные дисциплины










Специальные дисциплины










Дисциплины специализации













^ Форма

обучения

курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

2

3,4

200

85

51

34

-







115

Экзамен

Очно-заочная

2

3

200

51

34

17

-







149

Экзамен

Заочная

2

3

200

22

22

-

-







178

Экзамен



Москва — 2009 г.


Составитель: доктор физ. - мат. наук, профессор Васильева Л.Ю._______

Рецензенты: д. физ. - мат. н., проф., зав, каф. Прикладной математики ГОУ

^ МГТУ «СТАНКИН», Уварова Л.А. –________________________________

д. билогич. н., вед, сотр. НИВЦ МГУ им. Ломоносова, Чернавская Н.М. –


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физики

от «____» ________________ 200 __г., протокол № ____________________


Зав. кафедрой ____________ /______________/


Одобрено на заседании Совета

Факультета ^ Книжного дела и реклам��___________________________

от «____» ___________ 200___ г., протокол № _

Председатель _______________________


Дисциплина “Концепции современного естествознания” знакомит студентов гуманитарных специальностей с дополнительным для них компонентов культуры – естествознанием, которое формирует целостный взгляд на окружающий мир. Необходимость изучения этой дисциплины объясняется тем, что в настоящее время рациональный естественнонаучный метод проникает в гуманитарную сферу, способствуя формированию сознания общества, мировоззрения.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям.




    1. Цели и задачи изучения дисциплины


Целью дисциплины “Концепции современного естествознания” является формирование представления о современной научной картине мира, ознакомления с проблемами, стоящими перед человечеством в XXI в., с перспективами социального развития, понимания особенностей современной науки, ознакомления с универсальными законами развития природы, методами познания. Таким образом, основная цель изучения курса состоит в понимании сущности содержания и смысла проблем, стоящих перед современной наукой, культурной значимости тех концепций, которые определяют лицо науки XXI в.


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

владеть навыками:

уметь:



Изучение данной дисциплины закладывает основы общенаучного фундамента будущего специалиста. Умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины, значительно превышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать все последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне. В связи с этим студент должен уметь уметь. Это особенно важно для специалистов, занимающихся книгоиздательством и рекламой. Данный курс формирует умение

Курс “Концепции современного естествознания” учит студентов упорядочивать знания, мыслить рационально, уважать природу.


^ 1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины “Концепции современного естествознания”


Для устного усвоения дисциплины “Концепции современного естествознания” необходимо знание следующих тем курса «Философия»: философия Востока, философия античности, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени.


^ 2. Содержание дисциплины.


2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах.


Наименование тем


Общая трудоемкость

Аудиторных занятий (всего часов)

Лекций

Практические занятия

I семестр (17 ч л.)










Тема 1. Содержание понятия естествознание

3

2

1

Тема 2. Динамика развития науки

4

2

2

Тема 3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.

2

1

1

Тема 4. Прикладные и фундаментальные

науки

2

1

1

Тема 5. Концепция мегамира.

2

1

1

Тема 6. Концепция макромира.

5

3

2

Тема 7. Интеграция наук. Концепция двух культур.

2

1

1

Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

2

1

1

Тема 9. Синергетика – новое научное направление 21 в..

9

6

3

II семестр (34 ч.л.)

Тема 10. Представления о материи.

3

2

1

Тема 11. Эволюция представлений о материи.

3

2

1

Тема 12. Развитие представлений о движении.

3

1

2

Тема 13. Развитие представлений о пространстве и времени.

2

1

1

Тема 14. Структурные уровни организации

материи.

4

2

2

Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

6

4

2

Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

3

2

1

Тема 17. Биологический уровень организации материи.

5

3

2

Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов

3

2

1

Тема 19. Физические взаимодействия.

6

4

2

Тема 20. Симметрия, асимметрия.

6

4

2

Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

5

3

2

Тема 22. Человек в современном естествознании

5

3

2

Итого:

85

51

34


^ 2.2 Содержание тем дисциплины.


Тема 1. Содержание понятия естествознание.

Определение понятия точное естествознание, цели современного естествознания. Особенности современного естествознания. Естествознание как форма объективной реальности. Определение науки.


^ Тема 2. Динамика развития науки

Две концепции современного научного знания. Научная революция, типы революций. Параметры изменения основных параметров развития науки. Анализ периодов естествознания: доклассического, классического, постнеклассического.


^ Тема 3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.

Определение понятия метода и методологии. Методы эмпирического познания, общенаучные методы, формализация, язык науки. Индукция, дедукция, анализ, синтез.


^ Тема 4. Прикладные и фундаментальные науки.

