.RU

Программные требования «Мировую художественную культуру»


Токарев С. Н., к. п. н.

Культуроориентированное образование школьников:

современное состояние и перспективы развития


Исторически сложившаяся в советские годы политехническая направленность школьного образования привела к существенному разрыву между реальными потребностями учащихся, требованиями жизненной практики и характером получаемого школьником образования. Уровень сложности содержания изучаемых в школе дисциплин и большой объем информации, ежегодно вводимой в научную и педагогическую практику, не позволяет отказаться от предметного преподавания дисциплин. Кроме этого, принципы и логика обучения дисциплинам определяется природой и сущностью образовательных областей. Все это порождает предметоцентризм и служит объективной основой ряда противоречий.

Анализ научно-методической литературы и практики образования показал, что сведение культурного развития ребенка к методике учебных форм деятельности противоречит цели культурного развития детей. Противоречие между преобладающими фронтальными формами педагогической деятельности и индивидуальным характером развития ребенка − основное противоречие процесса обучения гуманитарным дисциплинам.

Базовое образование как общественно необходимый уровень образовательной подготовки определяется нормативными документами: «Образовательный минимум содержания начального общего образования», «Образовательный минимум содержания основного общего образования» и «Образовательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» и Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации.

Анализ содержания программных требований позволяет выявить общекультурную составляющую гуманитарного и художественного образования, определить какие знания, представления и умения могут быть интегрированы в процессе обучения школьников культурологической дисциплине.

Программные требования «Мировую художественную культуру» относят к образовательной области «Искусство». Но и по предмету изучения, и по культурологической направленности задач обучения «Мировой художественной культуре» данную дисциплину следует рассматривать как дисциплину культурологическую.

Необходимо признать то, что далеко не всегда художественная культура рассматривается в системе культуры, а заявленный в обосновании принцип интегративного изучения художественной культуры на практике часто подменяется комплексным изучением нескольких видов искусств. Так в программе Л. М. Предтеченской преобладают изобразительное искусство, музыка, литература и кино, в программе Н. В. Тишуниной, отражающей типологию и закономерности мирового художественного процесса, преобладают темы, отражающие литературное творчество. Примером системного построения программы является программа для высших учебных заведений, составленная творческим коллективом в составе Л. М. Мосоловой, А. П. Валицкой и Г. К. Щедриной i и составленная на ее основе программа И. А. Химик. Определенный интерес представляет структура и содержание программы В. В. Селиванова ii.

К дисциплинам культурологического типа необходимо отнести и программы регионального уровня, например, по истории культуры Санкт-Петербурга Л. К. Ермолаевой, И. М. Лебедевой и др. Но концептуально федеральные и региональные программы культурологических дисциплин не согласованы и не образуют целостной системы культурологического образования школьников в общеобразовательной школе.

Проведенный анализ примерных программных требований, определяющих содержание начального, основного и среднего образования в общеобразовательной школе служит основанием для следующих выводов:

Снять эти противоречия в определенной мере должен культуро-ориентированный подход к построению содержания образования. Концепция культуроориентированного подхода в образовании основана на понимании образования как культурного процесса и явления. В процессе обучения задача учителя состоит в том, чтобы выстроить ситуацию диалога в пространстве текстов культуры как движение к осознанию себя в культуре. Задача очень сложная, так как тексты культуры представляют многообразие вербальных и невербальных, устных и письменных, художественных и научных текстов. Интегрирующим компонентом при таком подходе становиться культурологическое образование.

Культурологическое образование в современной системе образования России осуществляется в двух видах:

─ во-первых, направление профильного, среднего специального или высшего профессионального образования;

─ во-вторых, процесс обучения общеобразовательным культурологическим дисциплинам. Во втором случае, в системе культурологического образования мы должны рассматривать не только процесс обучения культурологическим дисциплинам, но и общекультурную подготовку в процессе изучения гуманитарных, художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, опыта культуротворческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры.

