.RU

Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров - страница 3


Тема XII. Фразеологизмы как синтаксические варианты высказывания.

1. Выражение оценки и характеристики (^ Он хороший мастер – Какой мастер! – Вот это мастер! – Что за мастер! – Ай да мастер!).

2. Выражение согласия / несогласия (Приходите завтра. – Хорошо. – Завтра так завтра! Ты пойдешь в театр? – Конечно! – Как не пойти! Нет, мне не до театров!).

3. Выражение нежелания, невозможности (Я не хочу (не могу) идти пешком. – Не идти же пешком! Я не могу (не хочу) с ним спорить. – Мне ли с ним спорить!).

Рекомендуемая литература


1. Величко А.В. Синтаксическая фразеология для русских и иностранцев: Учебное пособие / А.В. Величко. – М.: МГУ, 1996. – 96 с.

2. Володина Г.И. А как сказать об этом? Специфические обороты разговорной речи / Г.И. Володина. – М.: Русский язык. Курсы, 2003. – 264 с.

3. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. Изд. 3-е. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ, 2004. – 555 с.

4. Копров В.Ю. Вариантные формы в русском языке: лексика, грамматика, стилистика. Учебное пособие для занятий с иностранными учащимися / В.Ю. Копров. Изд. 2-е, испр. и доп. – М: Русский язык. Курсы, 2006. – 136 с.

5. Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком: Учебное пособие для продвинутого этапа (I­-II сертификационные уровни). – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 168 с.


Составитель – д-р филол. наук, проф.

Копров Виктор Юрьевич


^ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО СИНТАКСИСА В СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ОСВЕЩЕНИИ


Пояснительная записка


Спецкурс освещает несколько традиционно трудных для усвоения разделов русского синтаксиса с позиций семантико-функционального сопоставительного подхода к описанию и преподаванию языков. Его цель – активизация использования в речи иностранных учащихся форм и конструкций, не имеющих прямых эквивалентов в их родном языке.

Спецкурс предназначен для учащихся продвинутого этапа обучения, хорошо усвоивших описательную грамматику русского языка.

Объем – 108 ч (72 ч аудиторных лекционно-семинарских и 36 ч самостоятельных занятий). Итоговый контроль: 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен.


^ Содержание дисциплины


Тема I. Семантико-функциональный сопоставительный подход в грамматике. Основные положения и понятия.

Тема II. Категория личности / безличности в синтаксисе простого предложения. Семантико-структурные типы безличных предложений и их синонимические отношения с личными предложениями.

Тема III. Категория залога и поле залоговости.

1. Активные – пассивные конструкции.

2. Возвратные глаголы в простом предложении: значение и функционирование.

Тема IV. Выражение характеристики субъекта.

1. Качественная непроцессуальная характеристика субъекта. Функционирование полной и краткой форм прилагательного в составе предложения.

2. Количественная характеристика субъекта.

3. Выражение процессуального состояния субъекта.

Тема V. Выражение субъектно-объектных отношений.

1. Физическое воздействие субъекта на объект.

2. Восприятие субъектом объекта.

3. Выражение ситуации касания субъекта и объекта.

Тема VI. Выражение посессивных отношений.

1. Выражение обладания.

2. Выражение принадлежности.

Тема VII. Выражение отношений локализации.

Тема VIII. Выражение обстоятельственных распространителей ситуации в простом, осложненном и сложном предложении.

1. Выражение времени.

2. Выражение причины и следствия.

Тема IX. Выражение определительных отношений простым предложением с причастным оборотом и сложным предложением с придаточным определительным.

Тема X. Категория порядка слов и коммуникативная перспектива предложения.


Рекомендуемая литература


1. Егорова Е.Ф. Трудные случаи русской грамматики / Е.Ф. Егорова. – Изд. 2-е. – СПб.: Златоуст, 2010. – 100 с.

2. Книга о грамматике: Русский язык как иностранный / Под ред. А. В. Величко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 648 с.

