.RU

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)»
Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

инновационному развитию

Р.Ф. Габидуллин

«29» августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ


Специальность: 030301 «Психология»

Специализация: Психологическое консультирование

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Составитель: доктор медицинских наук, профессор Х.М. Ахмадуллина

Уфа

2011


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Академии ВЭГУ
Рецензенты: канд. психол. наук, профессор Р.Р. Зинатуллина

кафедра психологии Академии ВЭГУ
Психотерапия зависимостей : рабочая программа дисциплины / сост. Х.М. Ахмадуллина. – Уфа, 2012. – 28 с.


Рабочая программа разработана на кафедре психологии Академии ВЭГУ в соответствии с требованиями к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по блоку дисциплин специализации государственных общеобразовательных стандартов высшего профессионального образования.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Данная дисциплина входит в блок дисциплин специализации «Психологическое консультирование».

© Академия ВЭГУ, 2012


  1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Психотерапия зависимостей» направлена на расширение и углубление знаний студентов об особенностях формирования зависимого поведения, его разновидностях и способах коррекции этих нарушений.

Содержание данной программы определяется требованиями Государственного об­разовательного стандарта РФ 2 поколения по специальности 030301 «Психология».

Целью настоящего курса является формирование у студентов системы знаний и представлений об особенностях клинического консультирования и коррекционной психологии в системе клинико-психологической помощи.

Задачи курса.

1. Дать необходимые знания о различных видах зависимостей, механизмах их формирования.

2. Изучить роль психологических факторов, способствующих возникновению и развитию зависимого поведения.

3. Освоить основные принципы и методы клинико-психологической диагностики, особенности клинического интервью с зависимыми пациентами.

4. Рассмотреть психотерапевтические техники, используемые в работе с зависимыми клиентами.

Содержание данной дисциплины является логическим продолжением таких дисциплин, как: «Общая психология», «Психофизиология», «Психология личности», «Социальная психология», «Экспериментальная психология»; «Психология развития и возрастная психология» и служит основой для изучения таких дисциплин, как: «Клиническая нейропсихология», «Психиатрия», «Медицинская психодиагностика».

2. Требования к уровню освоения дисциплины
Основная задача разработанного курса состоит в том, чтобы студенты знали: различные виды зависимостей, механизмы их формирования; роль психологических факторов, способствующих, возникновению и развитию зависимого поведения;

умели: проводить клиническое интервью с зависимыми пациентами и оказывать психологическую помощь зависимым личностям и семье;

владели: практическими навыками клинико-психологической диагностики зависимого поведения; психотерапевтическими техниками, используемыми в работе с зависимыми клиентами.

Организация учебного материала основана на принципах приоритета образовательных задач и соответствует основным требованиям высшей школы:

- принцип преемственности – учитываются имеющиеся у студентов знания, учитываются имеющиеся у студентов знания по биологии и анатомии человека;

- принцип научной интеграции заключается в представлении современных теоретических знаний, научных концепций, установлении междисциплинарных связей;

-принцип гуманизма – человеческая жизнь, самореализация и самоактуализация признаются высшей ценностью;

-принцип системной структурно-динамической целостности позволяет определить причины и ситуацию нарушений, иерархию проблем психического развития;

-принцип профессиональной компетентности формирует этику и профессиональную ответственность будущего специалиста;

- принцип модальности – представление теоретического и практического материала в виде крупных блоков, включающих серию учебных элементов.

Курс «Психотерапия зависимостей» предусматривает проведение лекций, подготовку студентами рефератов на заседаниях студенческого научного кружка, выступления на студенческой научно-практической конференции. Планируется использование ситуационных задач, в ходе которых студенты научатся правильно применять полученные знания и умения. Форма контроля – зачет.

