.RU

Программа повышения квалификации «Формирование культуры здоровья школьников в условиях воспитательной системы образовательного учреждения, реализующего концепцию «Школа здоровья»


Муниципальное образовательное учреждение Лицей №87 город Нижний Новгород

Федеральная экспериментальная площадка

Тема проекта № 58 "Моделирование воспитательной системы инновационного учебного заведения, реализующего концепцию Школа здоровья"


Комплект «Сетевая образовательная программа по повышению квалификации педагогов и руководителей образования»


Программа повышения квалификации

«Формирование культуры здоровья школьников в условиях воспитательной системы образовательного учреждения, реализующего концепцию «Школа здоровья»

МОУ лицей №87 г. Нижний Новгород

Программа разработана авторским коллективом педагогов лицея № 87 в 2002 году.

Научные руководители: доктор педагогических наук, профессор Селиванова Н.Л.,

доктор медицинских наук, профессор НИИ ДГЭ Усанова Е.П.

Руководители:

Заслуженный учитель России, директор лицея Корягин А.В

к. п. н, заместитель директора по научно-методической работе Кулева С.В.

^ Научный консультант: Шарова Н.Н., к.п.н., председатель Нижегородской областной общественной организации «Школа здоровья»


Пояснительная записка
1. Актуальность
Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогического анализа за рубежом и в России еще в XIXвеке (Р.Вирхов, Н.А. Тольский, Ф.Ф.Эрисман и др.). Однако появление в России инновационных образовательных учреждений - гимназий и лицеев, совпавшее по времени не только с общим кризисом образования, но и с ухудшением всех медико-демографических показателей, обострило уже известные "школьные болезни", придав им специфический характер. Пристальное внимание специалистов к проблемам здоровья учащихся лицеев и гимназий обусловлено тем, что, несмотря на небольшую численность (13,6%) и количество обучающихся детей (12,4% от общего числа учащихся), именно на их базе апробируются многие педагогические инновации, распространяющиеся затем в массовой практике. И происходит это нередко без учета возрастных и функциональных возможностей детей (В.Р.Кучма,2001). Неблагоприятный прогноз развития образовательных учреждений повышенного статуса в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, общественная значимость идущих в гимназиях и лицеях педагогических поисков придают особую актуальность выявлению и использованию ресурсов данных школ в решении вопросов здоровья учащихся.

В медико-педагогической литературе конца 80-х - начала 90х годов ХХ века приводятся многочисленные статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников, обучающихся в учреждениях разного типа (В.Ф.Базарный, А.К.Демин, Е.П.Усанова и др.).

В публикациях по данной теме называются различные причины этого явления. Среди них наиболее значимыми являются:

Проблемы здоровья учащихся школ повышенного статуса рассматриваются в литературе с тех же позиций, что и в отношении обычной общеобразовательной школы, а пути решения - через сокращение учебной нагрузки, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни. Не в полной мере учитываются специфика содержания образования, организация учебного процесса и второй половины дня в этих школах, особенности контингента учащихся и их семей, подбор педагогических кадров, наличие во многих из этих школ воспитательных систем гуманистического типа, т.е. условия, которые определяют в данных школах выбор образовательной стратегии, направленной на решение вопросов здоровья учащихся.

Возможно, это связано с односторонним пониманием здоровья преимущественно как физического состояния, несмотря на то, что согласно определению ВОЗ здоровье должно рассматриваться в единстве трех его компонентов – физического, психического и социального.

В литературе (Л.М.Кузнецова, Н.Н.Шарова, Е.П.Усанова и др.) представлен опыт разработки и внедрения в России и за рубежом различных моделей учебных заведений, ориентированных на укрепление здоровья учащихся.

Одно из направлений этих исследований связано с изучением роли воспитательных систем образовательных учреждений в сохранении здоровья учащихся. Л.И. Новикова называет в качестве одного из признаков гуманистической воспитательной системы "формирование здорового образа жизни, в котором преобладают гуманистические ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз" (Л.И.Новикова, 1996).