3. Колосницина Г.В. Грамматические этюды / Г.В. Колосницина, М.Н. Макова, Л.Н. Шведова, Л.В. Шипицо. – М.: Русский язык. Курсы, 2006. – 184 с.

4. Копров В.Ю. Вариантные формы в русском языке: лексика, грамматика, стилистика. Учебное пособие для занятий с иностранными учащимися / В.Ю. Копров. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М: Русский язык. Курсы, 2006. – 136 с.

5. Копров В.Ю. Семантико-функциональный синтаксис русского языка в сопоставлении с английским и венгерским / В.Ю. Копров. – Воронеж: Издатель О.Ю. Алейников, 2010. – 328 с.

6. Семантико-функциональные подсистемы в разноструктурных языках / В.Ю. Копров, О.М. Дедова, Т.Н. Козюра, А.Л. Лебедева, И.М. Сушкова / Под ред. В.Ю. Копрова. – Воронеж, 2010 (в печати).

7. Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис: Сборник упражнений к «Коммуникативной грамматике» / М.Ю. Сидорова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 136 с.

8. Чагина О.В. Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление: Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся / О.В. Чагина. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 264 с.


Составители:

д-р филол. наук, проф. Копров Виктор Юрьевич,

канд. филол. наук, ст. преп. Козюра Татьяна Николаевна,

канд. филол. наук, ст. преп. Сушкова Ирина Михайловна,

канд. филол. наук, ст. преп. Лебедева Александра Леонидовна,

ст. преп. Саввина Светлана Леонидовна,

ст. преп. Дурова Елена Николаевна


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Пояснительная записка


Предлагаемый спецкурс ставит своей целью развить и усовершенствовать навыки правильного произношения русских звуков, обучить русской ритмике и интонации. В программу курса входит изучение артикуляции звуков, словесного ударения, интонационной и ритмической структуры русского языка.

Основное внимание уделяется развитию фонетического слуха и навыков восприятия русской звучащей речи, корректировке и автоматизации правильного произношения русских звуков, отработке ритмических особенностей русского слова и работе над русской интонацией. Особенность курса состоит в том, что он направлен на преодоление трудностей, связанных с интерференцией родного языка студентов.

В качестве материала для занятий используются фонетические и интонационные упражнения и задания (в том числе игровые), художественные тексты, прозаические и поэтические. Предусматривается также использование отрывков из художественных фильмов и телевизионных программ для анализа особенностей русской звучащей речи.

Спецкурс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий в течение одного семестра. Предусмотрены два промежуточных контрольных теста и итоговый зачет по всему материалу курса.


^ Содержание дисциплины


I. Введение в теорию фонетики.

1. Предмет фонетики, аспекты изучения звуков речи. Понятие фонемы как единицы языка. Звук, слог, слово, синтагма, фраза, период как единицы речи. Строение слога. Силлабическая теория слова.

2. Позиционные чередования русских звуков. Понятие позиции.

3. Артикуляция, интонация, ритмика – разделы фонетики.

^ II. Коррекция артикуляции русских звуков.

1. Звуковая система русского языка. Произношение русских гласных и согласных.

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

2. Артикуляционные особенности гласных звуков в ударной и безударной позициях. Преодоление трудностей в постановке звуков [и],[ы],[л],[л'],[р'],[т']. Безударные гласные и ритмика слова.

3. Артикуляция звонких согласных. Артикуляция и написание мягких согласных. Оглушение и озвончение согласных. Чередование твёрдых и мягких согласных.

4. Коррекция отдельных групп согласных. Двойные согласные в русском языке.

III. Интонационная структура русской речи.

1. Понятие интонационной конструкции (модель Е.А. Брызгуновой). Строение и употребление в речи основных типов ИК.

2. Интонационное оформление различных типов фраз. Передвижение интонационного центра и синтагматическое членение.

3. Интонационное оформление поэтического и прозаического текстов.

^ IV. Словесное ударение и его роль в организации ритмической структуры русского языка.

1. Особенности словесного ударения в русском языке (его подвижность, разноместность). Ударение в двусложных, трёхсложных и многосложных структурах. Сочетания звуков на стыке слов.

