.RU

Рабочая программа дисциплины «Герменевтика»


Рабочая программа дисциплины «Герменевтика»


п/п

Виды учебных занятий
Количество часов

1 семестр







1.

Всего часов по учебному плану

60






2. В том числе аудиторная нагрузка
28






3. лекции
26







4.

семинары










5.

Контрольные работы

2







6.

^ Форма отчетности

экзамен








Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28

Автор программы и лектор: кандидат филос. наук, доцент ^ Шатунова Т.М.

Курс относится к циклу ДС-б2, читается в 9 семестре


АННОТАЦИЯ: Курс «Герменевтика» представляет студентам материалы исследования по одному из ведущих направлений современной философии. В курсе рассматривается зарождение герменевтической традиции, становление герменевтики как самостоятельной философской дисциплины, основные категории герменевтики (понимание, интерпретация, текст, язык, герменевтический круг и.т.д.). Курс знакомит студентов с концепциями создателей современной герменевтической парадигмы (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер, Рикер и другие). Наряду с анализом герменевтики в рамках философской традиции, в курсе рассматривается герменевтический метод как универсальный метод социо-гуманитарного познания. Кроме того, курс предполагает анализ взаимоотношений герменевтики и других направлений современной философии (феноменология, экзистенциализм, философская антропология, структурализм, постструктурализм). Особое внимание уделяется связям герменевтики и эстетики. Одной из центральных проблем предлагаемого курса является проблема человека интерпретирующего и интерпретируемого.


^ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


^ Формы проведения аудиторных занятий: лекции, контрольные работы, консультации

Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекции, подготовка к контрольным работам, работа с литературой, написание рефератов


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п
^ Название темы и ее содержание
Количество

часов

Лекции




1

^ Герменевтика как одно из основных направлений современной западноевропейской философии

Неклассический характер философствования в современной герменевтике. От философии познания и преобразования мира к философии понимания. Герменевтика как западный вариант философии недеяния.

Герменевтика и другие направления современной западноевропейской философии, их взаимодействие в русле философии культуры. Герменевтика, феноменология, экзистенциализм в антропологической традиции философствования. Уход и «увод» проблематики субъекта из гносеологии в антропологию и онтологию.

Рикер о творчестве Гадамера как о «прививке» герменевтики к феноменологии.

Герменевтика как влиятельное философское настроение современного человека. Нацеленность на понимание как экзистенциал современного человека.

Статус герменевтики. Философия и научная практика. Герменевтика – механизм связи современной философской и научной мысли.


4




2

^ Рождение герменевтики и исторические этапы ее развития

Герменевтика как экзегетика. Искусство толкования текстов (Античность и Средневековье).

Появление проблемы метода истолкования текстов. Связь (единство) герменевтики и филологии (Новое время). Приближение герменевтики к статусу науки.

Герменевтика как способ и фактор дифференциации «наук о природе» и «наук о духе» (Дильтей). Конституирование и философское обоснование социогуманитарного познания в логике герменевтики.

Открытие философских возможностей герменевтики. Шлейермахер: задача прояснения условий понимания (смысла текста). Понимание языка как объективное, грамматическое истолкование; понимание человека как психологическое истолкование.

Герменевтика – философия понимания. Появление фигуры, образа Другого. Понимание как схватывание целостности жизни. Герменевтическая саморефлексия: понимание понимания.


4




3

^ Понимание как центральная категория и основная проблема герменевтики

Понимание как выражение диалоговой, коммуникативной природы герменевтического отношения человека к миру. Понимание и объяснение. Объяснение как функция теоретической формы мышления. Понимание и познание.

Специфика понимания: невозможность репрезентации в форме логических операций; обращенность к целостному человеку, к его разуму, вере, воле, эмоциям, чувствам (человек понимает всем своим существом).

Антиномический характер природы понимания. Понимание и непонимание (Потебня, Лотман, Гадамер, Рикер). Необходимость непонимания. Понимание как самопонимание.

Хайдеггер об онтологической природе понимания. Гадамер о понимании как самопонимании бытия.


