Рабочая программа дисциплина «Управление маркетингом» Специальность 080111 «Маркетинг»
.RU

Рабочая программа дисциплина «Управление маркетингом» Специальность 080111 «Маркетинг»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»


Экономический факультет

Кафедра «Маркетинг и коммерция»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

д.э.н., профессор

________________________Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «Управление маркетингом»

Специальность 080111 «Маркетинг»


* только для блока специальных дисциплин, дисциплин специализации


Москва 2008 г.


Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины «Управление маркетингом»


При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 080111 «Маркетинг»


Протокол №__ «__» ________ 2008г.


Зав. кафедрой «Маркетинги коммерция »

д.э.н., профессор Романович В.К.


Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»


Протокол № ________ «____»_______________200_г.


^ Рабочую программу разработал:


к.э.н.,доцент Журавлева Т.А.


Согласовано:


Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.


Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Программа и методические указания курса "Управление маркетингом" предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080111 «Маркетинг» и разработаны на основе Государственного стандарта данной специальности.

В условиях становления рыночных отношений особо остро встают вопросы подготовки квалифицированных маркетологов, способных осуществлять анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде.

Курс «Управление маркетингом» на базе полученных знаний позволяет студентам определять стратегии предприятия в условиях конкуренции на основе и в соответствии с исследованиями рыночной конъюнктуры, потребностей и спроса, их динамики.

Изучение данного курса позволяет освоить знания по организации маркетинговой деятельности на уровне предприятия. А также вырабатывает у студентов навыки по подготовке предложений по развитию ассортимента товаров и услуг, определению ценовой политики, выбору каналов распределения, формированию коммуникационной политики.

Цель курса – подготовить студентов, способных вести деятельность, направленную на устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации).


^ 2.ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1.Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля



Виды занятий и контроля

Очная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Всего часов

264

264

264

264

264

264

Лекции

45

30

36

18

10

8

Практические занятия

30

15

18

18

10

4

Семинарские занятия



















Лабораторные работы



















Консультации по курсу



















Всего аудиторных занятий

75

45

54

36

20

12

Самост. работа студентов

189

219

210

228

244

252

Курсовой проект

+

+

+

+

+

+

Экзамен

+

+

+

+

+

+



^ 2.2. Наименование тем и объем лекционных и практических занятий




п/п

Наименование

темы

Количество часов в зависимости от формы обучения

Примечания


форма

всего

лекции

практика

СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

I
Управление маркетингом как важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием

1.1

Управление маркетингом – теоретический аспект

ДО

6

4

2

5


Выбор темы курсовой работы. Выдача заданий на курсовой проект. Задание на дом №1. Доклады 1,2.

ДС

3

2

1

10

ЗО

с

с

-

10

ЗС

с

с

-

10

ВО

3

2

1

10

ВС

2

1

1

10

ВВ

с

с

-

14
II Организация управления маркетингом

2.1

Организационная структура управления маркетингом

ДО
8 4 4 10 Утверждение темы курсового проекта и примерного плана. Задание на дом №2. Доклады 3,4. Задача №1.

ДС
6 4 2 10

ЗО
2 1 1 10

ЗС
с с - 10

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14

2.2
Планирование финансы, и контроль в маркетинге
ДО
8 4 4 10 Задания на дом №3 и №4. Доклады 5,6.

ДС
6 4 2 12

ЗО
2 1 1 14

ЗС
с с - 23

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14

2.3
Кадровое обеспечение управления маркетингом
ДО
6 4 2 10 Задание на дом №5. Доклады 7,8,9,10. Сдать теоретическую часть курсового проекта.

ДС
3 2 1 10

ЗО
2 1 1 15

ЗС
2 1 1 10

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14

2.4
Информационное обеспечение управления маркетингом
ДО
6 4 2 10 Задание на дом №6. Доклады 11,12,13,14.

ДС
3 2 1 20

ЗО
2 1 1 20

ЗС
2 1 1 20

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14

формы обучения: ДО – дневная, ДС – дневная сокращенная, ЗО - заочная, ЗС – заочная сокращенная,

ВО – вечерняя, ВС – вечерняя сокращенная, ВВ – второе высшее.

с - темы на самостоятельное изучение.
III Управление маркетингом на корпоративном уровне (управление деятельностью)
3.1
Система маркетинговых стратегий предприятия. Портфельные стратегии

ДО
6 4 2 10 Задача №2. Домашняя работа №7.

ДС
3 2 1 12

ЗО
2 1 - 14

ЗС
1 1 - 14

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14
3.2
Стратегии роста и конкурентные стратегии.

ДО
6 4 2 10
Контрольная работа №1.