2. Особенности ударения в различных частях речи.

^ V. Ритмика, ритмическая структура русского языка.

1. Ритмика русской речи. Понятия тактового и логического ударения.

2. Ритмика поэтических и прозаических текстов.


Рекомендуемая литература


1. Леонов А.И. Правильно говорим по-русски. Фонетика и интонация русской речи: Корректировочный курс / А.И. Леонов. – Вып. 1. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006. – 43 с.

2. Караванова Н.Б. Корректировочный курс фонетики русского языка. – 2 изд., перераб. и доп. / Н.Б. Караванова. – М.: Русский язык. Курсы, 2006. – 72 с.

3. Колосницына Г.В. Слушайте, повторяйте, пойте, говорите, пишите, читайте. Интерактивный фонетико-разговорный курс. Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / Г.В. Колосницына. – М.: Русский язык. Курсы, 2003. – 96 с.


Составитель – канд. филол. наук, ст. преп.

Леонов Анатолий Иванович


^ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА


Пояснительная записка


Спецкурс предназначен для обучения иностранцев русскому произношению посредством использования на занятиях фонетических песен.

Курс рассчитан на иностранных учащихся начального и среднего этапов обучения.

Использование фонетических песен, специально созданных или отобранных для обучения иностранцев русскому произношению, способствует формированию фонетических навыков и их коррекции. Для облегчения работы с песнями дается описание артикуляции корректируемых звуков и предлагаются некоторые виды специальных заданий.

В ходе занятия песня сначала прослушивается на диске, затем печатный текст песни читается и разбирается; после этого песня прослушивается повторно, затем поется вместе с исполнителем. Далее прослушивается фонограмма без слов, после чего следует самостоятельное пение учащихся под аккомпанемент.

Объем курса – 30 ч аудиторных занятий.


Содержание дисциплины


  1. Тридцать три тетери [р’] – [л’].

  2. На дворе трава [т] – [д].

  3. Ехал Грека [р] – [р’].

  4. Маленькая Настя [н] – [н’].

  5. Ши-жи-жи [с] – [з] – [ш] – [ж].

  6. Паганини [п] – [п’].

  7. За лесами, за горами [л’].

  8. Марсиане [м] – [м’] – [н] – [н’].

  9. Четыре чертёнка [т’] – [ч’].

  10. Карл и Клара [л] – [р].

  11. Кукушка [к] – [к’].

  12. Вдоль по улице метелица метёт [ц].

  13. Ой, то не вечер [а] – [о] – [е].

  14. По Дону гуляет казак молодой [о] – [у].

  15. Песня о друге [j].

  16. Гласная песенка.

  17. Жук.

  18. Саша.

  19. Щенок и щетка.


Рекомендуемая литература


1. Воскобович В. Песенки-складушки / В. Воскобович, Л. Мерзлякова. – СПб., 2009. – 20 с.

2. Федотова Н.Л. Не фонетика – песня! / Н.Л. Федотова. – СПб.: Златоуст, 2009. – 32 с.


Составитель – канд. филол. наук, ст. преп.

Козюра Татьяна Николаевна


^ РУССКИЙ ГЛАГОЛ


Пояснительная записка


Настоящий учебный курс предназначен для иностранных студентов и стажеров продвинутого этапа обучения.

Цель спецкурса заключается в ознакомлении иностранных студентов и стажеров со средствами видовой (аспектуальной) характеристики глагольного действия. Данные средства, будучи интегрированы на основе общей функции, образуют семантико-функциональную подсистему аспектуальности с центром и периферией. Задачей спецкурса является изучение главных видовых значений и их связей с частной и акциональной семантикой, обеспечивающих формирование навыков и умений правильного употребления форм совершенного / несовершенного вида глагола, по-разному характеризующих протекание и распределение глагольного действия во времени.

Ориентация на различные этапы изучения материала позволяет организовать учебный процесс с учетом функциональной иерархии соответствующих элементов. Учитываются такие вопросы, как соотношение центра и периферии, связи между конституентами данной подсистемы, пересечения со смежными семантико-функциональными подсистемами.

