.RU

Программа «Развитие диалога власти и гражданского общества» Информационно-консультационный центр




Программа «Развитие диалога власти и гражданского общества»

Информационно-консультационный центр


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР

(август 2005 г.)


Тема обзора: Доклад Альваро Хиль-Роблеса, Комиссара по правам человека, о его визите в Российскую Федерацию с 15 по 30 июля 2004 года и с 19 по 29 сентября 2004 года


КОМИССАР СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА


Предложение о создании института Комиссара Совета Европы по правам человека было первоначально одобрено на встрече Глав государств и правительств, состоявшейся в октябре 1997 г. в Страсбурге. Целью создания этого независимого института является как реализация концепции прав человека, так и обеспечение эффективного уважения и полного соблюдения этих прав в государствах-членах Совета Европы.

Резолюция о создании поста Комиссара и его мандат были одобрены на 104м заседании Комитета Министров (6-7 мая 1999 г., Будапешт) после соответствующих дебатов в рамках Парламентской Ассамблеи.


^ Цели и направления деятельности


Главными целями деятельности Комиссара по правам человека являются:

-содействие воспитанию в духе соблюдения прав человека и популяризации этих прав в государствах-членах;

-обнаружение возможных пробелов в законодательстве и практике государств-членов на предмет их соответствия общепризнанным стандартам в области прав человека;

-оказание содействия по эффективному контролю за полным выполнением прав человека, как они зафиксированы в различных правовых документах Совета Европы.

Для реализации данных целей Комиссар может вступать в прямые контакты с правительствами государств-членов Совета Европы, которые должны всячески помогать Комиссару при исполнении его функций как независимого и эффективного института.

Комиссар

-дает рекомендации и предоставляет Комитету Министров информацию в области защиты прав человека и предупреждения их нарушения;

-поддерживает деятельность всех национальных структур, действующих в сфере «прав человека», национальных омбудсменов или аналогичных институтов, а также активно сотрудничает с ними;

-взаимодействует с международными организациями в целях содействия защите прав человека для избежания ненужного дублирования их деятельности.

Комиссар может также публиковать рекомендации и доклады по любым вопросам, входящим в его компетенцию.

Комиссар представляет на рассмотрение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы ежегодный отчет о своей деятельности и учитывает точку зрения этих органов Совета в отношении своей деятельности.

Комиссар выполняет свои функции с учетом полной независимости и беспристрастности. Одновременно он должен уважать компетенцию различных высших органов, учрежденных под эгидой Европейской конвенции о правах человека или под эгидой других правозащитных инструментов Совета Европы.

Комиссар дает ответы в той форме, в какой он сочтет нужным, на запросы Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи в рамках его задач по обеспечению стандартов в области прав человека в странах-членах Совета Европы.


Институт Комиссара не является правовым инструментом и поэтому не занимается рассмотрением жалоб отдельных лиц в случае нарушения их прав. Поэтому он не может удовлетворить просьбы о передаче жалоб, поступающих от отдельных граждан, ни на рассмотрение национальных или международных судов, ни на рассмотрение национальных судебных органов других государств-членов Совета Европы. Тем не менее, он может делать заключения и проявлять инициативу в этой области, если жалобы содержат информацию общего характера о нарушениях прав отдельных лиц.

В рамках своего мандата и компетенции Комиссар может заниматься рассмотрением ex officio любого вопроса. Хотя Комиссар не может отвечать на индивидуальные жалобы в сфере соблюдения прав человека, в его компетенции входит рассмотрение любой информации, касающейся общей ситуации в области прав человека в государствах-членах Совета Европы в соответствии с правовыми документами самой организации. Эта информация и запросы могут быть адресованы Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или другими аналогичными институтами, а также отдельными лицами и организациями.


^ Избрание Комиссара


Комиссар по правам человека избирается Парламентской Ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка трех кандидатов, представляемым Комитетом Министров. Комиссар избирается на шесть лет без права его переизбрания на второй срок. Кандидаты на этот пост должны иметь гражданство одного из государств-членов Совета Европы и обладать общепризнанным опытом деятельности в сфере защиты прав человека.





Первым Комиссаром Совета Европы по правам человека стал представитель Испании Альваро Хиль-Роблес, который был избран на этот пост Парламентской Ассамблеей в сентябре 1999 года.