ДС
3 2 1 12

ЗО
с с - 14

ЗС
с с - 14

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14
IV


4.1
Маркетинг и удовлетворение потребностей

ДО
6 4 2 10 Доклады 15,16. Сдать аналитическую часть курсового проекта.

ДС
3 2 1 12

ЗО
с с - 14

ЗС
с с - 14

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
с с - 14
4.2
Анализ потребностей посредством сегментации. Позиционирование.

ДО
4 2 2 10



ДС
3 2 1 12

ЗО
2 1 1 14

ЗС
2 1 1 14

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
2 1 1 14

V

Управление маркетингом на инструментальном уровне
5.1
Управление спросом

ДО
6 4 2 10 Доклады 17,18.

ДС
3 2 1 12

ЗО
с с - 14

ЗС
с с - 14

ВО
3 2 1 10

ВС
2 1 1 10

ВВ
с с - 14

5.2

Управление товаром

ДО

6

4

2

10

Домашняя работа №8.

Сдать проектную часть курсового проекта.

ДС

3

2

1

12

ЗО

2

1

1

14

ЗС

2

1

1

14

ВО
3 2 1 15

ВС
2 1 1 15

ВВ
с с - 14




5.3

Управление ценой

ДО

6

4

2

10

Домашняя работа №9.

Доклады 19,20.

Задачи №3,4.

ДС

3

2

1

12

ЗО

2

1

1

14

ЗС

1

1

-

14

ВО

3

2

1

15

ВС

2

1

1

15

ВВ
с с - 15

5.4.

Управление сбытом

ДО

6

4

2

10

Сдать законченный курсовой проект на проверку. Контрольная работа №2.

ДС

3

2

1

12

ЗО

2

1

1

14

ЗС

1

1

-

14

ВО

2

1

1

15

ВС

2

1

1

20

ВВ
с с - 15

5.5.

Управление продвижением

ДО

8

6

2

10

Задача №5.

ДС

3

2

1

12

ЗО

2

1

1

14

ЗС

1

1

-

14

ВО

1

1

-

16

ВС

с

с

-

29

ВВ
с с - 15



^ Всего по курсу:

ДО

264

45

30

189

экзамен

ДС

264

30

15

219

экзамен

ЗО

264

10

10

244

экзамен

ЗС

264

8

4

252

экзамен

ВО

264

36

18

210

экзамен

ВС

264

18

18

228

экзамен

ВВ

264

8

4

252

экзамен



^ 2.3. Тематическое содержание дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

Вид занятий

1.

Управление маркетингом как важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием







^ Лекция 1. Управление маркетингом – теоретический аспект

Роль маркетинга в компании и в рыночной экономике. Маркетинг как философия и методология современного бизнеса. Эволюция взглядов на роль маркетинга в компании. Функция маркетинга. Понятие «Управление маркетингом». Сущность управления маркетингом: управление деятельностью, управление функцией, управление спросом. Стратегический и операционный маркетинг. Пассивный маркетинг, организационный маркетинг, активный маркетинг. Ограничения концепции маркетинга: товары «втягиваемые рынком» и «вталкиваемые технологией».


Л

^ 1. Вопросы для обсуждения по первой лекции


  1. По рассмотренной схеме «Маркетинг – философия и методология современного бизнеса» раскройте основные понятия: образ мышления, образ действия, философия бизнеса, методология рыночной деятельности, концепция маркетинга, принципы, функции, система, организация, методы, средства.

  2. Вспомните основные концепции, принципы и функции маркетинга. С какими из них вы столкнулись на собственном опыте?

  3. Продемонстрируйте схематично эволюцию взглядов на роль маркетинга в компании, какому подходу вы отдаете предпочтение? Какая из перечисленных схем наиболее точно отражает подход маркетингу в организации, на которой вы проходили практику? Поясните ответ.

  4. Проанализируйте известные вам определения «Управления маркетингом», какие коррективы вы могли бы внести?


2. Выбор темы и выдача задания на выполнение курсового проекта из рекомендуемого списка (см. «Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Управление маркетингом»).


Домашнее задание 1


1. Подготовить примерный план курсового проекта в целом и основных разделов теоретической части, предоставить список основной библиографии.

2. Подготовить доклады на темы

  1. «Эволюция взглядов на роль маркетинга» с иллюстрациями из отечественного опыта;

  2. «Организационные структуры управления маркетингом – оценка эффективных форм».

3.Вспомнить основные организационные структуры управления маркетингом, их достоинства и недостатки.


ПЗ 1

2.

