Программные требования «Мировую художественную культуру»
.RU

Программные требования «Мировую художественную культуру»


Токарев С. Н., к. п. н.

Культуроориентированное образование школьников:

современное состояние и перспективы развития


Исторически сложившаяся в советские годы политехническая направленность школьного образования привела к существенному разрыву между реальными потребностями учащихся, требованиями жизненной практики и характером получаемого школьником образования. Уровень сложности содержания изучаемых в школе дисциплин и большой объем информации, ежегодно вводимой в научную и педагогическую практику, не позволяет отказаться от предметного преподавания дисциплин. Кроме этого, принципы и логика обучения дисциплинам определяется природой и сущностью образовательных областей. Все это порождает предметоцентризм и служит объективной основой ряда противоречий.

Анализ научно-методической литературы и практики образования показал, что сведение культурного развития ребенка к методике учебных форм деятельности противоречит цели культурного развития детей. Противоречие между преобладающими фронтальными формами педагогической деятельности и индивидуальным характером развития ребенка − основное противоречие процесса обучения гуманитарным дисциплинам.

Базовое образование как общественно необходимый уровень образовательной подготовки определяется нормативными документами: «Образовательный минимум содержания начального общего образования», «Образовательный минимум содержания основного общего образования» и «Образовательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» и Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации.

Анализ содержания программных требований позволяет выявить общекультурную составляющую гуманитарного и художественного образования, определить какие знания, представления и умения могут быть интегрированы в процессе обучения школьников культурологической дисциплине.

Программные требования «Мировую художественную культуру» относят к образовательной области «Искусство». Но и по предмету изучения, и по культурологической направленности задач обучения «Мировой художественной культуре» данную дисциплину следует рассматривать как дисциплину культурологическую.

Необходимо признать то, что далеко не всегда художественная культура рассматривается в системе культуры, а заявленный в обосновании принцип интегративного изучения художественной культуры на практике часто подменяется комплексным изучением нескольких видов искусств. Так в программе Л. М. Предтеченской преобладают изобразительное искусство, музыка, литература и кино, в программе Н. В. Тишуниной, отражающей типологию и закономерности мирового художественного процесса, преобладают темы, отражающие литературное творчество. Примером системного построения программы является программа для высших учебных заведений, составленная творческим коллективом в составе Л. М. Мосоловой, А. П. Валицкой и Г. К. Щедриной i и составленная на ее основе программа И. А. Химик. Определенный интерес представляет структура и содержание программы В. В. Селиванова ii.

К дисциплинам культурологического типа необходимо отнести и программы регионального уровня, например, по истории культуры Санкт-Петербурга Л. К. Ермолаевой, И. М. Лебедевой и др. Но концептуально федеральные и региональные программы культурологических дисциплин не согласованы и не образуют целостной системы культурологического образования школьников в общеобразовательной школе.

Проведенный анализ примерных программных требований, определяющих содержание начального, основного и среднего образования в общеобразовательной школе служит основанием для следующих выводов:

Снять эти противоречия в определенной мере должен культуро-ориентированный подход к построению содержания образования. Концепция культуроориентированного подхода в образовании основана на понимании образования как культурного процесса и явления. В процессе обучения задача учителя состоит в том, чтобы выстроить ситуацию диалога в пространстве текстов культуры как движение к осознанию себя в культуре. Задача очень сложная, так как тексты культуры представляют многообразие вербальных и невербальных, устных и письменных, художественных и научных текстов. Интегрирующим компонентом при таком подходе становиться культурологическое образование.

Культурологическое образование в современной системе образования России осуществляется в двух видах:

─ во-первых, направление профильного, среднего специального или высшего профессионального образования;

─ во-вторых, процесс обучения общеобразовательным культурологическим дисциплинам. Во втором случае, в системе культурологического образования мы должны рассматривать не только процесс обучения культурологическим дисциплинам, но и общекультурную подготовку в процессе изучения гуманитарных, художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, опыта культуротворческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры.

