.RU

Рабочая программа По дисциплине «Концепции современного естествознания» По специальности 032401. 65 Реклама


М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________ Т.В. Маркелова

«_____» ___________2009 г.
рабочая программа
По дисциплине «Концепции современного естествознания»_

По специальности 032401.65 – Реклама

Факультет Книжного дела и рекламы

Кафедра Физики


^ Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ЕН.Ф.02

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины










Общие математические и естественнонаучные дисциплины

х







Общепрофессиональные дисциплины










Специальные дисциплины










Дисциплины специализации













^ Форма

обучения

курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

2

3,4

200

85

51

34

-







115

Экзамен

Очно-заочная

2

3

200

51

34

17

-







149

Экзамен

Заочная

2

3

200

22

22

-

-







178

Экзамен



Москва — 2009 г.


Составитель: доктор физ. - мат. наук, профессор Васильева Л.Ю._______

Рецензенты: д. физ. - мат. н., проф., зав, каф. Прикладной математики ГОУ

^ МГТУ «СТАНКИН», Уварова Л.А. –________________________________

д. билогич. н., вед, сотр. НИВЦ МГУ им. Ломоносова, Чернавская Н.М. –


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физики

от «____» ________________ 200 __г., протокол № ____________________


Зав. кафедрой ____________ /______________/


Одобрено на заседании Совета

Факультета ^ Книжного дела и реклам��___________________________

от «____» ___________ 200___ г., протокол № _

Председатель _______________________


Дисциплина “Концепции современного естествознания” знакомит студентов гуманитарных специальностей с дополнительным для них компонентов культуры – естествознанием, которое формирует целостный взгляд на окружающий мир. Необходимость изучения этой дисциплины объясняется тем, что в настоящее время рациональный естественнонаучный метод проникает в гуманитарную сферу, способствуя формированию сознания общества, мировоззрения.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям.




    1. Цели и задачи изучения дисциплины


Целью дисциплины “Концепции современного естествознания” является формирование представления о современной научной картине мира, ознакомления с проблемами, стоящими перед человечеством в XXI в., с перспективами социального развития, понимания особенностей современной науки, ознакомления с универсальными законами развития природы, методами познания. Таким образом, основная цель изучения курса состоит в понимании сущности содержания и смысла проблем, стоящих перед современной наукой, культурной значимости тех концепций, которые определяют лицо науки XXI в.


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

владеть навыками:

уметь:



Изучение данной дисциплины закладывает основы общенаучного фундамента будущего специалиста. Умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины, значительно превышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать все последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне. В связи с этим студент должен уметь уметь. Это особенно важно для специалистов, занимающихся книгоиздательством и рекламой. Данный курс формирует умение

Курс “Концепции современного естествознания” учит студентов упорядочивать знания, мыслить рационально, уважать природу.


^ 1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины “Концепции современного естествознания”


Для устного усвоения дисциплины “Концепции современного естествознания” необходимо знание следующих тем курса «Философия»: философия Востока, философия античности, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени.


^ 2. Содержание дисциплины.


2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах.


Наименование тем


Общая трудоемкость

Аудиторных занятий (всего часов)

Лекций

Практические занятия

I семестр (17 ч л.)










Тема 1. Содержание понятия естествознание

3

2

1

Тема 2. Динамика развития науки

4

2

2

Тема 3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.

2

1

1

Тема 4. Прикладные и фундаментальные

науки

2

1

1

Тема 5. Концепция мегамира.

2

1

1

Тема 6. Концепция макромира.

5

3

2

Тема 7. Интеграция наук. Концепция двух культур.

2

1

1

Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

2

1

1

Тема 9. Синергетика – новое научное направление 21 в..

9

6

3

II семестр (34 ч.л.)

Тема 10. Представления о материи.

3

2

1

Тема 11. Эволюция представлений о материи.

3

2

1

Тема 12. Развитие представлений о движении.

3

1

2

Тема 13. Развитие представлений о пространстве и времени.

2

1

1

Тема 14. Структурные уровни организации

материи.

4

2

2

Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

6

4

2

Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

3

2

1

Тема 17. Биологический уровень организации материи.

5

3

2

Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов

3

2

1

Тема 19. Физические взаимодействия.

6

4

2

Тема 20. Симметрия, асимметрия.

6

4

2

Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

5

3

2

Тема 22. Человек в современном естествознании

5

3

2

Итого:

85

51

34


^ 2.2 Содержание тем дисциплины.


Тема 1. Содержание понятия естествознание.

Определение понятия точное естествознание, цели современного естествознания. Особенности современного естествознания. Естествознание как форма объективной реальности. Определение науки.