Организация управления маркетингом







^ Лекция 2. Организация маркетинговой деятельности


Система маркетинга. Организация маркетинга. Служба маркетинга. Организационная структура службы маркетинга: функциональный подход, дивизиональный подход, матричный подход. Функциональные связи маркетинга на предприятии: производство - маркетинг, финансы - маркетинг, снабжение и сбыт – маркетинг, кадры - маркетинг. Особенности организации маркетинга на предприятиях сферы услуг. Типовое Положение о службе маркетинга. Методы анализа уровня организации маркетинговой деятельности.


Л







^ 1. Вопросы для обсуждения по второй лекции


  1. Опишите подходы к организации маркетинга, с которыми вы стакнулись в ходе практики. Каковы выявленные вами недостатки и Ваши предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности?

  2. Опишите функциональные связи маркетинга на конкретных примерах.


^ 2. Обсуждения докладов 1,2.


  1. Практические задания




  1. Разработать Положение о службе маркетинга, применительно к конкретному предприятию.

  2. Разобрать пример анализа маркетинговой деятельности предприятия, используя методы граф и метод функционально-стоимостного анализа.

  3. Решение задачи 1.

  4. Проверка домашнего задания 1.


Домашнее задание 2


  1. Предоставить план аналитической части курсового проекта и раздел по анализу организационной структуры управления маркетингом с выводами. Провести анализ организации маркетинговой деятельности методом граф.

  2. Разработать Положение о службе маркетинга (проект). Построить схему функциональных связей маркетинга на рассматриваемом предприятии.

  3. Подготовить доклады на темы:

    1. Подходы к планированию маркетинга.

    2. Виды маркетинговых планов.




ПЗ 2




Лекция 3. Планирование и контроль маркетинга

Место плана маркетинга в бизнес планировании. Структура плана маркетинга. Средства и методы обоснования плановых решений в маркетинге. Планирование продаж. Планирование затрат на маркетинг.

Предмет и значение контроля маркетинга. Контроль результатов: контроль сбыта и доли рынка, анализ результатов деятельности службы сбыта. Маркетинг-аудит: контроль информационной базы планирования, ревизия целей и стратегий, ревизия мероприятий маркетинга, ревизия организационных процессов и структур. Организационные аспекты контроля маркетинга


Л







^ 1. Вопросы для обсуждения по третьей лекции


  1. Охарактеризуйте основные этапы маркетингового планирования.

  2. Как определяются общие затраты на маркетинг?

  3. Перечислите основные этапов планирования продаж.

  4. Каковы основные методы и средства принятия плановых решений в маркетинге?


^ 2. Проверка домашнего задания 2.


3. Обсуждение докладов 3, 4.


Домашнее задание 3


  1. Разработать план маркетинга. Определить бюджет маркетинга.

  2. Подготовить доклады на темы:

  1. Организационные аспекты контроля маркетинга

  2. Виды маркетингового контроля.




ПЗ 3








^ 1. Проверка домашнего задания 3.


2. Домашнее задание 4

  1. Предложить систему контроля маркетинговой деятельности.

  2. Подготовить доклады на темы:

    1. «Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований» - ключевые моменты;

    2. «Международный кодекс рекламной практики» и Закон РФ «О рекламе»;

    3. « Этика маркетинга: этика фирмы и личная этика маркетолога».

    4. «Маркетинговые исследования и проблема промышленного шпионажа».




ПЗ 4




^ Лекция 4. Кадровое обеспечение управления маркетингом

Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга: комплексная модель специалиста в области маркетинга (РЭА им. Плеханова). Требования стандарта министерства образования к специалистам-маркетологам. «Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований». Функциональные обязанности маркетологов различных уровней управления: высший, средний, оперативно-исполнительский. Подбор и обучение персонала службы маркетинга. Организация труда сотрудника маркетинговой службы: техническое и программное обеспечение. Мотивация персонала службы маркетинга. Модель эффективной организации маркетинга. Этика маркетинга: этика фирмы и личная этика маркетолога. Понятия консюмеризма, энвиривтализма и зеленого маркетинга.


Л







  1. ^ Вопросы по четвертой лекции




  1. Опишите структуру кадров в области маркетинга. Как Вы думаете, какого уровня, и какого направления подготовка должна быть на каждом из описанных уровней? Приведите примеры.

  2. Назовите основные формы подбора и обучения персонала маркетинга. Разработайте программу повышения квалификации персонала в области маркетинга конкретной организации.

  3. Продумайте систему стимулирования персонала маркетинговой службы.


2. Доклады


    1. «Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований» - ключевые моменты;

    2. «Международный кодекс рекламной практики» и Закон РФ «О рекламе»;

    3. « Этика маркетинга: этика фирмы и личная этика маркетолога».

    4. «Маркетинговые исследования и проблема промышленного шпионажа».


3. Проверка домашнего задания 4.



  1. Домашнее задание 5




  1. Сдать руководителю введение и теоретическую часть курсового проекта (черновой вариант).