Другое направление объединяет исследования, посвященные разработке и реализации концепции "школы здоровья": В.Н. Касаткин, В.Р.Кучма, Л.Г. Татарникова, Н.Н. Шарова, Е.П. Усанова и др.

Появление и практическая реализация концепций «школы здоровья» в сочетании с потенциалом гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения стало новым средством решения вопросов укрепления здоровья учащихся.

Кроме этого, в нашей программе использованы прогрессивные идеи комплексного рассмотрения проблемы здоровья в рамках валеологического подхода к формированию здоровья как долговременного процесса развития личности учащихся (И.И. Брехман, Г.К.Зайцев, В.В. Колбанов, Д.В.Колесов, М.Н. Лазарев, Л.Г. Татарникова и др.).

Лишь в немногочисленных исследованиях можно обнаружить подход, связанный с необходимостью и возможностью воспитания культуры здоровья как желаемого качества личности на основе мотивационной стратегии (Д.В. Колесов, 1999; В.В. Колбанов, 2001; Л.Г. Татарникова, 1997).

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования России и Министерства здравоохранения активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих здоровью. (См., например, материалы совместного Всероссийского семинара - совещания руководителей органов здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации 28-31 января 2003г в Москве «Сотрудничество в области образования и здоровья детей»).

Изучение положительного опыта и формирование научного понимания проблемы культуры здоровья и средств ее воспитания в процессе повышения квалификации всех специалистов, имеющих отношения к решению проблем здоровья детей и подростков, является актуальной проблемой.

Лицей №87 г. Нижнего Новгорода в течение многих лет осуществляет поиск путей сохранения и укрепления здоровья учащихся. Его опыт представляет интерес в комплексном решении вопросов здоровья..

^ 2. Краткая характеристика возможностей школы в решении поставленной проблемы: формирование культуры здоровья учащихся

В 1990-1999 гг. данное образовательное учреждение развивалось как техническая гимназия авиационного профиля с присущей ей воспитательной системой гуманистического типа. В развитии гимназии (1993-1996гг.) были выявлены тенденции, обусловленные противоречиями между направленностью учебно - воспитательного процесса на развитие творческих качеств личности учащихся в условиях интенсивного обучения и ограниченностью ресурсов их здоровья.

Это обусловлено необходимостью соединения в деятельности педагогического коллектива преимуществ гуманистической воспитательной системы и концепции «Школы здоровья», разработанной в Нижегородской областной организации «Школа здоровья» (1997-1999гг.).

Целью образовательного учреждения (с 1999г. - лицея) стало формирование культуры здоровья учащихся.

В процессе проводимой с 1993г. опытно-экспериментальной работы лицей стал:

Педагогический коллектив лицея имеет богатейший опыт в проведении научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, открытых педагогических советов и других мероприятий международного, российского и регионального уровней. Научное руководство деятельностью лицея в данном направлении осуществляет Научный центр современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО (руководитель Селиванова Н.Л.), НИИ ДГЭ в лице д.м.н , проф. Усановой Е.П. Лицей сотрудничает с Российской ассоциацией общественного здоровья (Демин А.К.), консультантом педагогического коллектива лицея является Национальный координатор проекта Европейской сети школ укрепления здоровья, директор НИИ гигиены детей и подростков В.Р.Кучма.

Потенциал лицея в аспекте интеграции образования и здоровьесбережения является авторским, не имеющим аналогов в деятельности других образовательных учреждений по проблеме здоровья и потому целесообразен в сфере повышения квалификации педагогов, психологов, медицинских работников, руководителей системы образования и здравоохранения.