Особенность спецкурса заключается в том, что изучаемое языковое явление почти всегда отсутствует в родном языке учащихся, вследствие чего их предшествующий языковой опыт обычно не находит применения в учебном процессе.

В связи с многоаспектностью изучаемого материала программа курса включает несколько тематических подразделов.

Объем – 116 ч (72 часа аудиторных и 44 часа самостоятельных занятий). Итоговый контроль: 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен.


Содержание дисциплины


^ I. Виды глагола


Тема 1. Общая характеристика семантико-функциональной категории аспектуальности. Языковые средства аспектуальной квалификации глагольного действия. Семантический потенциал видовых форм. Функциональные контакты центральных и периферийных конституентов подсистемы. Закономерности взаимодействия средств выражения аспектуальной семантики с контекстом.

^ Тема 2. Содержание видового противопоставления, способы образования видовых пар.

Тема 3. Общая характеристика средств деривационной модификации глагольной лексики. Разнонаправленные процессы изменения видового значения.

Тема 4. Частновидовые значения совершенного вида (СВ).

1. Конкретно-фактическое значение.

2. Наглядно-примерное значение.

3. Потенциальное значение.

4. Условно-гипотетическое значение.

5. Суммарно-многоактное значение.

Тема 5. Частновидовые значения несовершенного вида (НСВ).

1. Актуально-длительное значение.

2. Конативное значение.

3. Дуративное значение.

4. Узуально-статальное значение.

5. Потенциальное значение.

6. Неограниченно-кратное значение.

7. Неактуально-статальное значение.

8. Общефактическое значение.

9. Значение представления об аннулированности результата действия в момент речи.

10. Конкуренция семантики совершенного и несовершенного видов.

11. Особые случаи употребления видо-временных форм.

12. Значение одновременности действий в сложноподчинённых предложениях времени.

13. Настоящее историческое значение.

14. Значение запланированного будущего.

15. Значение приступа к действию.

Тема 6. Употребление видов при отрицании.

1 Значение отсутствия действия у глаголов НСВ.

2. Значение отсутствия результата у глаголов СВ.

3. Значение запрещения действия у глаголов НСВ.

4. Значение нежелательности действия у глаголов СВ.


^ II. Акциональные значения (способы глагольного действия)


Тема 1. Общая характеристика акциональных значений.

Тема 2. Влияние акциональных значений на категориальную семантику видов.

1. Начинательные способы действия (закричать, побежать).

2. Делимитативный способ действия (погулять).

3. Финитивный способ действия (отцвести).

4. Кумулятивный способ действия (накупить, насобирать).

5. Сатуративный способ действия (наесться, нагуляться).

6. Интенсивно-результативный способ действия (разговориться, заиграться).

7. Однократный способ действия (крикнуть, прыгнуть).

8. Смягчительный способ действия (подзабыть, прилечь).

9. Прерывисто-смягчительный способ действия (покашливать).

10. Дистрибутивный способ действия (перебить, повыбрасывать).

11. Взаимно-многократный способ действия (переговариваться).

12. Сопроводительный способ действия (приплясывать, подпевать).


^ III. Глаголы движения


Тема 1. Общая характеристика глаголов движения. Глаголы движения без приставок. Структурно-видовая соотносительность переходных и непереходных глаголов движения.

^ Тема 2. Однонаправленные глаголы типа идти при обозначении неповторяющегося движения.

Тема 3. Употребление ненаправленных глаголов движения типа ходить. Пространственные предлоги с глаголами ненаправленного движения.

Тема 4. Глаголы движения с приставкой по-. Употребление предлогов со значением времени.

Тема 5. Случаи конкуренции глаголов однонаправленного / ненаправленного движения.

Тема 6. Употребление глаголов типа идти для обозначения повторяющегося однонаправленного движения.

Тема 7. Деривационные процессы в сфере глаголов движения. Образование видовых форм.