  2. Предоставить проект мероприятий по совершенствованию организации маркетинговой деятельности рассматриваемого предприятия с разработкой:

  1. организационной структуры управления маркетингом;

  2. нового штатного расписания;

  3. системы подбора кадров;

  4. системы стимулирования.

    1. Подготовить доклады:

11)Сбор информации с помощью Internet.

12)План маркетингового исследования.

13)План составления выборки.

14)Типы выборок.


ПЗ 5




^ Лекция 5. Информационное обеспечение управления маркетингом

Источники информации и потоки маркетинговой информации на предприятии. Роль информационных систем в управлении маркетингом. Основные разновидности МАИС. Элементы МАИС. Построение информационной системы. Классификация МАИС: документальные, плановые, контрольные, экспертные.

Основные направления маркетинговых исследований. Методические основы маркетинговых исследований: системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование, линейное программирование, методы теории массового обслуживания, теория связей, теория вероятностей, сетевое планирование, метод кейсов, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки.


Л







  1. ^ Вопросы для обсуждения


Что представляет собой маркетинговая информационная система?

Какую направленность по целям могут иметь маркетинговые исследования?

На примере анализируемых вами предприятий сформулируйте цели маркетинговых исследований и предложите рабочий инструментарий для их достижения.


  1. Доклады


11)Сбор информации с помощью Internet.

12)План маркетингового исследования.

13)План составления выборки.

14)Типы выборок.


  1. Проверка домашнего задания 5.




  1. Домашнее задание 6


Отобразить схему основных потоков маркетинговой информации на анализируемом предприятии. Разработать МАИС. Предложите мероприятие, связанное с проведением маркетингового исследования.


ПЗ 6




3.

Управление маркетингом на корпоративном уровне (управление деятельностью)







^ Лекция 6. Портфельные стратегии

Система маркетинговых стратегий предприятия: корпоративные стратеги, функциональные стратегии, инструментальные стратегии.

Портфельные стратегии: «Портфельный анализ», «Портфельные стратегии». Матрица БКГ. Гипотезы, лежащие в основе матрицы БКГ. Типология рынков товара. Диагноз товарного портфеля. Достоинства и недостатки БКГ.

Двухмерная матрица Джи–И-Маккензи. Факторы, определяющие показатель «привлекательность рынка». Факторы, определяющие показатель «стратегическое положение». Многомерная матрица Джи–И-Маккензи.


Л







^ 1.Решение ситуационной задачи 2.


2. Проверка домашнего задания 6.


3. Домашнее задание 7


Провести анализ деятельности организации используя матрицы БКГ и Джи-И-Маккензи.

ПЗ 7




Лекция 7.

Стратегии роста и конкурентные стратегии

Типология стратегий роста.

Интенсивный рост: стратегии проникновения, стратегии развития рынков, стратегии развития через совершенствование товарной политики.

Интегративные стратегии: интеграция «назад», интеграция «вперед, горизонтальная интеграция.

Стратегии роста (рост через диверсификацию, концентрическая диверсификация, чистая диверсификация). Логика стратегии диверсификации.

Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений. Новая матрица БКГ.

Конкуренция. Конкурентное преимущество. Расширенная концепция соперничества. Анализ конкурентных ситуаций.

Конкурентные стратегии. Стратегии лидера (расширение первичного спроса, оборонительная стратегия, наступательная стратегия, стратегия демаркетинга). Стратегии «Бросающего вызов». Стратегии «Следующего за лидером». Стратегии специалиста.

Общая конкурентная матрица: продуктовое лидерство, ценовое лидерство, лидерство в нише. Модель конкурентных сил. Матрица конкурентных преимуществ. Модель реакции конкурентов.


Л







  1. Контрольная работа 1.


^ 2. Подготовить доклады на тему:

15) «Классификация потребностей»;

16) «Теория потребления».


ПЗ 8

4.

Управление специфическими функциями маркетинга







^ Лекция 8. Маркетинг и удовлетворение потребностей

Потребности человека и экономическая теория. Потребности, желания и спрос. «Ложные» и «истинные» потребности. Абсолютные и относительные потребности. Родовые и производные потребности. Мотивация индивидуального потребителя. Всеобщая теория потребления: реестр человеческих потребностей Мэррея, иерархия потребностей по Маслоу, реестр ценностей по Рокичу, теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросса. Мотивация индустриального покупателя.


Л

^ 1. Обсуждение докладов 15, 16.


2. Сдать аналитическую часть курсового проекта.


