.RU

Рабочая программа дисциплины «Герменевтика»


Рабочая программа дисциплины «Герменевтика»


п/п

Виды учебных занятий
Количество часов

1 семестр







1.

Всего часов по учебному плану

60






2. В том числе аудиторная нагрузка
28






3. лекции
26







4.

семинары










5.

Контрольные работы

2







6.

^ Форма отчетности

экзамен








Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28

Автор программы и лектор: кандидат филос. наук, доцент ^ Шатунова Т.М.

Курс относится к циклу ДС-б2, читается в 9 семестре


АННОТАЦИЯ: Курс «Герменевтика» представляет студентам материалы исследования по одному из ведущих направлений современной философии. В курсе рассматривается зарождение герменевтической традиции, становление герменевтики как самостоятельной философской дисциплины, основные категории герменевтики (понимание, интерпретация, текст, язык, герменевтический круг и.т.д.). Курс знакомит студентов с концепциями создателей современной герменевтической парадигмы (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер, Рикер и другие). Наряду с анализом герменевтики в рамках философской традиции, в курсе рассматривается герменевтический метод как универсальный метод социо-гуманитарного познания. Кроме того, курс предполагает анализ взаимоотношений герменевтики и других направлений современной философии (феноменология, экзистенциализм, философская антропология, структурализм, постструктурализм). Особое внимание уделяется связям герменевтики и эстетики. Одной из центральных проблем предлагаемого курса является проблема человека интерпретирующего и интерпретируемого.


^ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


^ Формы проведения аудиторных занятий: лекции, контрольные работы, консультации

Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекции, подготовка к контрольным работам, работа с литературой, написание рефератов


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п
^ Название темы и ее содержание
Количество

часов

Лекции




1

^ Герменевтика как одно из основных направлений современной западноевропейской философии

Неклассический характер философствования в современной герменевтике. От философии познания и преобразования мира к философии понимания. Герменевтика как западный вариант философии недеяния.

Герменевтика и другие направления современной западноевропейской философии, их взаимодействие в русле философии культуры. Герменевтика, феноменология, экзистенциализм в антропологической традиции философствования. Уход и «увод» проблематики субъекта из гносеологии в антропологию и онтологию.

Рикер о творчестве Гадамера как о «прививке» герменевтики к феноменологии.

Герменевтика как влиятельное философское настроение современного человека. Нацеленность на понимание как экзистенциал современного человека.

Статус герменевтики. Философия и научная практика. Герменевтика – механизм связи современной философской и научной мысли.


4




2

^ Рождение герменевтики и исторические этапы ее развития

Герменевтика как экзегетика. Искусство толкования текстов (Античность и Средневековье).

Появление проблемы метода истолкования текстов. Связь (единство) герменевтики и филологии (Новое время). Приближение герменевтики к статусу науки.

Герменевтика как способ и фактор дифференциации «наук о природе» и «наук о духе» (Дильтей). Конституирование и философское обоснование социогуманитарного познания в логике герменевтики.

Открытие философских возможностей герменевтики. Шлейермахер: задача прояснения условий понимания (смысла текста). Понимание языка как объективное, грамматическое истолкование; понимание человека как психологическое истолкование.

Герменевтика – философия понимания. Появление фигуры, образа Другого. Понимание как схватывание целостности жизни. Герменевтическая саморефлексия: понимание понимания.


4




3

^ Понимание как центральная категория и основная проблема герменевтики

Понимание как выражение диалоговой, коммуникативной природы герменевтического отношения человека к миру. Понимание и объяснение. Объяснение как функция теоретической формы мышления. Понимание и познание.

Специфика понимания: невозможность репрезентации в форме логических операций; обращенность к целостному человеку, к его разуму, вере, воле, эмоциям, чувствам (человек понимает всем своим существом).

Антиномический характер природы понимания. Понимание и непонимание (Потебня, Лотман, Гадамер, Рикер). Необходимость непонимания. Понимание как самопонимание.

Хайдеггер об онтологической природе понимания. Гадамер о понимании как самопонимании бытия.