2




4

^ Природа герменевтического круга

Герменевтический круг как выражение бесконечности процесса понимания. Понимание как принципиально незавершенная деятельность. Антиномия понимания и предпонимания. Шлейермахер об антиномии понимания части и целого. Истолкование как самопрояснение понимания.

Герменевтический круг: варианты трактовки. Исторические разновидности движения в герменевтическом круге: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык); реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации его возникновения); диалог (формирование нового смысла по отношению к существующим).

Проблема входа в герменевтический круг и выхода из него.


2




5

^ Проблема интерпретации в герменевтике

Интерпретация (истолкование) как противоречивый феномен: разыскание или придание смыслов? Интерпретация как универсальный способ отношения к высказываниям и текстам, явлениям и событиям.

Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социогуманитарного познания (Микешина). Мостик между научным и философским (по)знанием. Интерпретация и понимание.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер, Рикер) в понимании и интерпретации.

Проблема пределов (границ) интерпретации. Рикер о ситуации конфликта интерпретаций.


4




6

^ Текст как основной объект интерпретации

Текст как «идеальный объект» социогуманитарного познания. Особая реальность текста. Невозможность вычленения единицы исследования в социогуманитарном познании и текстовая реальность как модель единицы семантического и смыслового анализа.

Означающее и означаемое. Означивание не вещей, а смыслов. Смысл как общее проблемное поле герменевтики. Не-филологичность истории слова. Метафора, ее абсолютный, всеобщий характер. Близость поэзии и философии.


2




7

^ Герменевтика и философия языка

Язык как «дом бытия», как пространство традиции, в рамках которой только и может осуществляться понимание.

Смысл, значение, выражение.

Языковая картина мира.

Картезианская и экзистенциальная концепции языка как предмет анализа герменевтики.


2




8

^ Герменевтика и эстетика

Антиномия необходимости интерпретации художественного произведения. Ценность непосредственного восприятия («слезы – настоящие»). Поиски скрытых смыслов. Удовольствие и наслаждение от текста (Барт).

Феномен художественной критики как развитие проблемы интерпретации произведения искусства в культурно-исторической ситуации Нового времени.

Возможности интерпретации в различных видах искусства (на примере фотографии и кино).

Специфика интерпретации художественного произведения. Сопряженность произведения с бытием. Бытие – тайна-непотаенность и произведение – тайна, невозможность окончательной интерпретации.


2




9

^ Герменевтика и проблема диалога культур

Другой как главный персонаж герменевтического дискурса. Другой и другой. Другой и другое. Понимание и коммуникация. Взаимопонимание.

Диалог – пространство рождения новых смыслов. Интерпассивность как возможность быть открытым для понимания.


2




10

^ Герменевтика субъекта

Проблематизация понятия и феномена субъекта. Проблема анализа и интерпретации атрибутивных форм существования субъекта.

Субъект интерпретирующий и субъект интерпретируемый. Субъект как граница интерпретации.


2






^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абушенко В.Л. Понимание. Новейший философский словарь – Минск, Книжный Дом. – 2003.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.– М.: Наука, 1977.

Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1987.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998.

Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. – Киев: Наукова думка, 1986.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Герменевтика: история и современность/ Под ред. Б.Р. Бессонова, И.С. Нарского, В.И. Еременко. – М.: Мысль, 1985.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Кузнецов В.Г. Герменевтика: Эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ. Сер. Философия. – № 2. – 1992.

Майборода Д.В. Герменевтика. Новейший философский словарь – Минск, Книжный Дом. – 2003.

Проблемы философской герменевтики. – М.: Изд-во ИФ АН СССР, 1990.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, №3, 1989, с.3-13.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., Наука, 1977.

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М.: Наука, 1988.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.– М.: Наука, 1977.

Апель К.О. Трансформация философии. – М.: «Логос». – 2001.

Аронов Р.А. Проблема смысла в контексте. // Вопросы философии. – № 6 – 1999. – С. 133-138.

Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. – № 7. – 1977, с.148-160.

Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М. Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.