Тема 8. Глаголы движения с антонимичными приставками.

Тема 9. Употребление глаголов движения с приставками пространственного значения.

Тема 10. Глаголы движения с приставками при-, у-, вз- (вс-, взо-).


Рекомендуемая литература

1. Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика / Е.Р. Ласкарева. – СПб.: Златоуст, 2006. – 336 с.

2. Скворцова Г.Л. Глаголы движения – без ошибок: Пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г.Л. Скворцова. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 134 с.

3. Скворцова Г.Л. Употребление видов глагола в русском языке: Пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г.Л. Скворцова. – М.: Русский язык. Курсы, 2004. – 136 с.

4. Соколовская К.А. Виды глагола в русской речи. – М.: Русский язык – Медиа, 2008. – 285 с.

5. Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 348 с.

6. Шелякин М.А. Категория аспектуальности русского глагола / М.А. Шелякин. – М.: ЛКИ, 2008. – 268 с.

7. Шкунников В.А. Виды глагола в русском языке. Вып. 1. Методическая разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу «Русский глагол» / В.А. Шкунников. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003. – 72 с.

8. Шкунников В.А. Виды глагола в русском языке. Вып. 2. Методическая разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу «Русский глагол» / В.А. Шкунников. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. – 43 с.

9. Шкунников В.А. Учебные материалы по спецкурсу «Русский глагол» для иностранных учащихся. Часть 1 / В.А. Шкунников. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 71 с.

10. Шкунников В.А. Учёт функционально-категориальных особенностей глагольной множественности в практике её преподавания инофонам // Современная методика преподавания русского языка как иностранного: проблемы и их решения. – М.: Изд-во Правда-Пресс, 2010. – С. 232-237.

11. Эндрюс Э.Н. Русские глагольные приставки. Практикум. Продвинутый уровень / Э.Н. Эндрюс. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 128 с.


Составитель – канд. филол. наук, доц.

Шкунников Вадим Аркадьевич


^ ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ПЕРЕВОДА

(английский язык  русский язык)


Пояснительная записка


Современная методика преподавания РКИ стремится использовать разнообразные приемы и формы активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих возможностей, реализуемых на русском языке. В этом смысле занятия по переводу создают благоприятные условия для воплощения прагматической функции языка в продукте коммуникации, усиливают мотивацию обучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. Являясь сложным видом речевой деятельности, перевод эффективен и как средство развития коммуникативной компетенции иностранных учащихся на продвинутом этапе обучения русскому языку.

Данный курс имеет целью обучение иностранных учащихся переводу с родного языка (языка-посредника) на русский язык разных по тематике аутентичных текстов. Перевод подобранных и прокомментированных преподавателем текстов производится учащимися самостоятельно дома, в аудитории осуществляется контроль правильности перевода, комментируются и корректируются выявленные типичные лексико-грамматические неточности.

Объем спецкурса – 72 ч (36 ч аудиторные практические занятия, 36 ч – самостоятельная работа). Итоговый контроль – зачет.


Содержание дисциплины


^ 1. Теоретические основы перевода


1. Перевод как вид текстовой деятельности по созданию коммуникативно и информативно равноценного текста на другом языке, как форма межъязыковой и межкультурной коммуникации. Основные источники ошибок в переводе.

2. Буквализм, его причины и способы преодоления. Множественность переводческих решений.

3. Основные переводческие трансформации как путь к достижению общей адекватности перевода оригиналу. Перестановки, замены (грамматические и лексические), в том числе генерализация, конкретизация, смысловое развитие, компенсация. Опущения и добавления.


^ 2. Лексико-семантические вопросы перевода


1. Точная передача цифр, реалий, географических названий, имен политических и общественных деятелей, аббревиатур. Транслитерация, транскрипция, калькирование, трансформация, описательный перевод – интерпретация. Перевод интернационализмов, неологизмов, оценочной лексики.

2. «Друзья» и «ложные друзья» переводчика.

3. Особенности перевода фразеологизмов.