ПЗ 9




Лекция 9. Анализ потребностей посредством сегментации рынка. Позиционирование

Целевой рынок. Сегментация рынка: стратегическая сегментация, продуктовая сегментация, конкурентная сегментация. Методы сегментации рынка: сегментация по выгодам, построение сетки сегментации, многомерная классификация, метод функциональных карт. Общие этапы процесса сегментирования. Эффективность сегментирования. Выбор сегмента. Требования к сегменту рынка. Маркетинговые стратегии для сегментов рынка.

Дифференциация. Позиционирование с целью достижения конкурентных преимуществ. Выбор критериев позиционирования. Определение показателей. Построение карты восприятия. Стратегии позиционирования. Перепозиционирование.


Л

^ 1. Провести позиционирование по заданной продукции, предварительно обосновав набор критериев.


2. Домашнее задание.

Подготовить доклады на тему:

17) Методы измерения спроса;

18) Методы прогнозирования спроса.


ПЗ 10

5.

Управление маркетингом на функциональном уровне







^ Лекция 10. Управление спросом

Базовые концепции анализа спроса. Структура первичного спроса: на потребительские товары, на быстрорасходуемые потребительские товары, на товары длительного пользования, спрос на услуги в потребительском секторе, спрос на товары промышленного назначения, спрос на расходуемые материалы, спрос на компоненты, спрос на промышленное оборудование.

Измерение и прогнозирование спроса. Методы измерения потенциального спроса: метод «поиска», метод «построения». Методы измерения реального спроса: расчетный, замеры продаж, оценки расходов потребителей. Методы прогнозирования спроса: экстраполяция, экспертные оценки, нормативные методы, экономико-математическое моделирование, специальные методы.


Л








^ 1. Обсуждение докладов 17, 18.


ПЗ 11




Лекция 11. Управление товаром

Мультиатрибутивная модель товара. Методика развертывания функции качества. Жизненный цикл товара. Обеспечение конкурентоспособности товара. Развитие товарного ассортимента. Разработка новых товаров. Марочная продукция. Упаковка. Сервисное обслуживание. Российское законодательство в области товаров.


Л







^ 1. Предложить систему анализа товарной политики предприятия.


2. Сдать проектную часть курсового проекта.


3. Домашнее задание 8:

1) Исследовать ЖЦТ и разработать проект рекомендаций. Предложить систему оценки конкурентоспособности продукции и фирмы и провести подобную оценку.

2) Подготовить доклады на тему:

19) Определение точки безубыточности.

20) Диверсификация и дискриминация цен.

ПЗ 12




^ Лекция 12. Управление ценой

Понимание цены на корпоративном и маркетинговом уровнях. Взаимосвязи цены в комплексе маркетинга. Место и роли цены в получении прибыли. Выбор способов установления цены. Методы ценообразования: дифференцированное, конкурентное, ассортиментное, географическое. Установление цен на товары в рамках ассортимента. Реакция компании на изменения цен конкурентами.


Л







^ 1. Решение задач 3 и 4.


2. Обсуждение докладов 19, 20.


3. Домашнее задание 9:

Проанализировать политику ценообразования и предложить комплекс мероприятий по ее совершенствованию.


ПЗ 13




^ Лекция 13. Управление распределением

Управление распределением в комплексе маркетинга. Планирование продаж. Формирование каналов распределения. Организационные формы каналов распределения. Охват рынка каналами распределения. Виды распределения. Организация продажи товаров: мерчендайзинг, франчайзинг. Прямой маркетинг: маркетинг прямых продаж, маркетинг в компьютерных сетях, маркетинг отношений.


Л







  1. Срок сдачи законченного курсового проекта.

^ 2. Контрольная работа 2.

ПЗ 14




Лекция 15. Управление продвижением

Продвижение в комплексе маркетинга. Процесс коммуникаций. Коммуникативные средства маркетинга. Личное общение. Процесс рекламной коммуникации. Определение рекламного бюджета.

Л







^ 1. Решение задачи 5.

ПЗ 15

2.4. Формы текущего контроля и активных методов обучения


      1. Тематика и методические указания к выполнению курсового проекта


Курсовой проект выполняют на базе данных конкретного объекта исследования, которым могут быть организации разных организационно-правовых форм и видов деятельности, либо рынок продуктов или услуг. Тему курсового проекта студент выбирает из предложенного перечня по согласованию с руководителем.

Курсовой проект оценивается по уровню содержания и оформления, умению студентом докладывать суть проблемы и защищать свои предложения.

^ Структура курсового проекта и требования к написанию

Курсовой проект должен включать несколько разделов.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект исследования, перечисляются методы исследования, формулируются цель и задачи.

^ Часть 1 - теоретическая. В этом разделе описываются теоретические и эмпирические данные по выбранной теме, полученные при изучении учебной, научной, справочной литературы, журнальных и газетных статей.

