.RU

Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг государственного образовательного учреждения Гимназии №1583 г. Москвы Москва, 2010 задачи библиотеки и медиатеки





«УТВЕЖДАЮ»

Директор ГОУ

Гимназии №1583

Дворянцева С.Е.


________________



Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг. государственного образовательного учреждения Гимназии № 1583 г. Москвы


Москва, 2010

ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ

Библиотеки:

1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3.Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники.

4. Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации.

Медиатеки:

  1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до учащихся, учителей, родителей, руководства школы.

  2. Выявление информационных потребностей и осуществление услуг по удовлетворению запросов пользователей (ученики, педагоги, администрация школы, родители) по доставке информации, о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях, педагогических новациях.

  3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитофонных записей и пр.).

  4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами района, города, области, по обмену информацией и накопление собственного (школьного) банка педагогической информации.

  5. Организация обучения пользователей (ученики, педагоги, родители) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

  6. Формирование основ информационной культуры учащихся.

  7. Повышение уровня информационной культуры педагогов.

  8. Содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.



 ^ БАЗИСНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ 

Библиотеки:

  1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.

  2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др.

  3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах школы.

  4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных носителях, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

  5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

  6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживания читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

  7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики школы и запросов читателей.

  8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

  9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

  10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

  11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования;

  12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

  13. Участие в работе городского библиотечно-информационного объединения, взаимодействие с библиотеками города – района с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

  14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

  15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

  16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

  17. Выполнение на договорной основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.

  18. Формирование библиотечного актива, привлечение учащихся к управлению библиотекой.

  19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

  20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

Медиатеки:

  1. Разработка, приобретение программного обеспечения, ауди- и видеоматериалов, слайдов.

  2. Создание банка информации, как основы единой школьной информационной сети.

  3. Создание информационных модулей на различных носителях.

  4. Обучение пользователей школьной медиатеки работе на компьютерах, видеотехнике, ТСО и ознакомление с методикой получения информации, хранящейся на различных носителях.

  5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации от медиатеки и других информационных центров.

  6. Создание условий для учащегося и учителя в получении информации о литературе, CD-дисках, аудио- и видеоносителях, слайдах через электронные каталоги.

  7. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий с использованием возможностей медиатеки, используя различные информационные средства обучения (компьютерный класс при индивидуальной и групповой форме работы, локальные компьютеры, кабинет ТСО).

  8. Объединение имеющихся методических описаний, обучающих программ, видео- и аудиозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

  9. Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительной работы с родителями, молодежью района.

  10. Создание условий учащимся, учителям, родителям и сотрудникам школы для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами.

  11. Проведение на базе библиотеки (медиатеки), диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

^ Принципы и приоритеты

Программа на 2010-2012 учебный год гимназической медиатеки/библиотеки основывается на следующих принципах:

Направления деятельности

^ Рабочие зоны

Медиатека/библиотека представлена следующими зонами:

Компьютерная зона - помещение, где учащиеся и учителя могут получить самостоятельно информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ, предполагает обучение пользователей  основам автоматизированного поиска информации.        

Видеотека, фона- и диатека - место для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, магнитофонными записями.

Читальный зал, помещение для хранения фонда книг, учебников,  периодической печати.

Компьютерная зона и читальный зал соединены в локальную сеть.

Оборудование медиатеки/библиотеки представлено фондом книг, учебников, принтером, компьютером, набором дисков.

Медиатека/библиотека предоставляет соответствующие условия для развития познавательной и творческой деятельности пользователей с широкой опорой на коммуникацию.

 

^ Информационно - библиотечное обслуживание

Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. В связи с изменением объёма и вида поступающих запросов, внедрением технических средств, включением в фонд новых видов документов изменяются традиционные и вводятся новые виды услуг: предоставление информации на электронных носителях, предоставления информации в постоянное пользование (ксерокопии или на различных носителях информации), предоставление ресурсов удаленных структур, услуги по формированию информационной культуры, электронная почта, справки с использованием электронных каталогов и картотек и др.

Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов (в том числе и цифровых носителей информации) или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании.

Информационное обслуживание - деятельность библиотеки направленная на обеспечение образовательного процесса в Гимназии как, в общем, так и в отдельности для каждого учащегося, учитывая их реальные возможности, склонности, интересы, возрастные психофизические особенности, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации  в своём образовании и самообразовании.

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

Система информационно-библиотечного обслуживания включает, таким образом, различные взаимодействующие подразделения, функционирующие в определённой зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление пользователям разнообразных  библиотечных услуг, форм и методов обслуживания.

^ Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости гимназической медиатеки/библиотеки.

Задачи информационно-библиотечного обслуживания:

1.  Обеспечение информацией образовательных процессов в Гимназии.

2.  Содействие самообразованию учащихся и педагогов.

Результатом решения этих задач должно стать качественное и полное удовлетворение запросов и потребностей пользователей. Реализация задач позволяет усилить роль библиотеки в среде образования, содействовать развитию общеобразовательных навыков  учащихся и навыков работы с информацией, а так же оказывать помощь педагогам в выполнении учебных программ.

^ Условия реализации программы развития медиатеки/библиотеки

 

Нормативно-правовая база

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми документами: положениями, правилами, инструкциями и т. п.



^ Научно-методические условия

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми программами, методическими рекомендациями по обучению учащихся основам информационной культуры.


^ Материально-техническое обеспечение

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях. Создание электронного каталога для успешной реализации программы.

Функциональные обязанности субъектов управления

^ Критерии эффективности реализации программы.

 

 Методы

Этапы реализации программы

 

Срок реализации проекта – 2 года.

 

 

^ Срок

исполнения

Содержание и формы работы

1 этап

Диагностико-аналитический сентябрь – декабрь 2010 г.

 

Разработка проекта развития « Гимназической медиатеки/библиотеки» на 2011-2012 гг.

Диагностика, анализ работы медиатеки/библиотеки.

Составление перспективного плана работы

на 2011 - 12 уч. г.

2 этап

Организационный январь - март 2011 г.

 Корректировка программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Составление нормативно-правовой документации медиатеки/библиотеки.

Разработка диагностических материалов.

3 этап

Практический

Март-май 2011

Внедрение скорректированной программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Внедрение системы диагностики, отслеживание промежуточных результатов.

Внесение корректив и изменений в концепцию

Освоение и внедрение новых информационных технологий, электронного каталога и картотек.

Повышение уровня квалификации кадров.

Материально-техническое оснащение медиатеки  (обновление и комплектование фондов, базы данных, технических средств).

4этап

Обобщающий

Сентябрь 2011-декабрь 2011 г.

Отслеживание,  корректировка и обобщение результатов программы развития.

Оформление промежуточных результатов, обобщение опыта работы.

5 этап

Заключительный

Январь – май 2012 г. 

Анализ полученных результатов, корректировка деятельности.



Список использованной литературы



Автор, название книги

1

Борисова О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: Учеб.-практич.пособие.-М.: ИПО «Профессия»: МГУК, 2002.- 223с.

2

Гост 7.0 - 99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - М.: 2000

3

Закон об образовании

4

Концепция модернизации образования

5

Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предостовляемые библиотеками и службами информации предприятий. - СПб.: Профессия, 2004. -304с. - (Серия «Библиотека»)  