^ ДОКЛАД КОМИССАРА

О ВИЗИТЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Доклад написан по личным впечатлениям, полученным г-ном Альваро Хиль-Роблесом во время поездки по России в 2004 году, а также по информации неправительственных организаций и официальным данным. Доклад был опубликован в апреле 2005 года и адресован Комитету Министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы. Он может служить примером пристального внимания к судьбам различных групп населения в России и личной заинтересованности и включенности в ситуацию.

Альваро Хиль-Роблес хотел подготовить такой доклад по правам человека в России, рекомендации которого помогли бы в решении российских проблем. "Мы, работая над докладом, думали прежде всего о гражданах России и о правительстве, которое будет работать над этим докладом. Мы хотели бы, чтобы рекомендации, выраженные в докладе, стали позитивным элементом для всех граждан России", - говорит Хиль-Роблес.

^ География визита

Визит Комиссара был сосредоточен на провинции. В течение 28 дней удалось посетить субъекты федерации шести федеральных округов, в том числе: Хабаровский край, Иркутскую область, Свердловскую область, Татарстан, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край и Чеченскую Республику.

Во время визита состоялось много встреч с представителями органов власти, гражданского общества, профсоюзов, а также с руководителями религиозных организаций. Было посещено очень много самых разнообразных мест, в том числе места лишения свободы, учреждения правоохранительных органов, детские дома, дома престарелых, больницы, школы и общественно-культурные учреждения.


^ Содержание доклада

В докладе рассматриваются большой перечень аспектов, связанных с правами человека в России, которые сгруппированы в следующую структуру:

^ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ


^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И РЕФОРМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ


^ ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ


^ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ И МИГРАНТОВ


^ ПРОБЛЕМЫ КСЕНОФОБИИ И РАСИЗМА


^ СИТУАЦИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ


^ СВОБОДА РЕЛИГИИ


СВОБОДА ПРЕССЫ


^ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


^ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ


^ ВНЕСУДЕБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА



^ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Полный текст Доклада см. в Приложении 1.


Последний раздел Доклада «Выводы и рекомендации» представляет особую ценность, поскольку содержит конструктивные предложения о том, как изменить в лучшую сторону ситуацию с правами человека в России. Комиссар считает необходимым приветствовать предпринимаемые усилия, но при этом подчеркивает, что некоторые реформы не были завершены и что имеется еще немало проблем в их реализации. Для того, чтобы помочь российским властям решить их как можно быстрее, Комиссар рекомендует:


^ 1. В области правосудия и ситуации в правоохранительных органах:


-Продолжать начатую судебную реформу и увеличивать финансовые и материальные усилия в поддержку юридических профессий и судов;

-Сократить сроки вынесения судебных решений, в том числе путем набора дополнительных судей;

-Способствовать реформе вспомогательных профессий правосудия, которые, как об этом свидетельствует пример судебных приставов и адвокатов, повышают эффективность системы правосудия.

-Усилить независимость системы правосудия и судей, в частности, через принятие конкретных сильных мер, направленных на четкое разграничение между исполнительной и судебной властями.

-Обеспечивать более высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников системы правосудия и распространять среди российских граждан более полную информацию о реформе, для того чтобы добиться доверия к правосудию и изменить к нему отношение людей.

-Улучшить условия содержания в различных учреждениях лишения свободы;

-Обеспечивать основные потребности находящихся под стражей лиц, улучшая санитарные условия, качество и количество еды, предоставляя тем заключенным, которые этого пожелают, возможность трудовой деятельности;

-Облегчать свидания между родственниками и заключенными в СИЗО;

-Улучшить и модернизировать медицинское обслуживание в СИЗО и в колониях, и обеспечить медицинские отделения необходимым оборудованием для борьбы с болезнями, в первую очередь с туберкулезом и СПИДом.

-Провести ремонт или реконструировать старые здания тюрем, в частности, изоляторы временного содержания (СИЗО).

-Развивать процедуру содержания под стражей и содержания в ИВС и ввести регулярный медицинский осмотр при поступлении, а затем при выходе лиц из учреждений лишения свободы;

-Поощрять альтернативные меры в отношении заключения под стражу.

-Вести решительную борьбу с насилием и жестоким обращением со стороны милиции;

-Обеспечить хорошую подготовку сотрудников правоохранительных органов;

-Повысить зарплату милиционерам;

-Обеспечить их необходимым оборудованием для выполнения своих обязанностей;

-Формировать их положительный образ в российском обществе.