Процесс культурологического образования − это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности. Иначе говоря, культурологическое образование школьников − важнейшая составляющая процесса общего образования.

Цель культурологического образования школьников состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры.

Культурологическое образование формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической и личностной культуры.

Общими принципами обучения культурологическим дисциплинам являются следующие:

Программы начального культурологического образования образуют первый концентр − пропедевтический. Цель начального этапа культурологического образования состоит в том, чтобы сформировать умение учиться и увлечь ребенка предметной областью.

Объектами осмысления в начальной школе должны стать: сказка как явление культуры (фольклорная, литературная, театрализованная, музыкальная, сказка в изобразительном искусстве и т. п.); пословицы и поговорки, детский фольклор (песни, игры, скороговорки, считалки, загадки и п. т.); традиционные формы материальной культуры региона (жилая местность и ее топонимика, подворье, жилище, домашняя утварь, одежда, ремесла и т. п.); славянская мифология и мифы народов России (мифологический образ мира, мифологическое пространство, время, мифологический культурный герой и т. п.); православная культура России (библейская история, библейские заповеди, религиозные праздники, Библия как явление культуры, сакральное пространство храма, религиозное искусство и т. п.).

В основе содержания второго концентра культурологического образования школьников (5-9 классы) − история мировой и отечественной художественной культуры, изучаемая как художественно-образная концепция человека и культуры в истории.

Содержание строится в соответствии с принципом синхронии исторического и культурологического образования школьников. В основе методики обучения культурологическим дисциплинам на этом этапе историко-культурный подход, основанный на диалог культур.

Содержание третьего концентра (10-11 классы) обеспечивает формирования представления об основных исторических типах культуры, истории культурологической мысли и современной теории культуры. Основной задачей культурологического образования на последнем этапе являются интегрирование освоенных культурологических и гуманитарных знаний, опыт восприятия, анализа и интерпретации текстов культуры, формирование целостной картины мира культуры.

Если в рамках второго концентра важнейшее место должен занимать музей и музейное источниковедение, то в средней школе на первое место должны выйти архитектурно-пространственная среда и содержательное общение людей в «силовом поле культуры» как объект изучение и фактор культурного развития школьников.

Культурология как учебная дисциплина и культурологическое образование как процесс предполагают развитие эмпирического, художественно-образного и абстрактно-теоретического мышления личности, способности к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры. Культурологическое образование обеспечивает целостное осмысление культуры как формы бытия, способствует формированию мировоззренческих и поведенческих приоритетов.

Основной принцип организации содержания культурологического образования в рамках каждого концентра состоит в единстве феноменологического (культура как исторически развивающийся феномен), семиотического (культура как знаковая система, транслирующая метатекст) и аксиологического (культура как система ценностей) аспектов.

Культурологическое образование на всех его стадиях должен быть направлен на достижение определенного результата: базовая общекультурная грамотность (начальная школы), культурно-историческая грамотность (основная школы) культурологическую образованность как общекультурную компетентность (средняя школа), характеризуемую глубинными основаниями мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.


i Мировая художественная культура. Ч. 1. Научно-педагогические и учебно-методические материалы / Научн. рук. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. 63 с.; Мировая художественная культура. Ч. 2. Тезисы лекций / Научн. руков. Л. М. Мосолова. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1991. 67 с.

ii См.: Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. СПб.: УПМ, 1996. Вып. VI. 79 с.