^ Часть II – аналитическая. В этом разделе дается организационная и экономическая характеристика функционирующей организации, на базе которой студент пишет курсовую работу. Данные организационно-экономического анализа необходимо сопровождать графиками, таблицами, рисунками. Описываются методы анализа, использованные в работе.

Если объектом исследования является рынок какого-либо продукта или услуги, тогда в этом разделе необходимо показать направления, по которым будут проводить маркетинговые исследования, специфические методы сбора и обработки информации, соответствующей объекту и возможностям студента.

В этом разделе описываются результаты самостоятельно проведенного студентами маркетингового анализа деятельности организации по выбранной теме. Вскрываются проблемы формирования комплекса маркетинга и управления маркетингом в организации

^ Часть III— проектная. Формулируются предложения авторов для решения проблем маркетинговой деятельности в исследуемой организации с разработкой конкретных проектных решений. Производится экономическое обоснование предложений. Прогнозируется эффект от планируемых мероприятий.

Заключение. В заключении студент кратко формулирует выводы и предложения по теме, которые сделаны во втором и третьем разделах проекта.

^ Библиографический список формируется согласно требованиям, предъявляемым к библиографии.

Приложение. Здесь последовательно помещают копии документов, таблицы, графики, диаграммы, анкеты, материалы, не вошедшие в основной текст и др..

^ Оформление курсового проекта

Объем курсового проекта должен составлять от 30 до 50 страниц рукописного текста. Курсовой проект должен иметь обязательные реквизиты: титульный лист, содержание. Нумерация страниц начинается с введения (с. 3) и заканчивается приложением. Приложения помещаются в порядке изложения тексте соответствующего материала и нумеруются самостоятельно.

Аналитическая часть должна быть представлена следующими параграфами:

^ В параграфе 1 (Общая характеристика) необходимо выполнить следующие задания. Дать характеристику организации: указать наименование; вид организации (коммерческая или некоммерческая); организационно-правовую форму в соответствии с Гражданским кодексом и уставом; дату регистрации; месторасположение - край (область), город, село, район. Описать вид деятельности: производство средств производства, потребительских товаров, информационного продукта, услуг; отраслевую принадлежность. Указать организационную форму: завод, цех, база, банк и т.п. Начертить схему организационной структуры управления организацией.

Сделать оценку целей и концепций бизнеса организации. Провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности.

В параграфе 2 необходимо дать характеристику рассматриваемого уровня управления в соответствии с выбранной темой или элемента маркетинга.

В параграфе 3 сделать анализ внешней среды организации. Дать характеристику целевого рынка анализируемого продукта по следующим параметрам: конъюнктура рынка; емкость рынка. Желательно определить долю рынка организации по анализируемому продукту. Проанализировать структуру товарного рынка по виду потребителей и, если возможно, рассчитать их долю. Результаты отразить в виде диаграммы.

В теме 5 необходимо провести сегментирование целевого рынка, указать признаки сегментации и доли сегментов в двух показателях: общий объем продаж, количество покупателей. Для проведения сегментирования использовать вторичную информацию, при отсутствии таковой провести сбор первичной информации с помощью опроса потребителей, экспертов, наблюдения (образцы анкет поместить в приложении).

Дать характеристику основных конкурентов по продукту или/и товаров-заменителей.

После каждого раздела укажите вид исследования (полевые или кабинетные), методы сбора и обработки информации для выполнения заданий (если возможно, приложите документы). В конце каждого раздела необходимо сделать заключение.


Темы курсовых проектов



  1. Организация управления маркетингом

  2. Планирование маркетинга

  3. Организация информационного обеспечения управления маркетингом

  4. Управление маркетингом на корпоративном уровне

  5. Управление маркетингом на функциональном уровне

  6. Управление маркетингом на инструментальном уровне

  7. Управление спросом и удовлетворение потребностей

  8. Управление товаром

  9. Управление ценой

  10. Управление сбытом

  11. Управление продвижением

  12. Разработка системы контроля маркетинговой деятельности




      1. Вопросы к экзамену




  1. Маркетинг как интегрирующая функция в деятельности предприятия.

  2. Портфельные стратегии маркетинга.

  3. Конкурентные стратегии маркетинга.

  4. Общая конкурентная матрица.

  5. Модель конкурентных сил.

  6. Матрица конкурентных преимуществ.

  7. Модель реакции конкурентов.

  8. Матрица внешних приобретений.

  9. Понятия дивергентных и конвергентных приобретений.

  10. Понятие интеграции. Вертикальная и горизонтальная интеграция.

  11. Матрица БКГ и новая матрица БКГ.

  12. Матрица Джи-и-Маккензи.

  13. Матрица Ансоффера.

  14. Сегментация рынка и ее задачи.