^ Тема 2. Динамика развития науки

Две концепции современного научного знания. Научная революция, типы революций. Параметры изменения основных параметров развития науки. Анализ периодов естествознания: доклассического, классического, постнеклассического.


^ Тема 3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.

Определение понятия метода и методологии. Методы эмпирического познания, общенаучные методы, формализация, язык науки. Индукция, дедукция, анализ, синтез.


^ Тема 4. Прикладные и фундаментальные науки.

Связь прикладных и фундаментальных наук и их различия. Амбивалентность, дихотомия, интеграция наук, синергизм.


Тема 5. Концепция мегамира.

Космогонические гипотезы Космологические теории. Космология, XX в. Модели Вселенной.


^ Тема 6. Концепция макромира.

Принцип механицизма, принцип сохранения энергии, принцип близкодействия. Закономерности физики микромира. Принцип физикализма. Принцип относительности пространства и времени, принцип корпускулярно-волнового дуализма, принцип единства элементарных частиц. Принцип математизации, аксиологизации. Принцип монизма.


^ Тема 7. Интеграция наук.

Динамика интегральных и дифференциальных тенденций.


Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

Сочетание редукционизма и интегратизма, динамика рационализма и пропорционализма. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. Возможные направления "социализации" научного знания.


^ Тема 9. Синергетика – новое научное направление 21 в..

Определение синергетики. Основные понятия синергетики (аттрактор, бифуркация, фракталы, диссипация, детерминированный хаос). Самоорганизация. Роль хаоса и случайностей. Школы синергетики. Линейные и нелинейные системы.


^ Тема 10. Представления о материи.

Философское и естественнонаучное представление о материи. Гносеологической и антологический аспекты. Проблема познаваемости мира.


Тема 11. Эволюция представлений о материи.

Представления натурфилософов, в классической механике, электродинамике, квантовой механике.


Тема 12. Развитие представлений о движении.

Диалектическая концепция, метафизическая. Движение развитие.


^ Тема 13. Развитие представлений о пространстве и времени.

Субстанциальная и реляционная концепции. Пространство и время в классической механике, в теории относительности. Общая характеристика пространства и времени.


^ Тема 14. Структурные уровни организации материи.

Структурность и системность материи. Микро-, макро- и мегатела. Био- и социальные системы. Поле. Основные различия вещества и поля.


Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

Молекулярный, атомный, нуклонный, кварковый. Элементарные частицы: основные характеристики.


Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

Микрочастицы, фермионы, бозоны. Лептоны, кварки, адроны.


^ Тема 17. Биологический уровень организации материи.

Современное определение биологии. Основные направления биологических исследований. Основные обобщения биологических наук. Структурные уровни организации материи. Аксиомы биологии.


^ Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов.

Свойства живых организмов. Концепции эволюционного происхождения жизни. Неоламаркизм (ортоламаркизм, механоламаркизм, психоламаркизм). Антидарвинистские учения (телеогенез, сальтационизм, генетический антидарвинизм). Эволюционные теории 1-ой половины XX в. Создание синтетической теории эволюции. Основные законы эволюции.


^ Тема 19. Физические взаимодействия.

Фундаментальные взаимодействия. Создание единой теории поля. Теория объединения. Теория Великого объединения. Теории Сверхвеликого объединения.


^ Тема 20. Симметрия, асимметрия.

Определение симметрии, асимметрии. Взаимосвязь симметрии с законами. Формы симметрии и асимметрии. Теорема Нётер. Частные симметрии. Мир и антимир. Проблема Озма.


^ Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

Мировоззренческий смысл понятия естествознания. Бесконечность и материальность мира. Бесконечность Вселенной. Антиматерия и бесконечность мира. Хаос и порядок как характеристики бесконечности.


^ Тема 22. Человек в современном естествознании.

Человек как миропроявление и миропонимание. Эволюционные теории и проблема "готового" человека. Человек энергетический и человек информационный. Объективное, идеальное и человеческая духовность.


^ 2.2. Практические занятия, их наименование, объем в часах.


Наименование тем

Объем в часах

1. Анализ доклассического естествознания.

4

2. Древнеримский период Средневековье.

2

3. Классический период естествознания.

4

4. Диалектизация естествознания.

1

5. Становление химической науки.

1

6. Формирование электродинамики.

2

7. Физическая картина мира к началу XX в.

2

8. Значение работ А.Эйнштейна для развития естествознания Проблемы пространства и времени.

2

9. В.И.Вернадский. Концепции биосферы и ноосферы.

2

10. Эволюция Вселенной. Модели Вселенной.

1

11. Синергетика-новое мировоззрение.

4

12. Философское и естественнонаучное представление о материи.

4

13. Основные формы чествования теории -пространство и время.