Связь прикладных и фундаментальных наук и их различия. Амбивалентность, дихотомия, интеграция наук, синергизм.


Тема 5. Концепция мегамира.

Космогонические гипотезы Космологические теории. Космология, XX в. Модели Вселенной.


^ Тема 6. Концепция макромира.

Принцип механицизма, принцип сохранения энергии, принцип близкодействия. Закономерности физики микромира. Принцип физикализма. Принцип относительности пространства и времени, принцип корпускулярно-волнового дуализма, принцип единства элементарных частиц. Принцип математизации, аксиологизации. Принцип монизма.


^ Тема 7. Интеграция наук.

Динамика интегральных и дифференциальных тенденций.


Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

Сочетание редукционизма и интегратизма, динамика рационализма и пропорционализма. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. Возможные направления "социализации" научного знания.


^ Тема 9. Синергетика – новое научное направление 21 в..

Определение синергетики. Основные понятия синергетики (аттрактор, бифуркация, фракталы, диссипация, детерминированный хаос). Самоорганизация. Роль хаоса и случайностей. Школы синергетики. Линейные и нелинейные системы.


^ Тема 10. Представления о материи.

Философское и естественнонаучное представление о материи. Гносеологической и антологический аспекты. Проблема познаваемости мира.


Тема 11. Эволюция представлений о материи.

Представления натурфилософов, в классической механике, электродинамике, квантовой механике.


Тема 12. Развитие представлений о движении.

Диалектическая концепция, метафизическая. Движение развитие.


^ Тема 13. Развитие представлений о пространстве и времени.

Субстанциальная и реляционная концепции. Пространство и время в классической механике, в теории относительности. Общая характеристика пространства и времени.


^ Тема 14. Структурные уровни организации материи.

Структурность и системность материи. Микро-, макро- и мегатела. Био- и социальные системы. Поле. Основные различия вещества и поля.


Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

Молекулярный, атомный, нуклонный, кварковый. Элементарные частицы: основные характеристики.


Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

Микрочастицы, фермионы, бозоны. Лептоны, кварки, адроны.


^ Тема 17. Биологический уровень организации материи.

Современное определение биологии. Основные направления биологических исследований. Основные обобщения биологических наук. Структурные уровни организации материи. Аксиомы биологии.


^ Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов.

Свойства живых организмов. Концепции эволюционного происхождения жизни. Неоламаркизм (ортоламаркизм, механоламаркизм, психоламаркизм). Антидарвинистские учения (телеогенез, сальтационизм, генетический антидарвинизм). Эволюционные теории 1-ой половины XX в. Создание синтетической теории эволюции. Основные законы эволюции.


^ Тема 19. Физические взаимодействия.

Фундаментальные взаимодействия. Создание единой теории поля. Теория объединения. Теория Великого объединения. Теории Сверхвеликого объединения.


^ Тема 20. Симметрия, асимметрия.

Определение симметрии, асимметрии. Взаимосвязь симметрии с законами. Формы симметрии и асимметрии. Теорема Нётер. Частные симметрии. Мир и антимир. Проблема Озма.


^ Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

Мировоззренческий смысл понятия естествознания. Бесконечность и материальность мира. Бесконечность Вселенной. Антиматерия и бесконечность мира. Хаос и порядок как характеристики бесконечности.


^ Тема 22. Человек в современном естествознании.

Человек как миропроявление и миропонимание. Эволюционные теории и проблема "готового" человека. Человек энергетический и человек информационный. Объективное, идеальное и человеческая духовность.


^ 2.2. Практические занятия, их наименование, объем в часах.


Наименование тем

Объем в часах

1. Анализ доклассического естествознания.

4

2. Древнеримский период Средневековье.

2

3. Классический период естествознания.

4

4. Диалектизация естествознания.

1

5. Становление химической науки.

1

6. Формирование электродинамики.

2

7. Физическая картина мира к началу XX в.

2

8. Значение работ А.Эйнштейна для развития естествознания Проблемы пространства и времени.

2

9. В.И.Вернадский. Концепции биосферы и ноосферы.

2

10. Эволюция Вселенной. Модели Вселенной.

1

11. Синергетика-новое мировоззрение.

4

12. Философское и естественнонаучное представление о материи.

4

13. Основные формы чествования теории -пространство и время.

1

14. Симметрия и антисимметрия.

2

15. Компьютер и естествознание.

1

16. Формирование современной картины мира.

1

Итого:

34



^ 2.3 Организация самостоятельной работы


Наименование тем

^ Виды и формы самостоятельной работы (распределение часов по формам обучения)

Подготовка к практическому (семинару, лаб. работе)

Подготовка рефератов (докладов, сообщений и информацию иных материалов т.п.)