  15. Определение целевого рынка.

  16. Агрегированный, дифференцированный и концептуальный маркетинг.

  17. Стратегическое сегментирование.

  18. Продуктовая сегментация.

  19. Конкурентная сегментация.

  20. Методы сегментации рынка.

  21. Управление маркетингом на функциональном уровне.

  22. Принципы выбора целевого сегмента.

  23. Методы измерения спроса.

  24. Методы прогнозирования спроса.

  25. Позиционирование – основные этапы.

  26. Понятия «портфельный анализ», «портфельные стратегии».

  27. Позиционирование и репозиционирование.

  28. Показатель «привлекательность рынка».

  29. Показатель «стратегическое положение».

  30. SWOT-анализ как метод изучения внешней и внутренней среды.

  31. Матрица угроз и возможностей.

  32. Управление маркетингом на инструментальном уровне.

  33. Основные функции управления товарной политикой.

  34. Основные функции управления ценовой политикой.

  35. Основные функции управления сбытовой политикой.

  36. Основные функции управления политикой продвижения.

  37. Организация управления маркетингом.

  38. Функциональные связи маркетинга на предприятии.

  39. Типовое положение о службе маркетинга. Должностные инструкции сотрудников маркетингового подразделения.

  40. Организационные структуры управления маркетингом.

  41. Планирование маркетинга.

  42. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на предприятии.

  43. Последовательность разработки планов маркетинга.

  44. Место плана маркетинга в бизнес планировании. Структура плана.

  45. Бюджет маркетинга.

  46. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм.

  47. Методы анализа маркетинговых возможностей.

  48. Классификация и структура затрат на маркетинг.

  49. Контроль, оценка и аудит маркетинга.

  50. Показатели экономических и коммуникационных целей маркетинга и методы их определения.






Библиографический список


Основная

1.Крюков А.Ф. Управление маркетингом. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.

2. Лавлок Кристофер. Маркетинг услуг: персонал, технология и стратегия. М.: Вильямс, 2005.

3. Управление маркетингом Моисеева И.К. М.: Фин. И СТАТИС, 2005.

4. Переверзев. Менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.


Дополнительная

1.Меликян О.М. Поведение попребителей. Учебное пособие. М.: Изд.торг. корп. «Дашков и К», 2006.

2. Основы Маркетинга / Ф.Котлер, В.Вонг, Дж.Сондерс и др. 4-е европейское изд. М.: Вильямс, 2007.

3.Синяева И.М. Управление маркетингом. Учебное пособие. М.: Вуз. Учеб.,2003.

4. Стоун М. Маркетинг, ориентированный на потребителя. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Электронные ресурсы

1.Бурцева Т.А., Сизов Т.А.,Цень О.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.




Литература для углубленного изучения курса


  1. Даийтбегов Д.М., Синяева И.М.Основы маркетинга. М. -Вузовский учебник, 2007.

  2. Синяева И.М.. Управление маркетингом. Учебное пособие / под ред. Короткова А. М: 2005.

  3. Синяева И.М.. Управление маркетингом. Учебник. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  4. Синяева И.М., Васильев Г.А., Нагапетьянц Н.А. и.др. Основы маркетинга КОПР-2004.

  5. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. проф. Л.П. Дашкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005.

  6. Бурцева Т. Имитационные системы принятия маркетинговых решений /Т.Бурцева, В. Вохминцев, Н. Катаева //Маркетинг. - 2006.- №5. - С. 34-40; №6.- С. 70-81.

  7. Гнездова Ю. Проектирование маркетинговых информациооных систем //Маркетинг. -2006.- №5. - С. 27-33.

  8. Градобоев Д. Бенчмаркинг как направление стратегического планирования //Человек и труд. - 2006.- №12. - С. 76-77

  9. Гавриленко Н.И. Роль и место маркетинга и маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами //Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - С. 43-52.

  10. Колесникова И. Бенчмаркинг в сфере управления человеческими ресурсами //Стандарты и качество. - 2006.- №3. - С. 78-79.

  11. Коротков А. Совершенствование управления маркетингом //Маркетинг. - 2006.- №1. - С. 19-28.

  12. Кочергов Д. Стратегический маркетинг //Экономика и жизнь. - 2006.- №1. - С. 31.

  13. Овчинникова О.В. Опыт создания аналитической службы маркетинга и продаж //Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006.- №1. - С.32-39.