1

14. Симметрия и антисимметрия.

2

15. Компьютер и естествознание.

1

16. Формирование современной картины мира.

1

Итого:

34



^ 2.3 Организация самостоятельной работы


Наименование тем

^ Виды и формы самостоятельной работы (распределение часов по формам обучения)

Подготовка к практическому (семинару, лаб. работе)

Подготовка рефератов (докладов, сообщений и информацию иных материалов т.п.)

Выполнение домашних, контрольных и иных заданий)

Подготовка к промежуточной аттестационной работе (в т.ч. коллоквиум, тестированием и пр.)

Подготовка к зачету (экзамену)

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

Тема 1. Содержание понятия естествознания

1

1




2

1

2

1

6

7

1

1

1

1

2

3

^ Тема 2. Динамика развития науки.

1

1




1

1

2

1

6

8

1

1

1

1

2

3

^ Тема 3. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания.

1

1




2

1

2

1

7

7

1

1

1

1

2

3

^ Тема 4. Прикладные и фундаментальные науки.

1

1




1

1

2

1

3

8

1




1

1

3

3

^ Тема 5. Концепция мегамира.

1

1




1

1

2

1

3

5

1







1

2

2

^ Тема 6. Концепция макромира.

1

1




2

1

3

1

4

6

1

1

1

1

1

2

^ Тема 7. Интеграция наук. Концепция двух культур.

1

1




2

1

2

1

4

6

1

1

1

1

1

2

^ Тема 8. Контуры естествознания XXI в.

1

1




1

1

2

1

4

6

1







1

1

2

^ Тема 9.Синергетика-новое научное направление.

1

1




2

1

1

1

3

7

1







1

1

2

^ Тема 10.Представление о материи.

1

1




1

1

1

1

4

5

1

1

1

1

1

2

^ Тема 11. Эволюция представлений о материи.

1

1




1

1

1

1

4

4

1

1




1

2

2

^ Тема 12. Развитие представлений о движении.

1

1




1

1

1

1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 13 Развитие представлений о пространстве и времени.

1

1




1

1

2

1

1

2

1




1

1

2

2

^ Тема 14. Структурные уровни организации материи.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

2

2

^ Тема 15. Структурный уровень вещества в микромире.

1

1




1

1




1

2

2

1

1

1

1

1

2

^ Тема 16. Общая классификация элементарных частиц.

1

1




1

1




1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 17. Биологический уровень организации материи.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

1

2

^ Тема 18. Определение жизни. Свойства живых организмов.

1

1




1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

^ Тема 19. Физические взаимодействия.

1

1




1

1

1

1

2

2

1




1

1

1

2

^ Тема 20. Симметрия и асимметрия.

1

1




1

1

2

1

1

2

1




1

1

1

2

^ Тема 21. Проблема бесконечности в современном естествознании.

1

1




1

1

1

1

1

2

1







1

1

2

^ Тема 22. Человек в современном естествознании.

1

1




1

1

1

1

1

2

1

1




1

1

2



















































^ 3 Учебно-методические материалы по дисциплине


3.1 Литература

Основная:


  1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: “Оникс 21 век”. “Мир и образование”. 2003 г. 592 с.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания . М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 622с.

  3. Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Экономист, 2001 г. 295 с.

Дополнительная:

  1. Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. : Центр, 2005, 223 с.

  3. В.Н.Лозовский, С.В.Лозовский. Концепции современного естествознания.- СПб.: Лань, 2004 г. 224 с.

  4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2003. — 488 с.

  5. Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы). М.: ИНФРА-М, 2000 г. 192 с.

Для самостоятельного изучения:


  1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Наука, 1967 г.

  2. Единство научного знания. М.: Наука, 1998 г.

  3. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. М.: АН СССР, 1975 г.

  4. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. – М.: Высшая школа, 1988 г.

  5. Добротин Р.Б. Химическая форма движения материи. – Л.: Из-во ЛГУ, 1967 г.

  6. Философские проблемы современной химии. М.: Прогресс, 1971 г.

  7. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. М.: Наука, 1969 г.

  8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

  9. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М.: Полит. лит., 1986 г.

  10. Климантович Н.Ю. Без формул о синергетике. – Минск; высшая школа, 1986 г.

  11. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. – М.: Мир, 1975 г.

  12. Николис Г., Пригожин М. Познание сложного. – М.: Мир, 1990 г.

  13. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980 г.

  14. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 1998 г.

  15. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? – М.: Атомиздат, 1972 г.

  16. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: высшая школа, 1989 г.

  17. Новиков И.Д. Черные дыры и Вселенная. – М.: Наука, 1985 г.

  18. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история вопроса.
    М.: Мир, 1990 г.

