.RU

Программные требования «Мировую художественную культуру»


Токарев С. Н., к. п. н.

Культуроориентированное образование школьников:

современное состояние и перспективы развития


Исторически сложившаяся в советские годы политехническая направленность школьного образования привела к существенному разрыву между реальными потребностями учащихся, требованиями жизненной практики и характером получаемого школьником образования. Уровень сложности содержания изучаемых в школе дисциплин и большой объем информации, ежегодно вводимой в научную и педагогическую практику, не позволяет отказаться от предметного преподавания дисциплин. Кроме этого, принципы и логика обучения дисциплинам определяется природой и сущностью образовательных областей. Все это порождает предметоцентризм и служит объективной основой ряда противоречий.

Анализ научно-методической литературы и практики образования показал, что сведение культурного развития ребенка к методике учебных форм деятельности противоречит цели культурного развития детей. Противоречие между преобладающими фронтальными формами педагогической деятельности и индивидуальным характером развития ребенка − основное противоречие процесса обучения гуманитарным дисциплинам.

Базовое образование как общественно необходимый уровень образовательной подготовки определяется нормативными документами: «Образовательный минимум содержания начального общего образования», «Образовательный минимум содержания основного общего образования» и «Образовательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» и Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации.

Анализ содержания программных требований позволяет выявить общекультурную составляющую гуманитарного и художественного образования, определить какие знания, представления и умения могут быть интегрированы в процессе обучения школьников культурологической дисциплине.

Программные требования «Мировую художественную культуру» относят к образовательной области «Искусство». Но и по предмету изучения, и по культурологической направленности задач обучения «Мировой художественной культуре» данную дисциплину следует рассматривать как дисциплину культурологическую.

Необходимо признать то, что далеко не всегда художественная культура рассматривается в системе культуры, а заявленный в обосновании принцип интегративного изучения художественной культуры на практике часто подменяется комплексным изучением нескольких видов искусств. Так в программе Л. М. Предтеченской преобладают изобразительное искусство, музыка, литература и кино, в программе Н. В. Тишуниной, отражающей типологию и закономерности мирового художественного процесса, преобладают темы, отражающие литературное творчество. Примером системного построения программы является программа для высших учебных заведений, составленная творческим коллективом в составе Л. М. Мосоловой, А. П. Валицкой и Г. К. Щедриной i и составленная на ее основе программа И. А. Химик. Определенный интерес представляет структура и содержание программы В. В. Селиванова ii.

К дисциплинам культурологического типа необходимо отнести и программы регионального уровня, например, по истории культуры Санкт-Петербурга Л. К. Ермолаевой, И. М. Лебедевой и др. Но концептуально федеральные и региональные программы культурологических дисциплин не согласованы и не образуют целостной системы культурологического образования школьников в общеобразовательной школе.

Проведенный анализ примерных программных требований, определяющих содержание начального, основного и среднего образования в общеобразовательной школе служит основанием для следующих выводов:

Снять эти противоречия в определенной мере должен культуро-ориентированный подход к построению содержания образования. Концепция культуроориентированного подхода в образовании основана на понимании образования как культурного процесса и явления. В процессе обучения задача учителя состоит в том, чтобы выстроить ситуацию диалога в пространстве текстов культуры как движение к осознанию себя в культуре. Задача очень сложная, так как тексты культуры представляют многообразие вербальных и невербальных, устных и письменных, художественных и научных текстов. Интегрирующим компонентом при таком подходе становиться культурологическое образование.

Культурологическое образование в современной системе образования России осуществляется в двух видах:

─ во-первых, направление профильного, среднего специального или высшего профессионального образования;

─ во-вторых, процесс обучения общеобразовательным культурологическим дисциплинам. Во втором случае, в системе культурологического образования мы должны рассматривать не только процесс обучения культурологическим дисциплинам, но и общекультурную подготовку в процессе изучения гуманитарных, художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, опыта культуротворческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры.

