.RU

Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг государственного образовательного учреждения Гимназии №1583 г. Москвы Москва, 2010 задачи библиотеки и медиатеки





«УТВЕЖДАЮ»

Директор ГОУ

Гимназии №1583

Дворянцева С.Е.


________________



Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг. государственного образовательного учреждения Гимназии № 1583 г. Москвы


Москва, 2010

ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ

Библиотеки:

1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3.Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники.

4. Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации.

Медиатеки:

  1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до учащихся, учителей, родителей, руководства школы.

  2. Выявление информационных потребностей и осуществление услуг по удовлетворению запросов пользователей (ученики, педагоги, администрация школы, родители) по доставке информации, о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях, педагогических новациях.

  3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитофонных записей и пр.).

  4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами района, города, области, по обмену информацией и накопление собственного (школьного) банка педагогической информации.

  5. Организация обучения пользователей (ученики, педагоги, родители) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

  6. Формирование основ информационной культуры учащихся.

  7. Повышение уровня информационной культуры педагогов.

  8. Содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.



 ^ БАЗИСНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ 

Библиотеки:

  1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.

  2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др.

  3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах школы.

  4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных носителях, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

  5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

  6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживания читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

  7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики школы и запросов читателей.

  8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

  9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

  10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

  11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования;

  12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

  13. Участие в работе городского библиотечно-информационного объединения, взаимодействие с библиотеками города – района с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

  14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

  15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

  16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

  17. Выполнение на договорной основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.

  18. Формирование библиотечного актива, привлечение учащихся к управлению библиотекой.

  19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

  20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

Медиатеки:

  1. Разработка, приобретение программного обеспечения, ауди- и видеоматериалов, слайдов.

  2. Создание банка информации, как основы единой школьной информационной сети.

  3. Создание информационных модулей на различных носителях.

  4. Обучение пользователей школьной медиатеки работе на компьютерах, видеотехнике, ТСО и ознакомление с методикой получения информации, хранящейся на различных носителях.

  5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации от медиатеки и других информационных центров.

  6. Создание условий для учащегося и учителя в получении информации о литературе, CD-дисках, аудио- и видеоносителях, слайдах через электронные каталоги.

  7. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий с использованием возможностей медиатеки, используя различные информационные средства обучения (компьютерный класс при индивидуальной и групповой форме работы, локальные компьютеры, кабинет ТСО).

  8. Объединение имеющихся методических описаний, обучающих программ, видео- и аудиозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

  9. Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительной работы с родителями, молодежью района.

  10. Создание условий учащимся, учителям, родителям и сотрудникам школы для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами.

  11. Проведение на базе библиотеки (медиатеки), диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

^ Принципы и приоритеты

Программа на 2010-2012 учебный год гимназической медиатеки/библиотеки основывается на следующих принципах:

Направления деятельности

^ Рабочие зоны

Медиатека/библиотека представлена следующими зонами:

Компьютерная зона - помещение, где учащиеся и учителя могут получить самостоятельно информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ, предполагает обучение пользователей  основам автоматизированного поиска информации.        

Видеотека, фона- и диатека - место для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, магнитофонными записями.

Читальный зал, помещение для хранения фонда книг, учебников,  периодической печати.

Компьютерная зона и читальный зал соединены в локальную сеть.

Оборудование медиатеки/библиотеки представлено фондом книг, учебников, принтером, компьютером, набором дисков.

Медиатека/библиотека предоставляет соответствующие условия для развития познавательной и творческой деятельности пользователей с широкой опорой на коммуникацию.

 

^ Информационно - библиотечное обслуживание

Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. В связи с изменением объёма и вида поступающих запросов, внедрением технических средств, включением в фонд новых видов документов изменяются традиционные и вводятся новые виды услуг: предоставление информации на электронных носителях, предоставления информации в постоянное пользование (ксерокопии или на различных носителях информации), предоставление ресурсов удаленных структур, услуги по формированию информационной культуры, электронная почта, справки с использованием электронных каталогов и картотек и др.

Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов (в том числе и цифровых носителей информации) или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании.

Информационное обслуживание - деятельность библиотеки направленная на обеспечение образовательного процесса в Гимназии как, в общем, так и в отдельности для каждого учащегося, учитывая их реальные возможности, склонности, интересы, возрастные психофизические особенности, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации  в своём образовании и самообразовании.

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

Система информационно-библиотечного обслуживания включает, таким образом, различные взаимодействующие подразделения, функционирующие в определённой зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление пользователям разнообразных  библиотечных услуг, форм и методов обслуживания.

^ Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости гимназической медиатеки/библиотеки.

Задачи информационно-библиотечного обслуживания:

1.  Обеспечение информацией образовательных процессов в Гимназии.

2.  Содействие самообразованию учащихся и педагогов.

Результатом решения этих задач должно стать качественное и полное удовлетворение запросов и потребностей пользователей. Реализация задач позволяет усилить роль библиотеки в среде образования, содействовать развитию общеобразовательных навыков  учащихся и навыков работы с информацией, а так же оказывать помощь педагогам в выполнении учебных программ.

^ Условия реализации программы развития медиатеки/библиотеки

 

Нормативно-правовая база

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми документами: положениями, правилами, инструкциями и т. п.



^ Научно-методические условия

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми программами, методическими рекомендациями по обучению учащихся основам информационной культуры.