Бибихин В.В. Слово и событие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Библер В.С. Культура. Диалог культур. – Вопросы философии, 1989 №6.

Брудный А.А. Проблема языка и мышления – это прежде всего проблема понимания // Вопр. философии. – № 6. – 1977.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998.

Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. – Киев: Наукова думка, 1986.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001.

Воронков В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова). – Философские науки, 2002, №3.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Мысль, 1991.

Гносеология в системе философского мировоззрения. – М.: Наука, 1983.С. 273-304.

Горский В.С. Историко-философское истолкование текста. – М.: Наука, 1981.

Грязнов А.Ф. Проблема понимания: на пересечении двух традиций // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – СПб.: Общ-во «Природа и мы», 1991. С. 26-41.

Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. – М.: Политиздат, 1985.

Дильтей В. Введение в науки о дух// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. – М. – 1987.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. – Вопросы философии. – №4. – 1988.

Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература, №1, 1992.

Ищенко Е.Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание: – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 144 с.

Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах В. Дильтея / Вопросы философии. – № 4. – 1988.

Карасев Л.В. Живой текст. – Вопросы философии, 2001, №9.

Касавин И.Т. Познание как иносказание. Человек после крушения вавилонской башни // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – с. 53.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Кузнецов В.Г. Герменевтика: Эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ. Сер. Философия. – № 2. – 1992.

Кузнецов В.Г. Предмет и специфика гуманитарных наук // Мышление, когнитивные науки и искусственный интеллект. – М.: Наука, 1988.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1986.

Малахов В. Герменевтика и традиция. – Логос, 1999, № 1 (11), с. 3-10.

Малахов В.С. К характеристике герменевтики как способа философствования. // Философская и социологическая мысль. – Киев, 1991. – № 6. – С. 65-76.

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. – 1999. – № 11.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Минск, 1984.

Основин Ю.А. Генезис и сущность понимания. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990.

Погосян В.А. Философская герменевтика: анализ истины и метода // Вопросы философии. – № 4. – 1985.

Подорога В.А. Выражение и смысл. – М. – Ad Marginem, 1995.

Понимание как философско-методологическая проблема (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. – № 7, 8, 9. – 1986.

Проблемы философской герменевтики. – М.: Изд-во ИФ АН СССР, 1990.

Райнах А. О феноменологии. Доклад в Марбурге, январь 1914 г. – Логос. – №1 (11). – 1999, с. 48-64.

Ракитов А.И. Диалектика процесса понимания: (Истоки проблемы и операциональная структура понимания) // Вопросы философии. – № 12. – 1985. – С. 62-71.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., «Academia-Центр», «Медиум». – 1995.

Роговин В.М. Динамика соотношения понимания и перевода в познании. // Вопросы философии. – № 2 – 1981. – С. 132-143.

Рокмор Т. О знании, философской антропологии и интерпретации//Субъект, познание, деятельность. – М., 2002.

Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. – № 10 – 1983. – С. 62-70.

Усманова А.Р. У. Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., Ad Marginem, 1997.

Черняк В.С. О смысле понимания и понимании смысла. // Вопросы философии. – № 8 – 1986.

Эко У. Два типа интерпретации//Новое литературное обозрение. 1966, №21.

Яковлев А.А. Понимание как методологическая проблема истории философии. // Вопросы философии. – № 8 – 1984.