2




4

^ Природа герменевтического круга

Герменевтический круг как выражение бесконечности процесса понимания. Понимание как принципиально незавершенная деятельность. Антиномия понимания и предпонимания. Шлейермахер об антиномии понимания части и целого. Истолкование как самопрояснение понимания.

Герменевтический круг: варианты трактовки. Исторические разновидности движения в герменевтическом круге: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык); реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации его возникновения); диалог (формирование нового смысла по отношению к существующим).

Проблема входа в герменевтический круг и выхода из него.


2




5

^ Проблема интерпретации в герменевтике

Интерпретация (истолкование) как противоречивый феномен: разыскание или придание смыслов? Интерпретация как универсальный способ отношения к высказываниям и текстам, явлениям и событиям.

Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социогуманитарного познания (Микешина). Мостик между научным и философским (по)знанием. Интерпретация и понимание.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер, Рикер) в понимании и интерпретации.

Проблема пределов (границ) интерпретации. Рикер о ситуации конфликта интерпретаций.


4




6

^ Текст как основной объект интерпретации

Текст как «идеальный объект» социогуманитарного познания. Особая реальность текста. Невозможность вычленения единицы исследования в социогуманитарном познании и текстовая реальность как модель единицы семантического и смыслового анализа.

Означающее и означаемое. Означивание не вещей, а смыслов. Смысл как общее проблемное поле герменевтики. Не-филологичность истории слова. Метафора, ее абсолютный, всеобщий характер. Близость поэзии и философии.


2




7

^ Герменевтика и философия языка

Язык как «дом бытия», как пространство традиции, в рамках которой только и может осуществляться понимание.

Смысл, значение, выражение.

Языковая картина мира.

Картезианская и экзистенциальная концепции языка как предмет анализа герменевтики.


2




8

^ Герменевтика и эстетика

Антиномия необходимости интерпретации художественного произведения. Ценность непосредственного восприятия («слезы – настоящие»). Поиски скрытых смыслов. Удовольствие и наслаждение от текста (Барт).

Феномен художественной критики как развитие проблемы интерпретации произведения искусства в культурно-исторической ситуации Нового времени.

Возможности интерпретации в различных видах искусства (на примере фотографии и кино).

Специфика интерпретации художественного произведения. Сопряженность произведения с бытием. Бытие – тайна-непотаенность и произведение – тайна, невозможность окончательной интерпретации.


2




9

^ Герменевтика и проблема диалога культур

Другой как главный персонаж герменевтического дискурса. Другой и другой. Другой и другое. Понимание и коммуникация. Взаимопонимание.

Диалог – пространство рождения новых смыслов. Интерпассивность как возможность быть открытым для понимания.


2




10

^ Герменевтика субъекта

Проблематизация понятия и феномена субъекта. Проблема анализа и интерпретации атрибутивных форм существования субъекта.

Субъект интерпретирующий и субъект интерпретируемый. Субъект как граница интерпретации.


2






^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абушенко В.Л. Понимание. Новейший философский словарь – Минск, Книжный Дом. – 2003.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.– М.: Наука, 1977.

Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1987.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998.

Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. – Киев: Наукова думка, 1986.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Герменевтика: история и современность/ Под ред. Б.Р. Бессонова, И.С. Нарского, В.И. Еременко. – М.: Мысль, 1985.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Кузнецов В.Г. Герменевтика: Эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ. Сер. Философия. – № 2. – 1992.

Майборода Д.В. Герменевтика. Новейший философский словарь – Минск, Книжный Дом. – 2003.

Проблемы философской герменевтики. – М.: Изд-во ИФ АН СССР, 1990.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, №3, 1989, с.3-13.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., Наука, 1977.

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М.: Наука, 1988.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.– М.: Наука, 1977.

Апель К.О. Трансформация философии. – М.: «Логос». – 2001.

Аронов Р.А. Проблема смысла в контексте. // Вопросы философии. – № 6 – 1999. – С. 133-138.

Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. – № 7. – 1977, с.148-160.

Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М. Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.