-Устранить любую вероятность коллизии между законом № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-следственной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом.

-Твердо и решительно бороться с коррупцией, которая царит в целом ряде областей государственного управления.


^ 2. В области защиты национальных меньшинств и борьбы с ксенофобией:


-Продолжать усилия по обеспечению прав меньшинств;

-Развивать образование на национальном языке и для этого удовлетворять потребности школ в педагогических материалах, учебниках и обеспечивать профессиональную подготовку учителей.

-Рассмотреть возможность распространить законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока на те меньшинства, которые насчитывают более 50000 человек и которые исключены из сферы действия этого законодательства в силу своей численности.

-Следить за полным выполнением соглашений, подписанных между представителями малочисленных коренных народов Севера и нефтяными компаниями.

-Усилить борьбу с ксенофобией, антисемитизмом и всеми другими формами расизма;

-Ужесточить наказания в отношении тех, кто совершает преступления ксенофобного, антисемитского или расистского характера;

-Строго наказывать политических руководителей, которые распространяют заявления расистского, антисемитского и ксенофобного толка;

-Активно бороться с практикой представителей органов местных самоуправления, которые осуществляют дискриминационные действия в отношении лиц, принадлежащих к определенным категориям (выходцы с Кавказа, мигранты…)

-Найти юридические и политические решения в отношении ситуации иностранцев, на протяжении многих лет проживающих в России и интегрированных в российское общество, для того чтобы создать для этих лиц правовые рамки жизни и бороться с нелегальной занятостью.

-Соблюдать права лиц, обращающихся с просьбой об убежище и особенно лиц при их высылке за границу;

-Улучшать условия содержания иностранцев, находящихся в центрах административного лишения свободы.

-Совершенствовать законодательство с целью упрощения порядка выдачи и правового урегулирования в отношении миграционной карты.

-В срочном порядке найти решение ситуации, касающейся лиц без гражданства, бывших советских граждан, которые могут претендовать на российское гражданство, а также для тех, которые по различным причинам не смогли получить гражданство в момент вступления в силу первого Закона О гражданстве от 1991 года;

-Ускорить и создать единообразные условия для процедуры получения гражданства;

-Бороться с практикой некоторых региональных или местных органов власти, которые искаженным образом толкуют законы.

-Положить конец практике властей Краснодарского края в отношении турок-месхетинцев и применять действующее законодательство;

-Найти глобальное решение тем проблемам, с которыми сталкиваются турки-месхетинцы в Краснодарском крае.


^ 3. О положении в Чеченской Республике:


-Активно бороться с такими преступлениями, как исчезновение людей в Чеченской Республике;

-Проводить эффективные расследования для выяснения обстоятельств преступлений, выявлять совершивших их лиц и привлекать их к суду;

-Положить конец операциям по «зачисткам» и ночным рейдам, которые приводят к сохранению атмосферы отсутствия безопасности.

-Начать и поддерживать процесс экономического восстановления Республики, для того чтобы обеспечить мир и постепенное возрождение разрушенной экономики;

-Бороться с фактами коррупции, которые, судя по всему, весьма распространены в Чеченской Республике, для того чтобы установить отношения доверия между чеченским населением и местной администрацией.

-Содействовать, по мере возможности, необходимой работе по примирению, которая должна идти в самом чеченском обществе;

-Реабилитировать в российском обществе образ чеченцев и выходцев с Кавказа в целом.


^ 4. О вопросах, связанных с реальным соблюдением прав человека в вооруженных силах:


-Улучшить условия жизни офицеров и рядовых военнослужащих;

-Следить за качеством питания во всех подразделениях вооруженных сил;

-Модернизировать и оборудовать медицинские службы в армии и обеспечить регулярный доступ к медицинскому обслуживанию для всех военнослужащих.

-Активно бороться против «дедовщины» и практики рабского использования военнослужащих;

-Предусмотреть серьезные наказания в отношении тех, кто осуществляет подобную практику.

-Соблюдать право на реальную альтернативную службу, как это предусмотрено статьей 59 Конституции.


^ 5. В области свободы слова:


-Гарантировать свободу прессы и свободу выражения собственного мнения, сохранив без изменений Закон о СМИ от 1991 года;

-Борьба с терроризмом не должна приводить к ограничению свободы слова в СМИ.