^ 3. Методологические основы программы повышения квалификации:

- основные положения теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин и др.), рассматривающие личность ребенка как цель, объект, субъект, результат воспитания;

- идеи профилактической (лечебной) педагогики (Л.С. Выготский, А.А.Дубровский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.Штайнер и др.) о принципах здоровьесбережения в работе педагога (принципы гуманизма, оптимизма, индивидуально-личностного подхода);

- основные положения концепции «школы укрепления здоровья» и «школы здоровья» (Ю.В.Громыко, А.К.Демин, В.Н.Касаткин, Г.К.Селевко, Н.К.Смирнов, Н.Н.Шарова, Е.П.Усанова, Е.В. Хижнякова и др.), рассматривающие школу как фактор воспитания здорового поколения на основе активной позиции учащихся, их семей и педагогов в области освоения культуры здоровья;

- идеи развития личности человека в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик и др.);

- идеи сущностной роли отношений в развитии личности человека (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский и др.).


^ 4. Ключевые понятия программы

4.1. Культура здоровья определяется нами как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье

^ Критерий сформированности культуры здоровья учащихся включает компетентность в вопросах здоровья и здоровую жизнедеятельность.

Компетентность оценивается по следующим показателям:

а) наличие знаний о здоровье, здоровом образе жизни;

б) наличие знаний об угрозах и рисках для здоровья;

в) наличие знаний о преимуществах здорового образа жизни.

Жизнедеятельность личности на основе принятия культурных норм здоровья оценивается по следующим показателям:

а) мотивация на принятие культурной нормы (образца здоровой жизнедеятельности);

б) опыт самоуправления сохранением и укреплением своего здоровья.


^ 4.2. Здоровье как многоаспектное интегративное понятие на основании анализа исследований и документов ВОЗ мы определяем в единстве трех компонентов - физического, психического (психологического) и социального здоровья. При этом физическое здоровье рассматривается как отсутствие каких-либо функциональных отклонений, хороший уровень функций различных систем, гармоничность физического развития (определение ВОЗ); психологическое здоровье - аспект психического здоровья, включающего отдельные психические процессы и механизмы (такие, как детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением действительности и отношением к ней индивидуума, адекватность реакций организма на условия жизнедеятельности) - относится к личности в целом, включает самодостаточность личности, самопонимание, самопринятие, саморазвитие личности в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях социальных, культурных, экономических и экологических реальностей (И.В.Дубровина,1997); социальное здоровье понимается как состояние личности в обществе, т.е. социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность, выполнение социальных ролей; рациональные социальные притязания; социальная обусловленность здоровья поведением человека, образом жизни и образом мыслей (Ю.С.Лисицын,1999).

Также мы понимаем здоровье не только как смысл жизни, но и как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.


^ 4.3. «Школа здоровья» - это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для состояния здоровья детей и взрослых, осуществляется осознанное педагогами, медицинскими работниками и родителями формирование культуры здоровья. Это происходит при активном участии самих детей. Основы деятельности «школы здоровья» составляют: развивающее обучение и воспитание, лечебная педагогика, здоровьесберегающие технологии, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, медико-педагогическая активность семьи. Принципы «школы здоровья», систематически реализуемые в практике образовательного учреждения, позволяют минимизировать определенную часть школьных факторов риска (Н.Н Шарова,Е.П.Усанова)

^ 4.4. Особенности теоретической модели воспитательной системы и ее реального функционирования:

Воспитательная система лицея, реализующая концепцию «школы здоровья», приобретает новую социокультурную функцию - формирование культуры здоровья.

Четкий понятийный аппарат, доступный для понимания каждому слушателю курсов повышения квалификации, имеет системный характер, что обеспечивает эффективность построения обучения и отбора содержания материала занятий.

^ 5. Ресурсное обеспечение программы

Деятельность лицея как центра повышения квалификации является открытой.

Программу повышения квалификации будет реализовывать команда высоко квалифицированных педагогов и медицинских специалистов лицея (16 человек) среди которых два человека имеют звание «Заслуженный учитель России», двое руководителей лицея являются кандидатами педагогических наук, один – политических, все педагоги имеют высшую квалификационную категорию и звание «Отличник народного просвещения», а также обладают авторскими разработками в тех содержательных модулях, которые заложены в программе повышения квалификации.(Список публикаций, отражающих результаты работы педагогического коллектива лицея, приводится в приложении к программе).