Процесс культурологического образования − это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности. Иначе говоря, культурологическое образование школьников − важнейшая составляющая процесса общего образования.

Цель культурологического образования школьников состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры.

Культурологическое образование формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической и личностной культуры.

Общими принципами обучения культурологическим дисциплинам являются следующие:

Программы начального культурологического образования образуют первый концентр − пропедевтический. Цель начального этапа культурологического образования состоит в том, чтобы сформировать умение учиться и увлечь ребенка предметной областью.

Объектами осмысления в начальной школе должны стать: сказка как явление культуры (фольклорная, литературная, театрализованная, музыкальная, сказка в изобразительном искусстве и т. п.); пословицы и поговорки, детский фольклор (песни, игры, скороговорки, считалки, загадки и п. т.); традиционные формы материальной культуры региона (жилая местность и ее топонимика, подворье, жилище, домашняя утварь, одежда, ремесла и т. п.); славянская мифология и мифы народов России (мифологический образ мира, мифологическое пространство, время, мифологический культурный герой и т. п.); православная культура России (библейская история, библейские заповеди, религиозные праздники, Библия как явление культуры, сакральное пространство храма, религиозное искусство и т. п.).

В основе содержания второго концентра культурологического образования школьников (5-9 классы) − история мировой и отечественной художественной культуры, изучаемая как художественно-образная концепция человека и культуры в истории.

Содержание строится в соответствии с принципом синхронии исторического и культурологического образования школьников. В основе методики обучения культурологическим дисциплинам на этом этапе историко-культурный подход, основанный на диалог культур.

Содержание третьего концентра (10-11 классы) обеспечивает формирования представления об основных исторических типах культуры, истории культурологической мысли и современной теории культуры. Основной задачей культурологического образования на последнем этапе являются интегрирование освоенных культурологических и гуманитарных знаний, опыт восприятия, анализа и интерпретации текстов культуры, формирование целостной картины мира культуры.

Если в рамках второго концентра важнейшее место должен занимать музей и музейное источниковедение, то в средней школе на первое место должны выйти архитектурно-пространственная среда и содержательное общение людей в «силовом поле культуры» как объект изучение и фактор культурного развития школьников.

Культурология как учебная дисциплина и культурологическое образование как процесс предполагают развитие эмпирического, художественно-образного и абстрактно-теоретического мышления личности, способности к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры. Культурологическое образование обеспечивает целостное осмысление культуры как формы бытия, способствует формированию мировоззренческих и поведенческих приоритетов.

Основной принцип организации содержания культурологического образования в рамках каждого концентра состоит в единстве феноменологического (культура как исторически развивающийся феномен), семиотического (культура как знаковая система, транслирующая метатекст) и аксиологического (культура как система ценностей) аспектов.

Культурологическое образование на всех его стадиях должен быть направлен на достижение определенного результата: базовая общекультурная грамотность (начальная школы), культурно-историческая грамотность (основная школы) культурологическую образованность как общекультурную компетентность (средняя школа), характеризуемую глубинными основаниями мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.


i Мировая художественная культура. Ч. 1. Научно-педагогические и учебно-методические материалы / Научн. рук. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. 63 с.; Мировая художественная культура. Ч. 2. Тезисы лекций / Научн. руков. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1991. 67 с.

ii См.: Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. СПб.: УПМ, 1996. Вып. VI. 79 с.