^ 6. В социальной сфере и в сфере защиты уязвимых групп:


-Срочным образом решать проблемы, возникшие в связи с реформой здравоохранения;

-Обеспечить более полную оплату лекарств, для того чтобы самые малоимущие имели к ним доступ;

-Ускорить ремонтные работы и модернизацию больниц, снабдив их новым современным оборудованием;

-Бороться с практикой некоторых учреждений, отказывающихся оказывать бесплатные услуги, несмотря на их прямую обязанность.

-Соблюдать обязательства в отношении прямых и косвенных жертв Чернобыльской катастрофы;

-В полной мере финансировать проекты по оказанию медицинской и материальной помощи пострадавшим лицам;

-Финансировать программы реабилитации пострадавших территорий.

-Активно бороться против насилия в отношении женщин, особенно в контексте бытового насилия;

-Создать для женщин – жертв избиений, специальные структуры для размещения, что могло бы помочь жертвам подать жалобу;

-Вести разъяснительную работу в правоохранительных органах и среди представителей судебной системы.

-Продолжать усилия по борьбе с торговлей людьми;

-Принять закон, который бы дал юридическую основу для борьбы с торговлей людьми и позволил бы вести такую борьбу более эффективно.

-Срочно рассмотреть проблемы, связанные с беспризорными детьми;

-Ликвидировать несоответствия между федеральными и региональными законодательством, что мешает продвижению вперед в этой области;

-Разграничить полномочия и финансировать программы, предусмотренные законом.

-Найти срочные решения касательно положения пенсионеров, которые в большинстве своем переживают сильное обнищание.

-Рассмотреть возможность вступления Российской Федерации в Банк развития Совета Европы.


^ 7. Об органах защиты прав человека:


-Принять, в условиях развития института региональных Уполномоченных, рамочный закон, который бы содержал более точное определение общих полномочий и обеспечивал единообразие этого института.

-Продолжать и развивать диалог и сотрудничество с гражданским обществом, и в частности, с неправительственными организациями.


^ МНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ О ДОКЛАДЕ


"Хочу заверить, что мы внимательно отнесемся к выводам, которые были сделаны вами с коллегами, и в ближайшие два года будем напряженно работать над тем, чтобы не просто отреагировать, а изменить ситуацию по некоторым направлениям деятельности, которой вы занимаетесь", - сказал Президент РФ В.В.Путин на встрече с Хиль-Роблесом. "По нашей оценке, это не просто объемный, но в отдельных местах достаточно жесткий документ. Но, на мой взгляд, довольно объективный", - отметил Путин. "Я достаточно внимательно ознакомился с этим документом. Мне приятно, что вы отметили и прогресс, который был сделан Россией за последние 10-15 лет", - сказал Президент. "Но, конечно, есть и вопросы, на которые мы должны обратить особое внимание", - заметил он. По словам Путина, и сам Альваро Хиль-Роблес в ходе предыдущей встречи год назад мог отметить, что руководство страны "весьма критично подходит к тем проблемам, которые считает реально существующими в стране".

Для реализации рекомендаций, высказанных Комиссаром, Президент РФ поручил Совету при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, который возглавляет Э.Панфилова, разработать соответствующий план действий, который в настоящее время находится в стадии принятии (см. в Приложении 2) .


РЕКОМЕНДАЦИИ


1. Рекомендуем ознакомиться с Докладом Комиссара, а также рекомендовать его для прочтения всем гражданским организациям региона. Особенно это касается тех регионов, по итогам посещения которых был подготовлен Доклад, а именно: Хабаровский край, Иркутская область, Свердловская область, Татарстан, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край и Чеченская Республика.

2. Структура доклада, подходы, которые был использованы Комиссаром для анализа ситуации с правами человека, могут быть использованы гражданскими организациями других регионов России. Представляется, что гражданские организации этих регионов могут повести аналогичный мониторинг если не по всем разделам доклада, то хотя бы по некоторым из них, а также подготовить соответствующие доклады.

В частности, в п. 503-508 Доклада Комиссар вскрыл проблему, которая мешает достижению положительных результатов в искоренении такого социального зла как детская беспризорность. Речь идёт о необходимости реализации субъектами федерации полномочий по построению системы социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого должны быть разработаны и принятия соответствующие региональные законы, которые бы обязали органы исполнительной власти планировать соответствующие бюджетные средства и развивать данные системы. В противном случае добиться сокращения беспризорности будет невозможно.