В процессе работы слушателей участниками различных видов деятельности становятся практически все педагоги лицея, медицинский персонал Центра «Здоровое детство», учащиеся всех ступеней обучения.

В реализации программы повышения квалификации будут использованы такие собственные материально-технические ресурсы лицея, как информационные системы для дистантного обучения (сайт) на базе двух современных компьютерных классов, средства связи (телефон, факс, электронная почта), видеоматериалы, оборудованные классы, спортивные залы и административные помещения лицея.

Стоимость собственного вклада лицея для реализации программы повышения в реальном формате составляет – 1 200 000 рублей.

К реализации программы Центра повышения квалификации будут привлечены специалисты Исследовательских институтов РАО и РАМН Москвы, НИИДГЭ г.Н.Новгорода, педагоги из ООО «Школа здоровья» (всего 6 человек).

Сетевой вариант программы предусматривает разработку и постоянное обновление УМК на сайте лицея в соответствии с учебным планом программы ЦПК.

^ 6. Направления специализации и специальности, получаемые слушателями:

^ Общая характеристика программы

Цель программы

Обеспечить овладение участниками курсов:

т.е. необходимой компетенцией для определения содержания и руководства деятельностью коллектива образовательного учреждения в условиях школы здоровья

Категории слушателей:

Сроки и формы обучения

Программа центра повышения квалификации лицея № 87 состоит из 4 модулей и 2 блоков самостоятельной работы слушателей. Всего 72 часа.

Ежегодный цикл обучения в реальном формате включает в себя:

  1. в осенние и зимние каникулы (модули 1,2),

  2. в течение 3 четверти (модули 3,4 – стажировка и итоговая конференция)

^ Сетевой вариант программы предусматривает ее реализацию в полном объеме на основе УМК, размещенного на сайте лицея.

Организация обучения в реальном формате

Формируется три группы слушателей по числу специальностей с наполняемостью 20-25 человек.

^ Основной способ контроля в реальном формате

По итогам обучения слушатели проводят мастер-класс с учащимися лицея и выступают на итоговой конференции с анализом полученных результатов.

^ Основной способ контроля в сетевом варианте

Предъявление результатов работы в соответствии с планом итогового модуля №4 «Критерии и способы оценки деятельности ОУ как школы здоровья в воспитании культуры здоровья» по выбору слушателя, участие в общественном форуме «Здоровый учитель – здоровый ученик»

Аттестация слушателей подтверждается сертификатом о выполнении программы специализации.

^ Содержание программы

Модуль 1. 8 часов. Тема модуля: «Здоровье как ресурс, обеспечивающий способность ребенка к развитию»

Цель-создание у слушателей установки, мотивации на активную включенность в процесс обучения через актуализацию понимания здоровья как специфического жизненного ресурса, обеспечивающего способность ребенка к развитию.

Тип модуля: установочный. Модуль является общим для всех трех специализаций.

Задачи:

1. Освоение основных теоретических положений концепции «Школа здоровья»: обучение и здоровьесбережение – две стороны учебно-воспитательного процесса в условиях деятельности образовательного учреждения как школы здоровья.

  1. Выявление и презентация практического и теоретического опыта слушателей в понимании здоровья как жизненного ресурса.

  2. Проблематизация содержания обучения на курсах в рамках различных специализаций

^ Форма проведения занятий: индивидуальная и групповая работа, лекции. Сетевой вариант предусматривает работу с материалами УМК на сайте лицея.

Методы работы слушателей: исследовательский метод, диалог.

Содержание деятельности в модуле.

1. Изучение концепции деятельности лицея по созданию здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды школьников, родителей и педагогов.