referat-po-discipline-tehnologiya-podgotovki-ekonomicheskih-dokumentov-na-temu-razvitie-gadzhetov-v-strukture-rinka-bitovoj-tehniki-i-elektroniki.html
referat-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-informatiki-tema-analogovie-evm.html
referat-po-discipline-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-na-temu-programmnie-sredstva-v-strukturnom-modelirovanii.html
referat-po-discipline-turisticheskoe-regionovedenie-temu-las-vegas.html
referat-po-discipline-upravlenie-personalom-na-temu-metodi-otbora-personala.html
referat-po-discipline-upravlenie-tehnologicheskimi-sistemami-tema-avtomatizaciya-tehnologicheskoj-podgotovki-proizvodstva-v-mashinostroenii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-forma-reestra-zakupok-polozhenie-38-o-razrabotke-primenenii-i-monitoringe-primeneniya-perspektivnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-02-dengi-kredit-banki-dlya-specialnostej-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-iyul-2008-kommercheskoe-predlozhenie-rosinformresursa.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-10-klassa-mikrobiologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-svyazannaya-s-problemami-zarozhdeniya-zhizni.html
  • control.bystrickaya.ru/e-seton-tompson-rasskazi-o-zhivotnih-soderzhanie-domino-mustang-inohodec-po-sledam-olenya-bingo-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminara-joshkar-ola-zao-skb-.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/saharnij-diabet-i-operativnaya-medicina.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-nam-delat-s-kitaem-solnce-v-rossii-voshodit-s-vostoka-razvitie-strani-sleduet-nachinat-s-dalnego-vostoka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelstvo-v-vologodskoj-oblasti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49chelovek-fakel-frenk-edvards.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-i-poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-po-dopolnitelnomu-obrazovaniyu-dlya-grupp-kratkovremennogo-obrazovaniya-detej-ne-poseshayushih-detskij-sad-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-priemu-v-magistraturu-po-specialnosti-6m072000-himicheskaya-tehnologiya-neorganicheskih-veshestv.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-kriminologiya-pechataetsya-po-resheniyu-kafedri-ugolovno-pravovie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-programma-13-informacionnie-tehnologii-otchet-o-vipolnenii-programmi-za-dvuhletnij-period-2004-2005.html
  • grade.bystrickaya.ru/obidennost-hronoputeshestvij-v-budushem-kniga-iii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/literaturno-hudozhestvennaya-poziciya-kadetskoj-zhurnalistiki-zveno-malo-poslednie-novosti-deyatelnost-g-v-adamovicha-i-a-n-benua.html
  • testyi.bystrickaya.ru/59departament-stroitelstva-i-arhitekturi-merii-goroda-novosibirska-reshenie-ot-23-05-2012.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-32-683-23-avgusta-2010-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-rabochego-vremeni-3.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomika-turizma-sushnost-turizma-i-planirovanie-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/s-imoronskie-principi-raboti-s-signalami-kurs-nachinayushego-volshebnika-kniga-znakomit-s-osnovami-igrovogo-ezotericheskogo.html
  • books.bystrickaya.ru/defining-modeling-costing-it-services-kafedra-upravleniya-informacionnimi-resursami-predpriyatiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-drevnerusskie-knyazhestva-i-zemli-specifika-politicheskoj-organizacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravleniyah-ukrepiv-dalnejshuyu-politicheskuyu-i-ekonomicheskuyu-vzaimozavisimost-moldovi-i-es-rasshirenie-predostavlyaet-moldove-i-es-vozmozhnost-razvitiya-posledova.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-tri-vzglyada-v-beskonechnost.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-chetvertogo-soziva-zavershila-svoyu-rabotu-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-19.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-garantii-kachestva-obrazo-vatelnih-resursov-i-raboti-so-studentami.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervij-komu-prishla-misl-sravnit-zhivopis-i-poeziyu-bil-chelovekom-tonkogo-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-disciplini-student-dolzhen-formirovanie-predstavleniya-o-meste-istoricheskoj-nauki-v-sisteme.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-vtoraya-stadiya-funkciya-proizvoditelnogo-kapitala-kniga-p-process-obrasheniya-kapitala-izdan.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazec-28-metodicheskoe-posobie-po-ekologicheskoj-ocenke-investicionnih-proektov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nebalansiruemie-scheta-instrukciya-po-byudzhetnomu-uchetu-chast-i-organizaciya-byudzhetnogo-ucheta.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-sanitarnaya-ohrana-territorii-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-respublike-kareliya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.