 


punkt-programmi-soderzhanie-uchebnaya-programma-4-1-vvedenie-4-2-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-4.html
punkt22-povestki-dnyadoklad-globalnogo-ekologicheskogo-fonda-dokladchik-snezhana-prokich-serbiya.html
punkti-141-143-izmenit-sleduyushim-obrazom-v-dokladi-administrativnogoispolnitelnogo-komitetov.html
punktov-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-v-ramkah-provedeniya-edinogo-dnya-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-22-iyunya-2012-goda.html
punktuaciya-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp.html
purmal-ap-pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prezidentskaya-vlast.html
  • control.bystrickaya.ru/e-1-e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zashita-informacii-po-vibroakusticheskomu-kanalu-utechki-informacii-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-prirodnih-vod-s-ispolzovaniem-ise.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-zayavki-dlya-uchastiya-v-konferencii-oformlyaetsya-na-russkom-ili-anglijskom-yazike-vzayavke-dolzhni-bit-ukazani.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gruppi-priema-2011-goda-nachali-obuchenie-po-fgos-3-pokoleniya-publichnij-doklad.html
  • nauka.bystrickaya.ru/visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-u-razdelnogo-pitaniya-est-istoriya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-desyataya-na-devyanosto-devyat-i-devyat-desyatih-procenta-ya-bila-uverenna-chto-splyu-yabila-tak-uverena-v-etom.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-kursa-prednaznachennogo-dlya-studentov-kazahstan-uchrezhdenie-innovacionnij-evrazijskij-universitet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-specialnosti-10-02-04-germanskie-yaziki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-tipovaya-rezolyuciya-mitinga-broshyura-kak-zashitit-svoi-prava-pri-novom-zhilishnom-kodekse-obnovlennij.html
  • report.bystrickaya.ru/i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-ezhekvartalnij-otchet-razmeshen-na-korporativnom.html
  • school.bystrickaya.ru/chast-stati-kurs-lekcij-tallinn-2008-yuzef-livshic-primenenie-nakazaniya-za-prestuplenie-kurs-lekcij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotacii-statej-zhurnala-12008.html
  • writing.bystrickaya.ru/fizicheskie-lica-kak-subekti-grazhdanskih-pravootnoshenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-rodosa-kogda-naletel-shtorm-podhvachennie-techeniem-oni-v-konce-koncov-okazalis-na-pochti-neobitaemom-skalistom-ostrove-antikitira-raspolozhennom-severo-zapad-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/innovatika-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-ulyanovskoj-oblasti-annotirovannij-katalog-vipusk-11-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-sessii-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/82-rol-ssudnogo-procenta-v-destabilizacii-mirovogo-hozyajstva-i-finansovih-rinkov.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyat-sposobnost-izucheniya-kniga-posvyashaetsya-svetloj-pamyati-moego-otca-i-materi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/solnechnaya-atmosfera.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-belarus-brestskaya-oblast-lyahovichskij-r-n-d-sherbovo-tel-016333-32-48.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-promezhutochnoj-attestacii-po-discipline-upravlenie-personalom.html
  • writing.bystrickaya.ru/31-nizkourovnevoe-po-kontrollera-ask-lab-diplomnaya-rabota.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nekotorie-aspekti-fenomena-gostepriimstva-v-russkoj-i-bretonskoj-tradiciyah-xix-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-pedagogicheskij-analiz-uchebnogo-processa-s-igra-v-sisteme-sredstv-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-4-lichnostno.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhivnij-otdel-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-g-bratska-fonda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-uchet-arendnih-otnoshenij-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovka-bakalavra.html
  • crib.bystrickaya.ru/institut-vneshneekonomicheskih-svyazej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-batirevskogo-rajona-vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63materialni-aktivi-analiz-ekologichna-ocenka-na-proekt-na-plan-za-upravlenie-na-rechnite-basejni-v-dunavski-rajon.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-obrazovatelnaya-programma-vneurochnaya-deyatelnost-uchashihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-aktualnost-programmi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-svedeniya-ob-uchastii-v-konkursah-vistavkah-i-dr-meropriyatiyah-v-sfere-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-kollektiv-uchrezhdeniya-otdelnie-sotrudniki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-9-struktura-upotrebleniya-psihoaktivnih-veshestv-uchashimisya-v-uchebnih-zavedeniyah-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.