2.Выявление индивидуальной личностно-профессиональной позиции как слушателя ЦПК в рамках данной проблематики и представление собственного опыта по данной проблеме

3.Индивидуальная исследовательская работа слушателей с аналитическими материалами по проблеме здоровья в целом, населения России, школьников и учащихся инновационных учебных заведений в частности. Продукт: составление справки по проблеме, в которой отражается и собственное мнение слушателя

4.Групповая работа: обсуждение полученных данных и мнений слушателей.

Вопросы для обсуждения:

5. Согласование «языка общения» в дальнейшей работе: введение определений здоровье, школа здоровья, культура здоровья, воспитательная система

6.Саногенические основы здоровьесберегающих технологий – современное состояние вопроса (теория)

7.Взаимовлияние образования и здоровья (теория)

8.Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений в решении проблем здоровья (теория).

Результатом деятельности слушателей в первом модуле является уточнение выбора специализации.

Роль руководителей курсов в этом модуле – введение необходимой информации, индивидуальное консультирование, организация групповой работы

Оборудование – методические материалы для организации исследовательской работы слушателей, информационные банки данных (ВТ), электронные презентации

^ Модуль №2. 8 часов. Тематика модуля является различной для каждой специализации.

Специализация «Проектирование школы здоровья».

Тема модуля: «Научно-методические основы сбережения здоровья детей в условиях деятельности образовательного учреждения как школы здоровья» Цель: создание системы проектирования «Школы здоровья» у каждого слушателя.

Задачи:

  1. Анализ концепции школы здоровья и формирование у каждого слушателя алгоритма деятельности по разработке концепции школы здоровья: выделение этапов проектирования, общих подходов, целей и задач применительно к особенностям конкретного образовательного учреждения.

  2. Формирование методологии выбора стратегии, тактики, принципов деятельности школы здоровья в конкретных условиях.

  3. Формирование технологии проектирования «Школы здоровья».

  4. Уточнение и углубление представлений о сущности здоровьесберегающих технологий.

  5. Развитие экспертной позиции слушателей применительно к собственной деятельности по проектированию школы здоровья.

^ Форма проведения: лекции, семинары, практические занятия. Сетевой вариант предусматривает работу с материалами УМК на сайте лицея.

Методы обучения: теоретический анализ, проектирование, дискуссия.

Рабочие материалы: комплект специально подготовленных методических материалов, виде опрезентации с опытом работы разных типов школ здоровья, электронные презентации.

Содержание

1. Научное обоснование деятельности «Школы здоровья».

2. Комплексное исследование состояния физического, психологического и социального благополучия учащихся и педагогов: тенденции и прогнозы. Взаимодействие образования и здравоохранения.

4. Алгоритм развития образовательного учреждения как Школы здоровья; зависимость от специфики форм и содержания деятельности образовательного учреждения.

5.Проектирование деятельности образовательного учреждения как Школы здоровья.

6. Здоровьесберегающие технологии: характеристика понятия в логике культуры здоровья, теоретическая основа понятия здоровьесберегающие технологии, субъектный характер здоровьесберегающих технологий, роль педагогов и детских коллективов.

7. Критерии оценки деятельности субъектов образовательного процесса в Школе здоровья на основе принятия норм и правил культуры здоровья.

8. Эффективность деятельности образовательного учреждения как школы здоровья в контексте личностного роста ребенка.

Специализация: Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения как «школы здоровья»

Цель: овладение навыками моделирования воспитательной системы с новой социокультурной функцией – формирование культуры здоровья субъектов воспитательной системы.

Задачи:

  1. Систематизировать основные подходы к управлению воспитательной системой образовательного учреждения.