Процесс культурологического образования − это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности. Иначе говоря, культурологическое образование школьников − важнейшая составляющая процесса общего образования.

Цель культурологического образования школьников состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры.

Культурологическое образование формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической и личностной культуры.

Общими принципами обучения культурологическим дисциплинам являются следующие:

Программы начального культурологического образования образуют первый концентр − пропедевтический. Цель начального этапа культурологического образования состоит в том, чтобы сформировать умение учиться и увлечь ребенка предметной областью.

Объектами осмысления в начальной школе должны стать: сказка как явление культуры (фольклорная, литературная, театрализованная, музыкальная, сказка в изобразительном искусстве и т. п.); пословицы и поговорки, детский фольклор (песни, игры, скороговорки, считалки, загадки и п. т.); традиционные формы материальной культуры региона (жилая местность и ее топонимика, подворье, жилище, домашняя утварь, одежда, ремесла и т. п.); славянская мифология и мифы народов России (мифологический образ мира, мифологическое пространство, время, мифологический культурный герой и т. п.); православная культура России (библейская история, библейские заповеди, религиозные праздники, Библия как явление культуры, сакральное пространство храма, религиозное искусство и т. п.).

В основе содержания второго концентра культурологического образования школьников (5-9 классы) − история мировой и отечественной художественной культуры, изучаемая как художественно-образная концепция человека и культуры в истории.

Содержание строится в соответствии с принципом синхронии исторического и культурологического образования школьников. В основе методики обучения культурологическим дисциплинам на этом этапе историко-культурный подход, основанный на диалог культур.

Содержание третьего концентра (10-11 классы) обеспечивает формирования представления об основных исторических типах культуры, истории культурологической мысли и современной теории культуры. Основной задачей культурологического образования на последнем этапе являются интегрирование освоенных культурологических и гуманитарных знаний, опыт восприятия, анализа и интерпретации текстов культуры, формирование целостной картины мира культуры.

Если в рамках второго концентра важнейшее место должен занимать музей и музейное источниковедение, то в средней школе на первое место должны выйти архитектурно-пространственная среда и содержательное общение людей в «силовом поле культуры» как объект изучение и фактор культурного развития школьников.

Культурология как учебная дисциплина и культурологическое образование как процесс предполагают развитие эмпирического, художественно-образного и абстрактно-теоретического мышления личности, способности к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры. Культурологическое образование обеспечивает целостное осмысление культуры как формы бытия, способствует формированию мировоззренческих и поведенческих приоритетов.

Основной принцип организации содержания культурологического образования в рамках каждого концентра состоит в единстве феноменологического (культура как исторически развивающийся феномен), семиотического (культура как знаковая система, транслирующая метатекст) и аксиологического (культура как система ценностей) аспектов.

Культурологическое образование на всех его стадиях должен быть направлен на достижение определенного результата: базовая общекультурная грамотность (начальная школы), культурно-историческая грамотность (основная школы) культурологическую образованность как общекультурную компетентность (средняя школа), характеризуемую глубинными основаниями мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.


i Мировая художественная культура. Ч. 1. Научно-педагогические и учебно-методические материалы / Научн. рук. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. 63 с.; Мировая художественная культура. Ч. 2. Тезисы лекций / Научн. руков. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1991. 67 с.

ii См.: Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. СПб.: УПМ, 1996. Вып. VI. 79 с.