referat-po-discipline-tehnologiya-podgotovki-ekonomicheskih-dokumentov-na-temu-razvitie-gadzhetov-v-strukture-rinka-bitovoj-tehniki-i-elektroniki.html
referat-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-informatiki-tema-analogovie-evm.html
referat-po-discipline-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-na-temu-programmnie-sredstva-v-strukturnom-modelirovanii.html
referat-po-discipline-turisticheskoe-regionovedenie-temu-las-vegas.html
referat-po-discipline-upravlenie-personalom-na-temu-metodi-otbora-personala.html
referat-po-discipline-upravlenie-tehnologicheskimi-sistemami-tema-avtomatizaciya-tehnologicheskoj-podgotovki-proizvodstva-v-mashinostroenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/82-formirovanie-i-oformlenie-del-primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-mestnogo-samoupravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomiko-matematicheskie-metodi-i-modelirovanie-v-zemleustrojstve.html
  • learn.bystrickaya.ru/gabrielyan-o-s-programma-kursa-himii-dlya-8-11-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-rossiya-v-globalnom-mire--11-territoriya-i-granici-kak-faktor-razvitiya-rossijskogo-gosudarstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-porazitelnij-mehanizm-allen-karr.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metall-blizhnego-vostoka-v-kontekste-socialno-ekonomicheskih-i-kulturnih-processov-eneolit-srednij-bronzovij-vek.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kurs-okruzhayushij-mir.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-bit-pravoslavnim-segodnya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tver-proshina-ul-d-3-k-2-fil-4-b-ka-170021-priglashenie-k-uchastiyu-v-aukcione.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-formi-v-russkoj-narodnoj-pesne-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/dinamika-idealov-v-chukotskoj-nacionalnoj-kulture-filosofskij-analiz-transformacii-etnicheskih-kultur-v-epohu.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-priamure-nachali-gotovit-dokumentaciyu-na-novij-sportkompleks-finansirovanie-programmi-razvitiya-fizicheskoj-kulturi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-igorodskom-festivale-konkurse-zrimoj-pesni-pesni-vojni-i-pobedi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-v-kachestve-vnerealizacionnih-obshestvo-priznaet-rashodi-treh-vidov-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/russkaya-kultura-1-oj-chetverti-19-veka.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-sborshik-elektroizmeritelnih-priborov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe-pravo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-sotrudnichestva-kriterii-sotrudnichestva-uchebno-metodicheskoe-posobie-tobolsk-2008-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-prepodavatel-krasovskij-prepodavatel-krasovskij-vyacheslav-evgenevich-moskva-2010.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-eshe-odna-oda-kurice-petr-lyukimson.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativi-trudoemkosti-na-tekushij-remont-tr-2-elektrovozov-postoyannogo-toka-chel-ch.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religiya-i-sociokulturnie-transformacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnih-mer-po-snizheniyu-napryazhennosti-na-rinke-truda-goroda-moskvi-v-2011-godu-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-organizacii-publichnij-doklad-gou-sosh-s-uglublyonnim-izucheniem-anglijskogo-yazika-1246-goroda-moskvi.html
  • learn.bystrickaya.ru/geografiya-rasprostraneniya-osnovnie-marketingovie-celi-brendinga-sozdanie-brenda-usilenie-brenda-pozicionirovanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhrajonnaya-ifns-rossii-4-po-orenburgskoj-oblasti-spisok-nalogoplatelshikov-imeyushih-zadolzhennost-nalog-peni.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-tehnologicheskoe-soderzhanie-informacionnoj-deyatelnosti-krulkevich-m-i-sinkova-e-m-informacionnaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/anna-na-shee.html
  • shkola.bystrickaya.ru/midel-shpangout-suhogruznogo-sudna.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-gruppa-konkurs-nagrada-iarhi-yufu-yazichan-elza-koraevna-hpk-51.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rechevoj-akt-nesoglasiya-v-anglijskom-yazike.html
  • urok.bystrickaya.ru/prisoedinenie-rossii-k-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-i-razvitie-konsaltingovih-uslug.html
  • college.bystrickaya.ru/24-kommercheskoe-obrazovanie-professionalnogo-obrazovaniya-v-bashkirii.html
  • school.bystrickaya.ru/britti-i-rim.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-oborudovaniya-mukomolnogo-i-hlebopekarnogo-proizvodstva-putyom-vnedreniya-metodov-i-sredstv-funkcionalno-vibrodiagnostiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.