  2. Выявить особенности управленческой деятельности по развитию воспитательной системы, направленной на укрепление и сохранение здоровья учащихся

  3. Развитие компетенции слушателей в области моделирования воспитательной системы с новой социокультурной функцией – формирование культуры здоровья

Методы обучения: исследовательский, проблемный

Формы занятий – творческие мастерские на базе лицея

Содержание:

1. Теоретический аспект моделирования воспитательной системы

2. Потенциал гуманистической воспитательной системы в воспитании культуры здоровья учащихся и других субъектов воспитательной системы

3 Особенности моделирования воспитательной системы образовательного учреждения повышенного статуса

4. Моделирование воспитательной системы, направленной на воспитание культуры здоровья учащихся

Специализация: теория и практика культуры здоровья

Цель: выявление педагогической сущности понятия культуры здоровья и условий ее практической реализации

Задачи:

  1. Знакомство с современной нормативной базой по данному вопросу

  2. Анализ подходов к сущности культуры здоровья в контексте модернизации образования

  3. Изучение педагогической сущности понятия культура здоровья и процедур ее формирования

Методы обучения: проблемный, исследовательский

Форма занятий – творческие мастерские на базе лицея

Содержание

1. Нормативные документы Министерства образования и Министерства здравоохранения о здоровье детей и подростков.

2. Подходы к сущности культуры здоровья в научной литературе.

3. Модернизация образования и здоровьесберегающие технологии.

4. Интегративная характеристика сущности «культуры здоровья» применительно к процессу личностного роста учащихся.

5. Мониторинг культуры здоровья как условия индивидуализации процесса обучения и воспитания.

6. Алгоритм воспитания культуры здоровья в деятельности педагогов школы здоровья, родителей, самих учащихся

^ Блок самостоятельной работы слушателей курсов с дистантным консультированием - 8 часов

Цель – применить полученные знания к собственной практике – разработать описание (рекомендации) для осуществления деятельности в выбранном направлении специализации в своем учреждении

^ Модуль 3. 32 часа

1 вариант – в реальном формате - стажировка на базе лицея №87. Включение слушателей в практическую деятельность учащихся, педагогов, родителей учащихся лицея по укреплению здоровья.

^ 2 вариант – в сетевом формате – через материалы УМК, размещенные на сайте лицея.

По первой специализации – в рамках тематики «Реализация целевой программы «Здоровье» в школе».

^ По второй специализации – в рамках тематики «Здоровый ребенок в здоровой школе».

По третьей специализации – в рамках тематики «Здоровье детей - в их руках».

Особенностью данного модуля является выбор слушателями курсов индивидуального образовательного маршрута стажировки из элективных курсов:

Варианты расчасовки представлены в учебном плане

Результатом стажировки является взаимное обогащение опыта педагогов лицея и слушателей курсов

^ Блок самостоятельной работы – 8 часов

Подготовка слушателей к проведению мастер – классов и участию в итоговой научно-практической конференции

^ Модуль №4. 8 часов

Структурно одинаков для всех специализаций. Предлагается в двух вариантах.

1 вариант: научно-практическая конференция «Критерии и способы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения как «школы здоровья» в воспитании культуры здоровья» (может быть проведена как для сетевого, так и для реального форматов)

Цель – систематизировать знания в направлении полученной специализации по проблеме критериальных оценок:

Матрица соотношения критериев и способов представления оценок в сетевой образовательной программе ЦПК



1.

Теоретическое обоснование воспитания культуры здоровья

Самообразование – план

Анализ литературы – реферат

Участие в теоретических семинарах, конференциях – доклад

Обобщение опыта – статья в научном сборнике

Самооценка результатов деятельности – конкурсный реферат

2.

Алгоритм проектирования здоровьесберегающей деятельности как осознанный выбор здоровьесберегающих технологий

  • проектировочная деятельность руководителя ОУ

  • проектировочная деятельность члена педагогического коллектива (предметник, классный руководитель, социальный работник, психолог, медицинский работник)



Программа развития ОУ как школы здоровья – защита

План здоровьесбережения – презентации, оценка внешних экспертов

Конкурсная работа (доклад, эссе, обзор ,проект)


3.

Эффективность деятельности ОУ как «школы здоровья»в аспекте личностного роста ребенка – мониторинг физического, психологического ,социального благополучия

Модели личностного роста ребенка по классам, параллелям

Личностные достижения на выходе из начальной школы, из неполной средней школы, из полной средней школы (лицея)

4.

