Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг государственного образовательного учреждения Гимназии №1583 г. Москвы Москва, 2010 задачи библиотеки и медиатеки
.RU

Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг государственного образовательного учреждения Гимназии №1583 г. Москвы Москва, 2010 задачи библиотеки и медиатеки





«УТВЕЖДАЮ»

Директор ГОУ

Гимназии №1583

Дворянцева С.Е.


________________



Программа развития структурного подразделения медиатеки/библиотеки на 2010-2012 гг. государственного образовательного учреждения Гимназии № 1583 г. Москвы


Москва, 2010

ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ

Библиотеки:

1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3.Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники.

4. Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации.

Медиатеки:

  1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до учащихся, учителей, родителей, руководства школы.

  2. Выявление информационных потребностей и осуществление услуг по удовлетворению запросов пользователей (ученики, педагоги, администрация школы, родители) по доставке информации, о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях, педагогических новациях.

  3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитофонных записей и пр.).

  4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами района, города, области, по обмену информацией и накопление собственного (школьного) банка педагогической информации.

  5. Организация обучения пользователей (ученики, педагоги, родители) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

  6. Формирование основ информационной культуры учащихся.

  7. Повышение уровня информационной культуры педагогов.

  8. Содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.



 ^ БАЗИСНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ 

Библиотеки:

  1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.

  2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др.

  3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах школы.

  4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных носителях, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

  5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

  6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживания читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

  7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики школы и запросов читателей.

  8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

  9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

  10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

  11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования;

  12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

  13. Участие в работе городского библиотечно-информационного объединения, взаимодействие с библиотеками города – района с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

  14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

  15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

  16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

  17. Выполнение на договорной основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.

  18. Формирование библиотечного актива, привлечение учащихся к управлению библиотекой.

  19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

  20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

Медиатеки:

  1. Разработка, приобретение программного обеспечения, ауди- и видеоматериалов, слайдов.

  2. Создание банка информации, как основы единой школьной информационной сети.

  3. Создание информационных модулей на различных носителях.

  4. Обучение пользователей школьной медиатеки работе на компьютерах, видеотехнике, ТСО и ознакомление с методикой получения информации, хранящейся на различных носителях.

  5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации от медиатеки и других информационных центров.

  6. Создание условий для учащегося и учителя в получении информации о литературе, CD-дисках, аудио- и видеоносителях, слайдах через электронные каталоги.

  7. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий с использованием возможностей медиатеки, используя различные информационные средства обучения (компьютерный класс при индивидуальной и групповой форме работы, локальные компьютеры, кабинет ТСО).

  8. Объединение имеющихся методических описаний, обучающих программ, видео- и аудиозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

  9. Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительной работы с родителями, молодежью района.

  10. Создание условий учащимся, учителям, родителям и сотрудникам школы для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами.

  11. Проведение на базе библиотеки (медиатеки), диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

^ Принципы и приоритеты

Программа на 2010-2012 учебный год гимназической медиатеки/библиотеки основывается на следующих принципах:

Направления деятельности

^ Рабочие зоны

Медиатека/библиотека представлена следующими зонами:

Компьютерная зона - помещение, где учащиеся и учителя могут получить самостоятельно информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ, предполагает обучение пользователей  основам автоматизированного поиска информации.        

Видеотека, фона- и диатека - место для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, магнитофонными записями.

Читальный зал, помещение для хранения фонда книг, учебников,  периодической печати.

Компьютерная зона и читальный зал соединены в локальную сеть.

Оборудование медиатеки/библиотеки представлено фондом книг, учебников, принтером, компьютером, набором дисков.

Медиатека/библиотека предоставляет соответствующие условия для развития познавательной и творческой деятельности пользователей с широкой опорой на коммуникацию.

 

^ Информационно - библиотечное обслуживание

Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. В связи с изменением объёма и вида поступающих запросов, внедрением технических средств, включением в фонд новых видов документов изменяются традиционные и вводятся новые виды услуг: предоставление информации на электронных носителях, предоставления информации в постоянное пользование (ксерокопии или на различных носителях информации), предоставление ресурсов удаленных структур, услуги по формированию информационной культуры, электронная почта, справки с использованием электронных каталогов и картотек и др.

Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов (в том числе и цифровых носителей информации) или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании.

Информационное обслуживание - деятельность библиотеки направленная на обеспечение образовательного процесса в Гимназии как, в общем, так и в отдельности для каждого учащегося, учитывая их реальные возможности, склонности, интересы, возрастные психофизические особенности, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации  в своём образовании и самообразовании.

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

Система информационно-библиотечного обслуживания включает, таким образом, различные взаимодействующие подразделения, функционирующие в определённой зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление пользователям разнообразных  библиотечных услуг, форм и методов обслуживания.

^ Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости гимназической медиатеки/библиотеки.

Задачи информационно-библиотечного обслуживания:

1.  Обеспечение информацией образовательных процессов в Гимназии.

2.  Содействие самообразованию учащихся и педагогов.

Результатом решения этих задач должно стать качественное и полное удовлетворение запросов и потребностей пользователей. Реализация задач позволяет усилить роль библиотеки в среде образования, содействовать развитию общеобразовательных навыков  учащихся и навыков работы с информацией, а так же оказывать помощь педагогам в выполнении учебных программ.

^ Условия реализации программы развития медиатеки/библиотеки

 

Нормативно-правовая база

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми документами: положениями, правилами, инструкциями и т. п.



^ Научно-методические условия

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми программами, методическими рекомендациями по обучению учащихся основам информационной культуры.


^ Материально-техническое обеспечение

Цель: Обеспечение медиатеки/библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях. Создание электронного каталога для успешной реализации программы.