  14. Турусина А.Ю. Операционная эффективность маркетинга: взгляд СЕО //Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006.- №1.- С.2-9.

programma-stazhirovochnogo-seminara-dlya-bankovskih-rabotnikov-20-25-iyulya-2011-goda-g-london-g-bryussel-velikobritaniya-belgiya.html
programma-stimulirovaniya-viplati-vznosov-35-37-godovoj-otchet-o-deyatelnosti-specialnogo-fonda-dlya-chrezvichajnih-i-vosstanovitelnih-rabot-38-41-popolnenie-specialnogo-rezervnogo-scheta-42-43-byudzhetnie-voprosi.html
programma-stranica-3.html
programma-strategicheskogo-razvitiya-nizhnevartovskogo-filiala.html
programma-stroganovskaya-stolica-p-ilinskij.html
programma-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-tema-sovremennoe-obrazovanie-tradicii-i-innovacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovaniya-i-utverzhdeniya-dokladov.html
  • writing.bystrickaya.ru/diskurs-ideologichnosti-ili-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-sociologicheskogo-analiza-ideologicheskih-processov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublika-horvatiya-informaciya-o-hode-vipolneniya-mezhdunarodnih-dogovorov-respubliki-kazahstan.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-3-segmentaciya-rinka-ou-httpmou-marketologi-ruindex-html.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnie-polyarnie-siyaniya-kursovaya-rabota-po-fizike-nauchnij-professor-korobov-v-e.html
  • abstract.bystrickaya.ru/211-kontrol-i-audit-reinzhiniring-kreditnih-organizacij-upravlencheskaya-analiticheskaya-razrabotka.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vistavki-i-vivodki-sdavnih-vremen-ohota-yavlyalas-osnovnim-zanyatiem-mnogih-narodov-i-plemen-naselyavshih-beskrajnie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-a-e-dmitriev-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-6-757-ot-20-fevralya-2012-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konec-charlza-ogastesa-milvertona-artur-konan-dojl-vozvrashenie-sherloka-holmsa.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-zakon-prinyat-gosudarstvennoj-dumoj-14-fevralya-2007-goda-odobren-sovetom-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sverdlovskoj-oblasti-postanovlenie-ot-11-oktyabrya-2010-g-n-1479-pp-ob-utverzhdenii-oblastnoj-celevoj-programmi-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-vedushij-blok-psihotipa-ekaterina-sergeevna-filatova.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yo-yohor-sokrashayu-znaki-sokrasheniya-i-uprosheniya-notnogo-pisma-abbreviatura-ispolzuetsya-dlya-oboznacheniya-povtoreniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-kursa-programma-kursa-stranica-20.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-gazoregulyatornie-punkti-i-ustanovki-sistema-imushestvennij-proizvodstvennij-kompleks-sostoyashij-iz-organizacionno.html
  • literature.bystrickaya.ru/departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-yaroslavskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/melomanov-zhdut-otkritiya-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya-akciya-dlya-detej-stradayushih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prechistenka.html
  • grade.bystrickaya.ru/mt3-001262-v-edinom-federalnom-reestre-turoperatorov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-obshij-sostav-informacionnih-sistem-i-programmno-apparatnih-kompleksov-k-konkursnoj-dokumentacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-belgorode-vnov-startuet-knizhnij-most-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-tehnicheskie-sredstva-upravleniya-na-temu-ponyatie-organizacionnoj-tehniki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/adolf-konstan-de-rebek-benzhamen-anri.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sravnitelnaya-politologiya-nazvanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-malenkij-princ.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-2-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-iv.html
  • education.bystrickaya.ru/13-uleks-ulex-europaeus-pri-nego-nyama-opasnost-ot-predozirane-pri-nego-nyama-opasnost-ot-pogreshna-diagnoza.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-otkritogo-festivalya-chempionata-sredi-ansamblej-sportivnogo-balnogo-tanca-i-individualnih-ispolnitelej-obshie-polozheniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oznakomlenie-s-virabotannim-civilisticheskoj-naukoj-ponyatijnim-apparatom-teoreticheskim-obosnovaniem-zakreplennih-v-zakonodatelstve-normah-grazhdanskogo-prava-pravilami-ih-tolkovaniya-i-primeneniya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-konstruirovaniyu-modulnih-programm-i-modulej-rukovodstvo-dlya-prepodavatelyatyutora-rekomenduemij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pogolove-krupnogo-rogatogo-skota-v-hozyajstvah-vseh-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
  • institute.bystrickaya.ru/gipotezi-o-prirode-sharovoj-molnii-chast-6.html
  • control.bystrickaya.ru/chtobi-ne-bilo-muchitelno-bolno-predsedatel-fonda-socialnogo-strahovaniya-sergej-kalashnikov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nikolaj-semenovich-leskov-ne-vel-dnevnikov-i-ne-ostavil-memuarov-ne-raz-na-sklone-let-on-govoril-o-tom-chto-napishet-vospominaniya-no-etot-zamisel-ostalsya-nev.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-kontrakta-i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.