Бибихин В.В. Слово и событие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Библер В.С. Культура. Диалог культур. – Вопросы философии, 1989 №6.

Брудный А.А. Проблема языка и мышления – это прежде всего проблема понимания // Вопр. философии. – № 6. – 1977.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998.

Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. – Киев: Наукова думка, 1986.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001.

Воронков В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова). – Философские науки, 2002, №3.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Мысль, 1991.

Гносеология в системе философского мировоззрения. – М.: Наука, 1983.С. 273-304.

Горский В.С. Историко-философское истолкование текста. – М.: Наука, 1981.

Грязнов А.Ф. Проблема понимания: на пересечении двух традиций // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – СПб.: Общ-во «Природа и мы», 1991. С. 26-41.

Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. – М.: Политиздат, 1985.

Дильтей В. Введение в науки о дух// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. – М. – 1987.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. – Вопросы философии. – №4. – 1988.

Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература, №1, 1992.

Ищенко Е.Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание: – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 144 с.

Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах В. Дильтея / Вопросы философии. – № 4. – 1988.

Карасев Л.В. Живой текст. – Вопросы философии, 2001, №9.

Касавин И.Т. Познание как иносказание. Человек после крушения вавилонской башни // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – с. 53.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Кузнецов В.Г. Герменевтика: Эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ. Сер. Философия. – № 2. – 1992.

Кузнецов В.Г. Предмет и специфика гуманитарных наук // Мышление, когнитивные науки и искусственный интеллект. – М.: Наука, 1988.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1986.

Малахов В. Герменевтика и традиция. – Логос, 1999, № 1 (11), с. 3-10.

Малахов В.С. К характеристике герменевтики как способа философствования. // Философская и социологическая мысль. – Киев, 1991. – № 6. – С. 65-76.

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. – 1999. – № 11.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Минск, 1984.

Основин Ю.А. Генезис и сущность понимания. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990.

Погосян В.А. Философская герменевтика: анализ истины и метода // Вопросы философии. – № 4. – 1985.

Подорога В.А. Выражение и смысл. – М. – Ad Marginem, 1995.

Понимание как философско-методологическая проблема (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. – № 7, 8, 9. – 1986.

Проблемы философской герменевтики. – М.: Изд-во ИФ АН СССР, 1990.

Райнах А. О феноменологии. Доклад в Марбурге, январь 1914 г. – Логос. – №1 (11). – 1999, с. 48-64.

Ракитов А.И. Диалектика процесса понимания: (Истоки проблемы и операциональная структура понимания) // Вопросы философии. – № 12. – 1985. – С. 62-71.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., «Academia-Центр», «Медиум». – 1995.

Роговин В.М. Динамика соотношения понимания и перевода в познании. // Вопросы философии. – № 2 – 1981. – С. 132-143.

Рокмор Т. О знании, философской антропологии и интерпретации//Субъект, познание, деятельность. – М., 2002.

Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. – № 10 – 1983. – С. 62-70.

Усманова А.Р. У. Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., Ad Marginem, 1997.

Черняк В.С. О смысле понимания и понимании смысла. // Вопросы философии. – № 8 – 1986.

Эко У. Два типа интерпретации//Новое литературное обозрение. 1966, №21.

Яковлев А.А. Понимание как методологическая проблема истории философии. // Вопросы философии. – № 8 – 1984.