^ 3. Грамматические вопросы перевода


1. Причины, вызывающие изменение структуры предложения при переводе. Зависимость изменения структуры предложения от различных факторов: а) несовпадения грамматической структуры в языке оригинала и перевода; б) лексического наполнения грамматических форм и синтаксических конструкций; в) контекста.

2. Грамматические трансформации в процессе перевода: полное и частичное изменение конструкции, замена частей речи и членов предложения. Добавление и опущение слов по грамматическим причинам.

3. Залоговые трансформации. Безличные и неопределенно-личные конструкции в русском научном тексте и их передача.

4. Синтаксическая синонимия.

^ 4. Стилистические вопросы перевода


1. Выбор формы из синонимического ряда в зависимости от стилистической принадлежности текста.

2. Синтаксические структуры и лексика, типичные для текстов деловой прозы (заявления, объявления, приглашения, поздравления и т. п.), для научной прозы (описания, повествования, рассуждения, доказательства и т. п.), публицистического стиля.


^ Рекомендуемая литература


1. Гуськова Т.И. Трудности перевода общественно-политического текста с английского языка на русский: Учебное пособие для ин-тов и ф-тов иностранных языков / Т.И. Гуськова, Г.М. Зиборова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: РОССПЭН, 2000. – 228 с.

2. Копров В.Ю. Семантико-функциональный синтаксис русского языка в сопоставлении с английским и венгерским / В.Ю. Копров. – Воронеж: Издатель О.Ю. Алейников, 2010. – 328 с.

3. Федорова Н.П. Перевод с английского языка: Повышенный уровень: В 2 ч.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Федорова, А.И. Варшавская. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – Ч. 1. – 160 с. – Ч. 2. – 112 с.

4. Тексты для перевода: Электронный ресурс: Режим доступа: URL: http://english.ruvr.ru/


Составитель – д-р филол. наук, проф.

Копров Виктор Юрьевич


^ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Пояснительная записка


Спецкурс по научному стилю речи предназначен для занятий с иностранными студентами старших курсов, с магистрантами и аспирантами.

Цель спецкурса – способствовать иностранным учащимся в овладении русским языком как средством получения высшего образования, профессиональной подготовки, приобщения к избранной научной специальности. Учащиеся должны иметь возможность активно участвовать во всех формах учебного процесса: выступать на семинарах и практических занятиях, слушать и конспектировать лекции, читать специальную литературу, сдавать зачеты и экзамены, писать квалификационные работы, вести беседы на темы по специальности и т.д.

Объем курса – 108 ч (72 ч – практические занятия, 36 ч – самостоятельная работа). Итоговый контроль – зачет.


^ Содержание дисциплины


Тема I. Введение.

1. Научный стиль речи и его подстили: собственно научный (академический), научно-популярный, научно-деловой, учебно-научный.

2. Типы научных текстов: описание (опыта, прибора), доказательство (теоремы, гипотезы), рассуждение (вывод формулы, уравнения), повествование (о чем-либо).

Тема II. Лексические особенности научного стиля речи.

1. Общенаучная лексика:

а) отглагольные существительные с ослабленным основным значением (утверждение, направление, содержание, положение, определение и т.д.);

б) существительные неглагольного происхождения, частично утратившие полнозначность (материалы, результаты, характеристика и т.д.);

в) глаголы лексико-грамматических разрядов локализации и существования (являться, существовать, составлять, происходить и т.д.)

2. Профильная (междисциплинарная, межотраслевая) лексика:

а) гуманитарная,

б) естественнонаучная,

в) научно-техническая.

3. Узкоспециальная (терминологическая) лексика.

Тема III. Морфологические особенности научных текстов.

1. Номинативный характер научной речи (доминирование форм существительных и прилагательных над глагольными формами).

2. Широкое использование производных предлогов и союзов (в меру, в силу, в случае, в соответствии, в качестве, в результате и т.д.).

3. Уменьшение многозначности падежных форм.

4. Использование глаголов в форме настоящего времени несовершенного вида для выражения вневременного, обобщенно-фактического значения.