Выполнение домашних, контрольных и иных заданий)

Подготовка к промежуточной аттестационной работе (в т.ч. коллоквиум, тестированием и пр.)

Подготовка к зачету (экзамену)

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

Тема 1. Содержание понятия естествознания

1

1




2

1

2

1

6

7

1

1

1

1

2

3

^ Тема 2. Динамика развития науки.

1

1




1

1

2

1

6

8

1

1

1

1

2

3

^ Тема 3. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания.

1

1




2

1

2

1

7

7

1

1

1

1

2

3

^ Тема 4. Прикладные и фундаментальные науки.

1

1




1

1

2

1

3

8

1




1

1

3

3

^ Тема 5. Концепция мегамира.

1

1




1

1

2

1

3

5

1







1

2

2

^ Тема 6. Концепция макромира.

1

1




2

1

3

1

4

6

1

1

1

1

1

2

^ Тема 7. Интеграция наук. Концепция двух культур.

1

1




2

1

2

1

4

6

1

1

1

1

1

2

^ Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

1

1




1

1

2

1

4

6

1







1

1

2

^ Тема 9.Синергетика-новое научное направление.

1

1




2

1

1

1

3

7

1







1

1

2

^ Тема 10.Представление о материи.

1

1




1

1

1

1

4

5

1

1

1

1

1

2

^ Тема 11. Эволюция представлений о материи.

1

1




1

1

1

1

4

4

1

1




1

2

2

^ Тема 12. Развитие представлений о движении.

1

1




1

1

1

1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 13 Развитие представлений о пространстве и времени.

1

1




1

1

2

1

1

2

1




1

1

2

2

^ Тема 14. Структурные уровни организации материи.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

2

2

^ Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

1

1




1

1




1

2

2

1

1

1

1

1

2

^ Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

1

1




1

1




1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 17. Биологический уровень организации материи.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

1

2

^ Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов.

1

1




1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

^ Тема 19. Физические взаимодействия.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

1

2

^ Тема 20. Симметрия и асимметрия.

1

1




1

1

2

1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

1

1




1

1

1

1

1

2

1







1

1

2

^ Тема 22. Человек в современном естествознании.

1

1




1

1

1

1

1

2

1

1




1

1

2



















































^ 3 Учебно-методические материалы по дисциплине


3.1 Литература

Основная:


  1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: “Оникс 21 век”. “Мир и образование”. 2003 г. 592 с.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания . М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 622с.

  3. Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Экономист, 2001 г. 295 с.

Дополнительная:

  1. Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. : Центр, 2005, 223 с.

  3. В.Н.Лозовский, С.В.Лозовский. Концепции современного естествознания.- СПб.: Лань, 2004 г. 224 с.

  4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2003. — 488 с.

  5. Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы). М.: ИНФРА-М, 2000 г. 192 с.

Для самостоятельного изучения:


  1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Наука, 1967 г.

  2. Единство научного знания. М.: Наука, 1998 г.

  3. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. М.: АН СССР, 1975 г.

  4. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. – М.: Высшая школа, 1988 г.

  5. Добротин Р.Б. Химическая форма движения материи. – Л.: Из-во ЛГУ, 1967 г.

  6. Философские проблемы современной химии. М.: Прогресс, 1971 г.

  7. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. М.: Наука, 1969 г.

  8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

  9. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М.: Полит. лит., 1986 г.

  10. Климантович Н.Ю. Без формул о синергетике. – Минск; высшая школа, 1986 г.

  11. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. – М.: Мир, 1975 г.

  12. Николис Г., Пригожин М. Познание сложного. – М.: Мир, 1990 г.

  13. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980 г.

  14. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 1998 г.

  15. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? – М.: Атомиздат, 1972 г.

  16. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: высшая школа, 1989 г.

  17. Новиков И.Д. Черные дыры и Вселенная. – М.: Наука, 1985 г.

  18. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история вопроса.
    М.: Мир, 1990 г.

  19. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982 г.

  20. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994 г.


3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также используемых в учебном процессе технических средств.


Использование Интернет-ресурсов для подготовки рефератов.

Применение компьютерных тестовых материалов для проверки остаточного знания.