3. Тематический план курса


referat-na-temu-specialnaya-olimpiada.html
referat-na-temu-sredstva-individualnoj-zashiti.html
referat-na-temu-svet.html
referat-na-temu-tehnologicheskaya-revolyuciya.html
referat-na-temu-uchet-i-ocenka-osnovnih-fondov-vidi-stoimosti-pervonachalnaya-balansovaya-ostatochnaya-vosstanovitelnaya-likvidacionnaya-iznos-i-amortizaciya-osnovnih-fondov.html
referat-na-temu-vegetativnaya-nervnaya-sistema.html
  • college.bystrickaya.ru/3-uchenie-o-bitii-parmenid-zenon-uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006.html
  • urok.bystrickaya.ru/poslednij-kontinent-terri-pratchett-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/stroitelnij-kadrovij-krizis-kak-izvestno-kazhdaya-nauchnaya-konferenciya-yavlyaetsya-svoeobraznoj-ploshadkoj-dlya-prezentacii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovoditel-ivanov-iv-glavnij-buhgalter-biktimirova-um-i-v-ivanov-15-maya-2009g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-pervaya-amulet-s-kamnem-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-taganskogo-rajona.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-pervonachalnij-etap-rassledovaniya-diplomnaya-rabota-disciplina-kriminalistika-tema-rassledovanie-ubijstv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-grazhdanskaya-processualnaya-otvetstvennost-visshij-arbitrazhnij-sud-rosijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-zhivotnovodstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-030600-tehnologiya-i-predprinimatelstvo-uchebno-metodicheskij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-kak-prishel-ya-v-bitie-otkuda-ya-dlya-sluzheniya-kakoj-celi-ya-prishel-idti-vnov-kak-mogu-ya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-10-vklasse-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • education.bystrickaya.ru/1-1069-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zashita-kandidatskih-dissertacij-v-2011-2015-gg-dlya-prepodavatelej-rabotayushih-nad-dissertaciyami-v-drugih-organizaciyah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazete-standart-bolgariya-06042011-stalnoj-nazarbaev-azastan-respublikasi-turali-shetel-ba-tar-materialdarini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspyatie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-obshie-svedeniya-o-setyah-podvizhnoj-svyazi-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-12.html
  • assessments.bystrickaya.ru/centralnayavostochnaya-zona-laboratornij-nadzor-za-poliovirusami-2006-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/letnie-turi-po-norvezhskim-fordam-turi-v-germaniyu-avstriyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/operativno-proizvodstvennoe-planirovanie-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sochinenie-na-temu-kogda-moj-papa-bil-malenkim.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-nemateralnih-aktivov-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-1-model-formirovaniya-innovacionnogo-potenciala-studentov-tehnicheskogo-kolledzha.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arefev-o-n-samoorganizaciya-obrazovatelnoj-sistemi-kolledzha-monogr-nauch-red-g-d-buharova-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikazom-upravleniya-po-ohrane-i-ispolzovaniyu-obektov-zhivotnogo-mira-respubliki-tatarstan.html
  • college.bystrickaya.ru/2-mir-predskazanij-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oblik-dopetrovskoj-moskvi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kometa-galleya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trenirovochnie-zadaniya-k-teme-7-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/93-pravila-rascheta-v-inostrannoj-valyute-kurs-lekcij-po-finansam-i-finansam-organizacij-predpriyatij-professora.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-specialnost-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i33-forma-predlozheniya-o-tehnicheskih-funkcionalnih-i-kachestvennih-harakteristikah-tovarov-rabot-uslug.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-sozdanie-uslovij-dlya-viyavleniya-podderzhki-i-razvitiya-odarennih-detej-ih-samorealizacii-professionalnogo-samoupravleniya-v-sootvetstvii-so-sposobnostyami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Название тем

    Аудиторные занятия

    СРС

    лекции

    семинарские занятия

    очн. отд.

    заочн. отд.

    очн. отд.

    заочн. отд.

    очн. отд.

    заочн. отд.

    Раздел 1. Введение в психотерапию зависимостей

    1. Введение в теорию зависимостей (аддиктивного поведения).
















    10

    2. Основные методы клинико-психологической диагностики, особенности клинического интервью с зависимым пациентом.




    2










    14

    3. Основные концепции происхождения психосоматических расстройств.
















    10

    4. Психологические механизмы формирования основных форм зависимого поведения у детей и подростков.
















    14

    5. Понятие созависимости, ее роль в поддержании отклоняющегося поведения.
















    12

    Раздел 2. Основные психотерапевтические стратегии при различных зависимостях.

    6. Психотерапевтические стратегии для краткосрочной и длительной работы с зависимыми пациентами. Методы, направленные на повышение мотивации к лечению и изменению стереотипов поведения.










    2




    10

    7. Использование ресурсоориентированных методов в реабилитации зависимых больных. Трансовые методы в психотерапии зависимых.










    2




    10

    8. Двенадцатишаговая программа как метод групповой и индивидуальной терапии зависимостей.
















    10

    9. Экзистенциальные аспекты психотерапии зависимостей.
















    10

    10. Семейная терапия при лечении зависимостей.










    2




    10

    ИТОГО, зачет




    2




    6




    108