5. Употребление глагольных видов в конструкциях, выражающих долженствование, необходимость и возможность / невозможность.

Тема IV. Синтаксические особенности научных текстов.

1. Аналитические глагольно-именные словосочетания (подвергать воздействию, оказывать сопротивление, подвергаться окислению и т.п.).

2. Повышенная частотность неопределенно-личных и определенно-личных конструкций.

3. Широкое употребление пассивных конструкций.

Тема V. Выражение квалификации предмета, явления.

1. Идентификация предмета, явления.

2. Общая характеристика научных дисциплин.

3. Описание предмета, вещества и характеристика его назначения.

4. Характеристика сущности явления.

Тема VI. Выражение характеристики предмета, явления.

1. Характеристика предмета по его свойствам.

а) образование кратких прилагательных;

б) дифференциация употребления конструкций с полными и краткими формами прилагательных.

2. Характеристика предмета по его способности к действию.

Тема VII. Выражение локализации предмета, явления.

1. Выражение наличия / отсутствия предмета, явления в определенной пространственной сфере.

2. Выражение наличия / отсутствия предмета, явления в обобщенной пространственной сфере.

3. Дифференциация конструкций с глаголами локализации быть, находиться, иметься и существовать.

4. Употребление динамических вариантов предложений локализации для выражения появления / исчезновения предмета.

5. Выражение наличия / отсутствия, возникновения / исчезновения конструкциями с отглагольными существительными.

Тема VIII. Выражение соотношения частного и общего, части и целого.

1. Выражение принадлежности предмета, явления к числу подобных.

2. Характеристика состава сложного вещества.

3. Характеристика компонентов, образующих единый комплекс.

4. Количественное соотношение частей, входящих в состав целого.

5. Выражение процесса деления, способности делиться на части.

Тема IX. Выражение сравнения, сопоставления предметов.

1. Выражение общей оценки сходства или несходства.

2. Выражение тождества предметов, явления.

3. Выражение сходства / отличия предметов, явлений.

4. Выражение сравнения с помощью предложных и союзных конструкций.

5. Выражение сравнения с помощью степеней сравнения прилагательных и наречий:

а) образование степеней сравнения прилагательных; книжные формы, особые случаи;

б) образование степеней сравнения наречий;

в) дифференциация конструкций с прилагательными и наречиями.

6. Выражение количественного и качественного отличия предметов конструкциями с глаголами уступать, превосходить, превышать и т.п.

Тема X. Выражение взаимозависимости, обусловленности, связи явлений.

1. Отношения взаимозависимости, обусловленности явлений.

2. Выражение взаимозависимости явлений пассивными конструкциями; дифференциация активных и пассивных конструкций.

3. Выражение воздействия, влияния одного явления на другое.

4. Выражение связи явлений конструкциями с глаголами стимулировать, благоприятствовать, позволять, способствовать.

Тема XI. Выражения причинно-следственных отношений.

1. Выражение причинно-следственных отношений предложно-падежными конструкциями и конструкциями с союзами от чего, из-за чего, благодаря чему, в результате чего, вследствие чего, в связи с чем, в силу чего, ввиду чего. Дифференциация причинных предлогов по значению и стилистической принадлежности.

2. Выражение причинной взаимосвязи явлений конструкциями типа: что ведёт к чему; что вызывает что; дифференциация активных и пассивных конструкций.

3. Выражение причинно-следственных отношений в сложном предложении.

Тема XII. Выражение условных отношений.

1. Выражение условных отношений в простом и сложном предложениях.

2. Дифференциация по значению условных предлогов и союзов если, в случае, при, при условии и т.п.