В тех регионах, где побывал Комиссар, таких региональных законов не принято. Наверняка, ситуация с правовым обеспечением профилактики беспризорности и безнадзорности аналогична и в других территориях страны.

3. Поскольку регионы, которые посетил Комиссар, являются весьма типичными, то рекомендации, высказанные им в докладе для улучшения ситуации в конкретных регионах, могут быть интерполированы и на другие территории. В связи с этим, представляется целесообразным объединить ресурсы различных гражданских организаций для разработки региональных планов по реализации рекомендации Комиссара.


protokol-soglasheniya-o-kontraktnoj-cene-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza.html
protokol-soglasovaniya-uchebnoj-rabochej-programmi-kafedri-farmakologii-s-drugimi-disciplinami-po-specialnosti-pediatriya.html
protokol-soveshaniya.html
protokol-stranica-10.html
protokol-sudebnogo-zasedaniya-po-ugolovnomu-delu-1-2310-stranica-2.html
protokol-sudebnogo-zasedaniya-po-ugolovnomu-delu-1-2310.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080505-upravlenie-personalom-moskva-2009.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-kapitalnih-vlozhenij-zakon-ukraini-ob-obshegosudarstvennoj-programme-reformirovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-1-klassa-na-20112012-uch-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/kak-pisat-zayavku-na-razrabotku-web-uzla.html
  • bystrickaya.ru/ustranenie-nepoladok-pri-otsutstvii-na-kontrollerah-domena-windows-2000-obshih-papok-sysvol-i-netlogon.html
  • znanie.bystrickaya.ru/65-trebovaniya-k-metrologicheskomu-obespecheniyu-v-g-dunaev-03-marta-2008-g-28.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-otkritaya-smennaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6-g-novoaltajska-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-kruzhka-volshebnij-kryuchok-napravlenie-obrazovatelnaya-dekorativno-prikladnoj-orientacii-srok-obucheniya-1-god-vozrast-uchashihsya-7-16-let.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-metodologicheskie-i-istoriograficheskie-osnovi-izucheniya-kursa-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-2-chasa.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-p-zerkin-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-dlya-specialnosti-033300-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gender-i-stratifikaciya-kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-chto-vedet-k-sovershenstvovaniyu-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-opublikovana-v-zhurnale-most.html
  • predmet.bystrickaya.ru/servis-transportnih-i-tehnologicheskih-mashin-i-oborudovaniya-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kupci-hlebotorgovci-v-blagoveshenskom-zavode-razlichnie-stati-poslednih-let.html
  • report.bystrickaya.ru/individualnoe-obuchenie-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-5-s-prikumskoe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazi-ot-danka.html
  • student.bystrickaya.ru/31-shkolniki-mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-zaochnaya-2007-professionalnoe-obrazovanie-v-usloviyah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ti-moya-gospodi-muzika-desyataya-planeta.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-programme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-povishenie-kvalifikacii.html
  • school.bystrickaya.ru/burlesk.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-32.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skolko-bilo-soslano-kulakov-pihalov-igor-vremya-stalina-fakti-protiv-mifov-publichnaya-biblioteka-vadima-ershova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-zvuka-k-bukve-ot-bukvi-k-slovu-ili-ob-obuchenii-mladshih-shkolnikov-chteniyu-na-anglijskom-yazike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/travmi-neschastnie-sluchai-i-bezopasnost-na-doroge.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-oblasti-tainstvennogo-rasskaz-prihodskogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viii-www-zarubezhka-totl-narod-ru.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-realizacii-prav-grazhdan-na-obrazovanie-v-sootvetstvii-s-zakonami-rf-i-rt-ob-obrazovanii-obespecheniya-garantii-obshedostupnosti-i-besplatnosti-nachalnogo-obshe.html
  • composition.bystrickaya.ru/pered-zanavesom-poyavlyaetsya-skazochnik-molodoj-chelovek-let-dvadcati-pyati-on-v-syurtuke-pri-shpage-v-shirokopoloj-shlyape.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prinyatie-upravlencheskih-reshenij-12.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnij-kompleks-11-10-shirotnaya-zonalnost-visotnaya-poyasnost-12-12-10-materiki-severnogo-polushariya-13-14-10-evraziya-1415-referati.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kubanskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-ministerstva-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rektor-mgu-sadovnichij-sovershil-dostojnij-postupok-snyal-s-dolzhnosti-zameshannogo-v-korrupcionnom-skandale-dekana-surina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.