programmnij-kompleks-dlya-elektronnogo-dokumentooborota-kontroliruyushih-organov-s-vneshnimi-organizaciyami-astral-otchet-stranica-6.html
programmnij-kompleks-dlya-upravleniya-gostinicami-inn-18-nevskij-porte-kompyuternaya-sistema-dlya-avtomatizacii-gostinic-20.html
programmnij-kompleks-floumetrika-pro-rukovodstvo-polzovatelya-programmi-stranica-4.html
programmnij-kompleks-nejrosetevogo-analiza-dannih-na-baze-mnogoagentnih-stohasticheskih-algoritmov-globalnoj-optimizacii-m-yu-sidorov.html
programmnij-kompleks-sistemi-dokumentirovaniya-parametrov-tehnologicheskogo-processa-dlya-avtomatizirovannih-sistem-kontrolya-i-upravleniya-otvetstvennimi.html
programmnij-podhod-k-organizacii-deyatelnosti-uchilisha-resursnogo-centra.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kazanskom-tehnoparke-it-park-sostoyalsya-poslednij-v-etom-godu-konkursnij-otbor-rezidentov.html
  • college.bystrickaya.ru/328-adenoidi-p-ya-chaadaev-zdorove-rebenka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-strategii-programmnogo-obespecheniya-firmi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sejsmostojkoe-stroitelstvo.html
  • exam.bystrickaya.ru/viznachennya-pokaznikv-tehnogenno-ekologchno-bezpeki-pri-robot-palezabivnih-mashin.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-reklama-dlya-svoih-britanskaya-blagotvoritelnaya-organizaciya-plan-uk-razmestila.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-sorevnovanij-29-iyunya-2012-goda-18-00-otkritie-bazovogo-lagerya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-i-kotelnikov-d-e-kulikov.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-shkolnoj-biblioteki-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-goroda-novocheboksarska.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-prioritetah-za-chetvert-veka-uchebnoe-posobie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-snyat-ogranicheniya-dlya-razvitiya-gibkosti-menedzhment-i-mogushestvo-nlp.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-speclageryah-nkvd-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-studentov-vseh-specialnostej-i-vseh-form-obucheniya-avtor-sostavitel-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/delo-33a-9201-1-sudya-t-g-l.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-logisticheskogo-obespecheniya-innovacionnimi-relsovimi-skrepleniyami-skorostnih-zheleznih-dorog.html
  • education.bystrickaya.ru/32-harakteristika-tipovih-iza-v-metallurgicheskoj-promishlennosti-rukovodstvo-po-kontrolyu-istochnikov-zagryazneniya-atmosferi-ond-90.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-dialogizma-m-m-bahtina-bahtin-o-romannom-zhanre-i-o-polifonicheskom-romane-f-m-dostoevskogo-avtor-i-geroj-v-esteticheskoj-deyatelnosti-23-marta.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-proforientacionnoj-sluzhbe-gimnazii-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennaya-gumanisticheskaya-literatura-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-2001-nesmrtelnost-yo-milan-kundera-1990-perevod-s-cheshskogo-nini-shulginoj-oformlenie-vadima-pozhidaeva-stranica-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-liricheskie-obrazi-v-muzike.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prozorov-l-p-80-bogi-i-kasti-yazicheskoj-rusi-tajni-kievskogo-pya-tibozhiya-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-poiskah-iznachalnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1153-programma-generirovaniya-tehprocessov-dlya-narezki-zubev-kafedra-kompyuternih-informacionnih-tehnologij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnesenie-izmenenij-i-dopolnenij-v-nekotorie-zakonodatelnie-akti-respubliki-kazahstan-po-voprosam-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoboda-i-schaste-kak-glavnie-voprosi-bitiya-avtor-raboti-sazanova-anastasiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bektld-hattama-5-15atar2015-zh-professor-zhanbekov-h-n-6m011300-biologiya-mamandiina-magistraturaa-oua-tsuge-arnalan-emtihan-sratari-magistratura-almati-2015zh.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-istochnik-finansirovaniya-i-poryadok-oplati-7-statya-trebovaniya-predyavlyaemie-k-uchastniku-razmesheniya-zakaza-7-stranica-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-sostavlena-na-osnove-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-2-11-klassi-sostavitel.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-po-discipline-specialnost-finansi-i-kredit.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-truda-v-tamozhennih-organah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-po-protivodejstviyu-korrupcii-v-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-sosnovoborskij-gorodskoj-okrug-leningradskoj-oblasti-na-2011-2013-godi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlenie-personalom-ds-r-07.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dejstvij-pravitelstva-respubliki-mordoviya-na-2008-god-po-realizacii-poslaniya-glavi-respubliki-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/06062008-g-s-3-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.