3. Дифференциация функционирования предложных и союзных конструкций.


referat-na-temu-kitajskaya-civilizaciya.html
referat-na-temu-kompleksnaya-antigipertenzivnaya-terapiya.html
referat-na-temu-konsolidaciya-strahovogo-i-bankovskogo-biznesa-kak-sledstvie-globalizacii-mirovogo-finansovogo-rinka.html
referat-na-temu-kriogennaya-tehnika-v-sistemah-energetiki.html
referat-na-temu-kurenie-i-podrostki.html
referat-na-temu-liricheskaya-visota-v-visockogo.html
  • college.bystrickaya.ru/3-drugie-mesta-obnaruzheniya-drevnih-rukopisej-v-palestine-izuchenie-rukopisej-mertvogo-morya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tomskij-gosudarstvennij-universitet-istoricheskij-fakultet-utverzhdayu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razlichie-mezhdu-dejstvuyushim-licom-i-nablyudatelem-devid-majers-socialnaya-psihologiya.html
  • university.bystrickaya.ru/formi-organizacii-tvorcheskogo-deyatelnostnogo-poznavatelnogo-dosuga-obuchayushihsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-sni-kazhdaya-novaya-stupen-v-razvitii-kulturi-psihologicheski-predstavlyaet-soboj-rasshirenie-soznaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agropromishlennij-kompleks-12-stroitelstvo-21-promishlennost-25.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-profsoyuza-2101-2010-g-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/kremnij-poluchennij-s-ispolzovaniem-getterirovaniya-rasplava.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-13-preduprezhdenie-14-mediko-biologicheskie-i-paraklinicheskie-disciplini-16-anatomiya-cheloveka-16-stranica-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovij-scenarij-kurs-rublya-k-dollaru-po-pps-19-2-24-2-25-8-27-7-29-1-30-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-dlya-specialnosti-040400-stomatologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-b-1-istoriya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xviii-viderzhka-iz-diskussii-po-dokladu-o-fizicheskom-dejstvii-na-rasstoyanii-sbornik-dokladov-i-statej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyatootecheskij-podhod-k-sektantstvu-eresi-ponyatie-sekta-v-antikultovom-dvizhenii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyuksemburg-belgiya-niderlandi-germaniya-polsha.html
  • lesson.bystrickaya.ru/us-china-relations-essay-research-paper-after.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleksnij-upravlencheskij-analiz-v-planirovanii-i-ocenka-effektivnosti-biznesa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-19.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-provedeniya-konferencii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-kem-bit.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-chastotnoj-harakteristiki-programma-disciplini-po-kafedre-avtomatiki-i-sistemotehniki-teoriya-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-pered-drugimi-subektami-byudzhetnogo-planirovaniya-35-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-38-razdel-byudzhetnie-celevie-programmi-40.html
  • report.bystrickaya.ru/izdaniya-dlya-detej-v-ryazanskoj-oblasti-vzglyad-bibliotekarya-kniga-knigoizdanie-istoriya-i-sovremennost.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-igroterapiya-dlya-specialnostej.html
  • letter.bystrickaya.ru/nanotehnologii-i-novie-materiali-stranica-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskih-poiskov-novij-put-polevoj-kotel-vmesto-zheludka-a-d-bili-vremena-kogda-ekstrasensov-bilo.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennoj-organizacii-federaciya-ezdovogo-sporta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predlozheniya-po-povisheniyu-kachestva-predostavlyaemih-publichnih-uslug-k-voprosu-o-sravnitelnom-issledovanii-konstitucionno-pravovoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriko-arhivnij-voenno-memorialnij-centr-stranica-43.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-chtobi-stat-grazhdaninom-kosmosa-kniga-pervaya.html
  • college.bystrickaya.ru/14-formirovanie-domennoj-plavki-redakcionno-izdatelskogo-soveta-uralskogo-gosudarstvennogo-gornogo-universiteta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ufms-rossii-po-respublike-buryatiya-na-2012-god-i-planovij-period-2013-2015-g-g-ulan-ude-2012.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shel-tisyacha-vosemdesyat-shestoj-den-oboroni-zapolyarya-zdes-za-polyarnim-krugom-kak-soobshalos-v-svodkah-sovinformbyuro-v-seredine-leta-sorok-chetvertogo-goda-p-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-rechi-predmet-i-zadachi-discipini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-nacionalnij-medicinskij-universitet-imeni-n-i-pirogova-minzdravsocrazvitiya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.