Функциональные обязанности субъектов управления

^ Критерии эффективности реализации программы.

 

 Методы

Этапы реализации программы

 

Срок реализации проекта – 2 года.

 

 

^ Срок

исполнения

Содержание и формы работы

1 этап

Диагностико-аналитический сентябрь – декабрь 2010 г.

 

Разработка проекта развития « Гимназической медиатеки/библиотеки» на 2011-2012 гг.

Диагностика, анализ работы медиатеки/библиотеки.

Составление перспективного плана работы

на 2011 - 12 уч. г.

2 этап

Организационный январь - март 2011 г.

 Корректировка программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Составление нормативно-правовой документации медиатеки/библиотеки.

Разработка диагностических материалов.

3 этап

Практический

Март-май 2011

Внедрение скорректированной программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Внедрение системы диагностики, отслеживание промежуточных результатов.

Внесение корректив и изменений в концепцию

Освоение и внедрение новых информационных технологий, электронного каталога и картотек.

Повышение уровня квалификации кадров.

Материально-техническое оснащение медиатеки  (обновление и комплектование фондов, базы данных, технических средств).

4этап

Обобщающий

Сентябрь 2011-декабрь 2011 г.

Отслеживание,  корректировка и обобщение результатов программы развития.

Оформление промежуточных результатов, обобщение опыта работы.

5 этап

Заключительный

Январь – май 2012 г. 

Анализ полученных результатов, корректировка деятельности.



Список использованной литературы



Автор, название книги

1

Борисова О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: Учеб.-практич.пособие.-М.: ИПО «Профессия»: МГУК, 2002.- 223с.

2

Гост 7.0 - 99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - М.: 2000

3

Закон об образовании

4

Концепция модернизации образования

5

Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предостовляемые библиотеками и службами информации предприятий. - СПб.: Профессия, 2004. -304с. - (Серия «Библиотека»)  

 


punkt-programmi-soderzhanie-uchebnaya-programma-4-1-vvedenie-4-2-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-4.html
punkt22-povestki-dnyadoklad-globalnogo-ekologicheskogo-fonda-dokladchik-snezhana-prokich-serbiya.html
punkti-141-143-izmenit-sleduyushim-obrazom-v-dokladi-administrativnogoispolnitelnogo-komitetov.html
punktov-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-v-ramkah-provedeniya-edinogo-dnya-okazaniya-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-22-iyunya-2012-goda.html
punktuaciya-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp.html
purmal-ap-pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • thesis.bystrickaya.ru/profilnaya-napravlennost-teoriya-perevoda-i-mezhkulturnayamezhyazikovaya-kommunikaciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izuchenie-aspektov-vliyaniya-interneta-na-polzovatelej-vklyuchaet-v-sebya-i-issledovanie-polovih-razlichij-kotorie-proyavlyayutsya-pri-internet-zavisimosti-i-internet-obshenii.html
  • college.bystrickaya.ru/25-naselenie-literatura-i-nauka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatij-itarnij-nauchnij-fond-trudi-vserossijskogo-filosofskogo-seminara-molodih-uchenih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-isaakovich-ostrovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoricheskij-opit-privlecheniya-inostrannogo-kapitala-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoe-uprazhnenie-literatura-208.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-en-v-12-osnovi-matematicheskogo-modelirovaniya-dlya-specialnosti-130501-proektirovanie-sooruzhenie-i-ekspluataciya-gazonefteprovodov-i-gazoneftehranilish.html
  • school.bystrickaya.ru/m-i-panasyuk-2008-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-fizika-i-biofizika-dlya-specialnosti-060108-farmaciya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-belarus-ob-oruzhii.html
  • studies.bystrickaya.ru/dve-formuli-brehta-igra-v-associacii-15-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • school.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-akcii-marsh-parkov-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sleduyushaya-faza-perevod-s-bobrova-i-m-bogoslovskoj-poln-sobr-pes-v-6-i-t-t-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vvedenie-140004-rossiya-moskovskaya-oblast-g-lyuberci-pos-vugi-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • essay.bystrickaya.ru/diastaz-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-fotokonkurse-skazka-iz-brusnikino-obshie-polozheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shmakova-k-v-deviantnoe-povedenie-podrostkov-fgou-vpo-volgogradskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-nauchnij-rukovoditel-k-psihol-n-v-v-krutova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-stratifikaciya-lekciya-voprosi-razvitie-idej-stratifikacii-socialnaya-stratifikaciya-i-socialnaya-differenciaciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-kriteriev-ocenki-kreditosposobnosti-predpriyatij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhivoe-zerkalo-v-dvuh-knigah.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-vedeniya-pacientov-so-slyunno-kamennoj-boleznyu-pri-patologii-shitovidnoj-zhelezi.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-oformlenie-raschyotno-poyasnitelnoj-zapiski-sborochnogo-chertezha-i-specifikacii-zubchatogo-mehanizma.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-bazovomu-urovnyu-shkoli-gornogo-turizma-organizaciya-i-provedenie-gornih-sportivnih-pohodov-sp-pravila-organizacii-i-provedeniya-sp.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8500-izdeliya-shvejnie-ob-utverzhdenii-edinogo-perechnya-produkcii-podlezhashej-obyazatelnoj-sertifikacii-i-edinogo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-bred-stajger.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-22-23-sentyabrya-2011-goda-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-im-i-i-polzunova-2011.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-usluga-predsedatel-pravitelstva-respubliki-dagestan-sh-zajnalov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-normativi-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2003-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nashi-stanovyatsya-obshimi-izvestiya-aleksandra-beluza-22072008-132-str-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-anish-ahperdinskoj-smb-za-2014-god-tvorchesko-proizvodstvennaya-deyatelnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.