Институт открытого образования, Московский государственный университет печати,
http//:www.hi-edu.ru:

  1. Электронный учебник «Концепции современного естествознания»

  2. Видеолекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»:

razdel-1-dannie-grafi-3-dolzhni-ravnyatsya-ili-bit-grafi-4-dannie-grafi-5-dolzhni-ravnyatsya-ili-bit-grafi-6razdel-2.html
razdel-1-distancionnoe-obrazovanie-istoriya-modeli-perspektivi-razvitiya.html
razdel-1-ekspluataciya-filmokopij-primernaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-dlya-specialnosti.html
razdel-1-federalnie-nalogi-i-sbori-programma-disciplini-sistema-nalogov-i-sborov-rossijskoj-federacii-nalogovij.html
razdel-1-finansovo-ekonomicheskie-pokazateli-polozhenie-o-poryadke-predostavleniya-subsidij-subektam-malogo-i-srednego.html
razdel-1-formirovanie-ponyatij-logika-i-prinyatie-reshenij-reprezentaciya-znanij.html
  • school.bystrickaya.ru/as-pushkin-i-estestvenno-nauchnaya-kartina-ego-vremeni-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-konferencii-vstupitelnoe-slovo-dekana-mezhdunarodno-pravovogo-fakulteta-mgimo-professora-g-ptolstopyatenko.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovar-terminov-s-opredeleniyami-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/indiya-kerala-lakshadvipskie-ostrova.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-453256-rossiya-respublika-bashkortostan-g-salavat-molodogvardejcev-30-informaciya-soderzhashayasya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-2-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskaz-nashego-chitatelya-dmitriya-danilova-na-pervij-vzglyad-kazhetsya-bredovim-muzhchine-v-bolnice-sdelali-polostnuyu-operaciyu-po-udaleniyu-zhelchnogo-puzirya-a-cherez-polgoda-viyasnilos-chto-organ-celehonkij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vigruzka-informacii-po-usloviyam-ekonomicheskaya-politika-pozitivnaya-data-zagruzki-s-18-04-2009-po-24-04-2009-stranica-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soznanie-kak-predmet-psihologii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-kompetenciya-gosudarstvennih-organov-v-oblasti-regulirovaniya-i-upravleniya-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-prirodopolzovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-62-razdel-ii-programma-normativno-tehnicheskogo-i-organizacionno-metodicheskogo-obespecheniya-proektirovaniya-i-postrojki-ekranoplanov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/neproshenaya-povest.html
  • write.bystrickaya.ru/etnicheskie-teorii-vvedenie-georgij-mihajlovich-gerasimov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-zdaniya-administrativno-hozyajstvennaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-dlya-studentov-chetvertogo-kursa.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-13-zametish-zmej-s-dvojnim-yazikchom.html
  • student.bystrickaya.ru/20-turgenevu-nikolaj-alekseevich-nekrasov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-psihologiya-napravlenie-oop-031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kn-londonskij-sezd-rossijskoj-sobranie-sochinenij-16-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-temperament-i-harakter-v-trudovoj-deyatelnosti-predlagaemoe-posobie-budet-polezno-i-studentam-pri-izuchenii.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-06-vvedenie-v-radioastronomiyu-po-napravleniyu-011800-radiofizika-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-skolko-vesyat-volshebnie-palochki-garri-potter-i-kubok-ognya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ideyu-materii-po-bezgranichnim-projdya-svoej-mislyu-i-duhom-prostranstvam-tit-lukrecij-kar-o-prirode-veshej-11.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-lichnost-kak-obekt-upravleniya-i-subekt-upravleniya-upravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amurskoe-kazache-vojsko-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-vipolneniya-trebovanij-po-racionalnomu-ispolzovaniyu-zapasov-poleznih-iskopaemih-i-ohrane-nedr-obespechenie-vipolneniya-trebovanij-po-promishlennoj-bezopasnosti-i-ohrane-truda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-povedeniya-uchashihsya.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-prinyatoj-klassifikaciej-sluzhashih-na-tri-kategorii-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-tehnicheskih-ispolnitelej-stranica-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yunost-period-zhiznennogo-samoopredeleniya-i-samoopredeleniya-pora-zaversheniya-uchebi-i-vstupleniya-v-samostoyatelnuyu-zhizn.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-obespecheniya-sapr.html
  • turn.bystrickaya.ru/ou-cikl-retnde-daji-ajtalanatin-ou-moduln-z-rilimi-bar-ol-sh-blmnen-tradi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rasprostranenie-nervnih-impulsov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-visshih-form-zapominaniya-a-n-leontev-izbrannie-psihologicheskie-proizvedeniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-04-leksikologiya-ukazivaetsya-naimenovanie-i-shifr-disciplini-v-sootvetstvii-s-gos-i-uchebnim-planom-tomskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • reading.bystrickaya.ru/ma-kuleshova-itarnij-nauchnij-fond-trudi-vserossijskogo-filosofskogo-seminara-molodih-uchenih-im-p-v-kopnina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.