^ Материально-техническое обеспечение

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях. Создание электронного каталога для успешной реализации программы.

Функциональные обязанности субъектов управления

^ Критерии эффективности реализации программы.

 

 Методы

Этапы реализации программы

 

Срок реализации проекта – 2 года.

 

 

^ Срок

исполнения

Содержание и формы работы

1 этап

Диагностико-аналитический сентябрь – декабрь 2010 г.

 

Разработка проекта развития « Гимназической медиатеки/библиотеки» на 2011-2012 гг.

Диагностика, анализ работы медиатеки/библиотеки.

Составление перспективного плана работы

на 2011 - 12 уч. г.

2 этап

Организационный январь - март 2011 г.

 Корректировка программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Составление нормативно-правовой документации медиатеки/библиотеки.

Разработка диагностических материалов.

3 этап

Практический

Март-май 2011

Внедрение скорректированной программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Внедрение системы диагностики, отслеживание промежуточных результатов.

Внесение корректив и изменений в концепцию

Освоение и внедрение новых информационных технологий, электронного каталога и картотек.

Повышение уровня квалификации кадров.

Материально-техническое оснащение медиатеки  (обновление и комплектование фондов, базы данных, технических средств).

4этап

Обобщающий

Сентябрь 2011-декабрь 2011 г.

Отслеживание,  корректировка и обобщение результатов программы развития.

Оформление промежуточных результатов, обобщение опыта работы.

5 этап

Заключительный

Январь – май 2012 г. 

Анализ полученных результатов, корректировка деятельности.



Список использованной литературы



Автор, название книги

1

Борисова О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: Учеб.-практич.пособие.-М.: ИПО «Профессия»: МГУК, 2002.- 223с.

2

Гост 7.0 - 99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - М.: 2000

3

Закон об образовании

4

Концепция модернизации образования

5

Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предостовляемые библиотеками и службами информации предприятий. - СПб.: Профессия, 2004. -304с. - (Серия «Библиотека»)  

 


punkt-programmi-soderzhanie-uchebnaya-programma-4-1-vvedenie-4-2-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-4.html
punkt22-povestki-dnyadoklad-globalnogo-ekologicheskogo-fonda-dokladchik-snezhana-prokich-serbiya.html
punkti-141-143-izmenit-sleduyushim-obrazom-v-dokladi-administrativnogoispolnitelnogo-komitetov.html
punktov-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-v-ramkah-provedeniya-edinogo-dnya-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-22-iyunya-2012-goda.html
punktuaciya-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp.html
purmal-ap-pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-ceppa-malin-misselden-man-plan-etoj-chasti-ot-istokov-do-platona-analiticheskie-dostizheniya-aristotelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mantri-dharani-mircha-eliade.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/433-molochnie-produkti-dlya-lechebnogo-i-dieticheskogo-pitaniya-detskogo-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispaniya-na-mirovom-turistskom-rinke-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-korrekcionno-vospitatelnaya-rabota-s-doshkolnikami-s-narusheniyami-intellekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-fizike-na-temu-zvukovie-volni-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-hirurgicheskoj-stomatologii-metodi-obezbolivaniya-v-hirurgicheskoj-stomatologii-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-44.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-uchebno-metodicheskogo-obrazovatelnogo-centra-na-2007-2008-uchebnij-god.html
  • student.bystrickaya.ru/15-20-povisheniya-nadezhnosti-raboti-oborudovaniya-na-10-15.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nelichnie-formi-glagola-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-nazvanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/institut-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-lekcii-chast-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-prinyatiya-reshenij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-avtor-programmi-v-v-podinovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/issledovanie-potrebitelej-i-obrazovanie-strategicheskih-polej-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-predpriyatiyami-rosproma-materinskie-iupravlyayushie-kompanii-obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-obshie-tvorcheskie-sposobnosti-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hochu-vas-vseh-poblagodarit-za-to-chto-nashli-vozmozhnost-i-vremya-i-priehali-na-etu-konferenciyu-geografiya-ochen-bolshaya-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-boris-akunin.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedaniya-edinoj-komissii-po-rassmotreniyu-i-ocenke-kotirovochnih-zayavok-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-ispolzovaniyu-buhgalter.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-k-biletam-po-fizike-9-klass-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/avram-v-egipte-preosvyashennejshij-veniamin-episkop-vladivostokskij-i-primorskij-professor-kandidat-bogosloviya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volya-do-zhittya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-posetit-dnevnoj-stacionar-otdeleniya-vosstanovitelnogo-lecheniya-shadrinskoj-gorodskoj-polikliniki-provesti-analiz-ambulatornih-kart-dnevnogo-stacionara.html
  • bystrickaya.ru/znachenie-igri-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vlast-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ohrane-truda-v-zagorodnih-detskih-ozdorovitelnih-lageryah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-spisok-bibliotek-imffpavlenkova-m-s-shekoldina-redaktor-l-s-vedernikova-kompyuternij-nabor-n-i-mimrina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kakaya-alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-rossii-budet-s-01012004-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-mazmnina-araj-kartalar.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-klub-mertvyakov.html
  • student.bystrickaya.ru/113-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-selskogo-hozyajstva-zemelnih-otnoshenij-lesopolzovaniya-prirodopolzovaniya-i-nedropolzovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-teoreticheskij-material-3-1-didaktika-nauka-ob-obuchenii-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-uchebno-metodicheskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-upravlenie-sistemoj-visshego-i-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.