referat-po-discipline-tehnologiya-podgotovki-ekonomicheskih-dokumentov-na-temu-razvitie-gadzhetov-v-strukture-rinka-bitovoj-tehniki-i-elektroniki.html
referat-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-informatiki-tema-analogovie-evm.html
referat-po-discipline-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-na-temu-programmnie-sredstva-v-strukturnom-modelirovanii.html
referat-po-discipline-turisticheskoe-regionovedenie-temu-las-vegas.html
referat-po-discipline-upravlenie-personalom-na-temu-metodi-otbora-personala.html
referat-po-discipline-upravlenie-tehnologicheskimi-sistemami-tema-avtomatizaciya-tehnologicheskoj-podgotovki-proizvodstva-v-mashinostroenii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-sredstv-massovoj-informacii-permskoj-oblasti-zayavivshih-o-svoej-gotovnosti-predostavit-efirnoe-vremya-i-pechatnie-ploshadi-politicheskim-partiyam-izbirate-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-dinamika-povedeniya-cilindricheskih-magnitnih-domenov-na-poverhnosti-magnetika-vserossijskaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-6-marta-2008-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashayu-etu-povest-vsem-ee-druzyam-kto-prinyal-kak-svoe-lichnoe-eto-besprizornoe-ditya-literaturi-i-ne-dal-ee-avtoru-vpast-v-otchayanie-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-poete-i-muzikante-viktore-coe-stranica-15.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hyajnan-czi-ii-v-do-n-e-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/doveritelnoe-upravlenie-investicionnimi-fondami-teoriya-metodologiya-praktika.html
  • control.bystrickaya.ru/delovie-kontakti-peregovori-i-zaklyuchenie-sdelok-v-deyatelnosti-rukovoditelya-referat.html
  • lecture.bystrickaya.ru/49-zhak-7-let-bernard-verber.html
  • composition.bystrickaya.ru/pase-uvidela-sistemnie-narusheniya-prav-cheloveka-v-rossii-monitoring-smi-26-27.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antichnij-mif-ob-amazonkah-zhenshina-ideal-ili-eorpata-muzheubijca.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-ilya-briz.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znachenie-carya-ivana-plan-kursa-22-kolonizaciya-kak-osnovnoj-fakt-22-periodi-russkoj-istorii-kak-glavnie-momenti-kolonizacii-23.html
  • lesson.bystrickaya.ru/remsoveti-perevel-s-ukrainskogo-s-g-kulibaba.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-133-sovershenstvovanie-sistemi-upravleniya-otraslyu-kulturi-novgorodskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/25-prioritetnie-napravleniya-territorialnogo-razvitiya-utverdit-strategicheskij-plan-razvitiya-gorodskogo-okruga.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-sovremennoj-mirovoj-filosofii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-v-oblasti-predprinimatelskoj-deyatelnosti-chast-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-razvitiya-infrastrukturi-organov-vnutrennih-del-i-obespecheniya-ekonomicheskoj-bezopasnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bektemn-sorbonna-azastan-institutini-direktori-g-b-nurlihina.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/spisok-rabot-opublikovannih-po-teme-dissertacii-kliniko-geneticheskie-podhodi-v-opredelenii-variantov-techeniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-meo.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladi-vkorejskoj-versii-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/apparatno-programmnij-kompleks-dlya-avtomatizirovannogo-magnitnogo-kontrolya-defektov-chugunnogo-litya-apk-nk-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-i-upravlenie-v-administrativno-politicheskoj-sfere-respubliki-kazahstan-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usloviya-dostizheniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-predpriyatiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-makarevich-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/docenta-kafedri-hiee-lanskoj-i-i.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psevdomorfnie-polevie-tranzistori-s-visokoj-podvizhnostyu-2-d-elektronov-v-kanale-phemt-kursovaya-rabota.html
  • thesis.bystrickaya.ru/profilaktika-prestuplenij-organami-prokuraturi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-budet-interesna-shirokomu-krugu-chitatelej-stremyashihsya-k-dostizheniyu-finansovoj-nezavisimosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo-kursa-okruzhayushij-mir-specialnosti-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-kak-priruchit-vinograd-n-i-kurdyumov-umnij-sad-v-podrobnostyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-izvestnogo-yaponista-k-e-cherevko-pervoe-kompleksnoe-issledovanie-voenno-politicheskoj-istorii-vzaimootnoshenij-sssr-i-yaponii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.