programmnij-kompleks-dlya-elektronnogo-dokumentooborota-kontroliruyushih-organov-s-vneshnimi-organizaciyami-astral-otchet-stranica-6.html
programmnij-kompleks-dlya-upravleniya-gostinicami-inn-18-nevskij-porte-kompyuternaya-sistema-dlya-avtomatizacii-gostinic-20.html
programmnij-kompleks-floumetrika-pro-rukovodstvo-polzovatelya-programmi-stranica-4.html
programmnij-kompleks-nejrosetevogo-analiza-dannih-na-baze-mnogoagentnih-stohasticheskih-algoritmov-globalnoj-optimizacii-m-yu-sidorov.html
programmnij-kompleks-sistemi-dokumentirovaniya-parametrov-tehnologicheskogo-processa-dlya-avtomatizirovannih-sistem-kontrolya-i-upravleniya-otvetstvennimi.html
programmnij-podhod-k-organizacii-deyatelnosti-uchilisha-resursnogo-centra.html
  • abstract.bystrickaya.ru/243-parametri-kusta-visota-vozrast-pri-zagotovke-paporotnika-orlyaka-lesohozyajstvennij-reglament.html
  • education.bystrickaya.ru/1-epyuri-vnutrennih-silovih-faktorov-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdel-ii-tajnaya-doktrina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/x-obshee-opisanie-tipov-karl-gustav-yung.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-24.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-ponyatie-osobennosti-vidi-usloviya-kontrolnaya-po-osnovam-prava.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-patrisiya-kori-kosmos-dushi-zov-k-probuzhdeniyu-chelovechestva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-vneklassnaya-rabota-30-inostrannij-yazik-31-stranica-12.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-n-f-proskurin-rabota-dopushena-k-zashite.html
  • crib.bystrickaya.ru/kandidati-nauk-perevedennie-na-dolzhnosti-nauchnih-sotrudnikov-po-istechenii-sroka-prebivaniya-v-dannoj-dolzhnosti-ne-mogut-postupat-v-doktoranturu-za-schet-sredstv-byudzheta.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-obsheobrazovatelnogo-processa-mou-sosh-pos-slavinska-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • education.bystrickaya.ru/-voennie-pohodi-faraonov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-opisanie-kotla-e-75-9-440dft.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompetenciya-predstavitelnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti-v-dorevolyucionnij-i-poslerevolyucionnij-period-razvitiya-rossii-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-opredeleniyu-haraktera-korrozionnogo-povrezhdeniya-metalla-truboprovodov-teplovih-setej-rd-34-17-430-94.html
  • report.bystrickaya.ru/harakternie-osobennosti-proektnih-rabot-biznes-informatika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/seminar-1-programma-disciplini-otechestvennaya-istoriya-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-vtoraya-stupen-visshego.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-landshaftnaya-ekologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/past-continuous-tense-uchebnoe-posobie-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-uroven-elementarnij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkaya-svyatost-i-ukreplenie-moskovskogo-knyazhestva-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/21-konstrukciya-to-chto-pridatochnoe-kak-naibolee-blizkij-analog-konstrukcii-predlogwhat-pridatochnoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-nalichie-neskolkih-celej-mnogokriterialnost-sistemi-konspekt-lekcij-dlya-specialnosti-uchet-i-audit-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitiya-obrazovaniya-na-2006-2010-godi-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-koncepcii-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/state-educational-institution-of-higher-professional-education.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-igri-prisutstvuyushie-delyatsya-na-dve-komandi-za-kazhdij-pravilnij-otvet-oni-poluchayut-po-odnomu-ballu-vedushij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korporativnim-kommunikaciyam.html
  • university.bystrickaya.ru/formulirovanie-i-analiz-trebovanij-1-opredelenie-trebovanij-k-sisteme-2-polzovatelskie-predstavleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4uchastie-regionov-proekta-iso-v-programme-razvitiya-zaochnoj-shkoli-cdp-tgrtu-otchet-promezhutochnij-po-dogovoru-elsp.html
  • lesson.bystrickaya.ru/smislovoe-soderzhanie-slov-prinadlezhashih-k-razlichnim-razdelam-slovarnogo-sostava-annotaciya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perelivanie-krovi-detyam.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-evolyuciya-socialnih-form-uchebnik-dlya-vuzov-vvedenie-v-socialnuyu-filosofiyu-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sravnivaem-tigelnie-pressi-zhhj-zhtj-i-tymb.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yavlyayas-kak-rezultatom-razvitiya-kapitalisticheskih-otnoshenij-i-nauchno-tehnicheskogo-progressa-akkumulyatorom-kolossalnogo-sinergeticheskogo-effekta-posledovavshe.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-yashin-vologodskaya-svadba.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2011-2012-uchebnij-god-obshaya-harakteristika-detskogo-sada.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.