  19. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982 г.

  20. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994 г.


3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также используемых в учебном процессе технических средств.


Использование Интернет-ресурсов для подготовки рефератов.

Применение компьютерных тестовых материалов для проверки остаточного знания.

Институт открытого образования, Московский государственный университет печати,
http//:www.hi-edu.ru:

  1. Электронный учебник «Концепции современного естествознания»

  2. Видеолекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»:

razdel-1-dannie-grafi-3-dolzhni-ravnyatsya-ili-bit-grafi-4-dannie-grafi-5-dolzhni-ravnyatsya-ili-bit-grafi-6razdel-2.html
razdel-1-distancionnoe-obrazovanie-istoriya-modeli-perspektivi-razvitiya.html
razdel-1-ekspluataciya-filmokopij-primernaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-dlya-specialnosti.html
razdel-1-federalnie-nalogi-i-sbori-programma-disciplini-sistema-nalogov-i-sborov-rossijskoj-federacii-nalogovij.html
razdel-1-finansovo-ekonomicheskie-pokazateli-polozhenie-o-poryadke-predostavleniya-subsidij-subektam-malogo-i-srednego.html
razdel-1-formirovanie-ponyatij-logika-i-prinyatie-reshenij-reprezentaciya-znanij.html
  • grade.bystrickaya.ru/montazh-i-remont-detskogo-oborudovaniya-tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zashita-resheniya-rukovodstvo-polzovatelya-moskva-ooo-1s-homnet-konsalting.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-132-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-rasschitan-na-studentov-otdeleniya-baltistika-iprizvan-dat-im-predstavlenie-o-shodstve-i-razlichiyah-v-akcentnih-sistemah-baltijskih-i-slavyanskih-yazikov-i-o-proishozhdenii-etih-sistem-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuga-rossii-stavpri.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-predgovor-km-blgarskoto-izdanie.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-chaj-i-limon-1-istoriya-razvitiya-chaevodstva-v-rossii-i-v-sssr-do-ego-raspada-12-primechaniya-15.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-sosnovoborskij-gorodskoj-okrug-leningradskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-ekonomike-specualnostnapravlenue.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nu-i-fraza-poluchilas-srazu-i-ne-razbereshsya-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-nas-kak-raz-vivelis-ciplyata-ya-boyalsya-chto-ih-ubyut-posleslovie-vmesto-predisloviya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-mesto-uchebnoj-disciplini-v-strukture-op-vo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vid-rabot-93-ustrojstvo-otopitelnih-pechej-i-ochagov-polozhenie-o-trebovaniyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solnechnij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-otechestvennaya-istoriya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-uchebno-metodicheskij-kompleks-obshaya-chast-specialnost-030501-yurisprudenciya-soglasovano.html
  • control.bystrickaya.ru/biomonitoring-prirodnih-i-stochnih-vod-p-f-agahanyanc-sankt-peterburgskoe-obshestvo-estestvoispitatelej-rossiya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-respublikanskogo-agentstva-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rannee-viyavlenie-raka-predstatelnoj-zhelezi-i-raka-pochki-v-usloviyah-dispanserizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskih-rabotnikov-o-gosudarstvennih-garantiyah-i-kompensaciyah-dlya-lic-rabotayushih-i-prozhivayushih-v-rajonah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-samouchitel-dlya-vedushego-chto-takoe-protest-i-kak-s-nim-borotsya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnie-processi-kak-yadro-informacionnoj-teorii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-otbora-na-hranenie-v-arhiv-federalnih-sudov-obshej-yurisdikcii-dokumentov-ih-komplektovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocherk-strukturnie-sdvigi-v-ekonomike-kak-predposilka-i-rezultat-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specsud-dlya-chinovnika-rossijskaya-gazeta-vladimirov-dmitrij-11032006-49-str-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/torfyanoj-pozhar-ploshadyu-05-gektara-potushen-v-podmoskove-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-02082011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-27-29-oktyabrya-2011-moskva-rggu-26-oktyabrya-sreda-zaezd-uchastnikov-konferencii-27-oktyabrya-chetverg.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/magnitnie-polya-galaktiki.html
  • college.bystrickaya.ru/-14-7-osobennosti-pitaniya-tehnologiya-vozdelivaniya-saharnoj-svekli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/unit-vii-applying-for-a-job-uchebnoe-posobie-rekomendovano-dalnevostochnim-regionalnim-uchebno-metodicheskim-centrom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vizakritie-seminara-praktikuma-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-byuro-prezidiuma-obedinennoj-federacii-sverhlegkoj-aviacii-rossii-of-sla-rossii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-politiko-pravovie-aspekti-deyatelnosti-es-cikl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.