Эффективность деятельности ОУ как «Школы здоровья с новой социокультурной функцией - коммуникационного сотрудничества» в области воспитания культуры здоровья педагогов, учащихся, родителей, социума

  • Оценка роли органов самоуправления педагогов, учащихся, родителей, попечительского совета

  • Основы мотивационной стратегии и тактики воспитания культуры здоровья

  • Распространение опыта «школы здоровья» (публикации, сайты, Интернет-страницы)




programma-razvitiya-socialnogo-obsluzhivaniya-na-2011-2015-godi-glava-1.html
programma-razvitiya-sozdanie-edinoj-informacionno-obrazovatelnoj-sredi-massovoj-shkoli-na-2007-2014-godi-stranica-4.html
programma-razvitiya-spbgu-5-obrazovatelnaya-deyatelnost-6-kolichestvo-obrazovatelnih-programm-realizuemih-v-universitete-6-chislennost-kontingenta-studentov-po-urovnyam-inostrannih-studentov-po-urovnyam-aspirantov-7-stranica-10.html
programma-razvitiya-stranica-3.html
programma-razvitiya-strukturnogo-podrazdeleniya-mediatekibiblioteki-na-2010-2012-gg-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-1583-g-moskvi-moskva-2010-zadachi-biblioteki-i-mediateki.html
programma-razvitiya-territorii-kostanajskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-kostanaj-2010-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-en-r-01-kompyuternie-prezentacionnie-tehnologii-dlya-specialnosti-032600-istoriya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-dokumenti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-po-problemam-zashiti-prav-detej-invalidov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b2-matematicheskij-i-estestvennonauchnij-cikl-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minimum-trebovanij-dlya-provedeniya-letnej-universiadi-2015-g-noyabr-2008-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmirovanie-kniga-predstavlyaet-prakticheskij-interes-dlya-vseh-kto-rabotaet-ili-planiruet-rabotat-v-sfere.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mifopoeticheskie-i-zhanrovie-kodi-v-telekommunikacii-reklama-i-razvlekatelnaya-telezhurnalistika.html
  • control.bystrickaya.ru/erezhe-moduldk-blm-beru-badarlamalarini-zhasalimi-turali.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-psihologicheskij-trening-s-elementami-razvivayushego-obucheniya-dlya-uchashihsya-1-4-klassov-avtori-razrabotchiki-programmi.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-soobshenij-novostnih-smi-za-iyul-2008-goda-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-telektonon-govoryashij-kamen-prorochestva-kulturnaya-programma-galakticheskoj-federacii-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/usilitel-modulyatora-sistemi-zapisi-kompakt-diskov-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovomu-proektu-po-discipline-shemotehnika-analogovih-elektronnih-ustrojstv-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-3-obshie-polozheniya-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-organizacii-chast-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-aspiranta-kafedri-sistemnogo-analiza.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/p-ya-grigorev-holodnie-blyuda-i-zakuski-chast-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-yanvarya-2010-g-n-16-o-vnesenii-izmenenij-v-prikaz-ministerstva-transporta-rossii-ot-6-noyabrya-2009-g-n198-soglashenie-o-sotrudnichestve-municipalnogo-soveta-municipalnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-osnovnih-podhodov-planirovaniya-statistiki-planirovanie-statisticheskih-rabot-na-primere-federalnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-vseh-specialnostej-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-chelyabinsk-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/1-cel-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe-uchebnaya-disciplina-teoreticheskie-osnovi-finansovogo-menedzhmenta-yavlyaetsya-teoreticheskim-kursom-uglubl.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proba-na-tyutcheva-chabad-youth-organisation-h-q-israel-molodezhnaya-organizaciya-hasidov-habad.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iii-mezhdunarodnom-festivale-teatrov-kukol-rabochaya-loshadka-posvyashennom-25-letiyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/abulhanova-slavskaya-k-a-barabanshikov-v-a-brushlinskij-a-v-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reglament-zhalpi-erezheler-bregej-elitali-tim-birinshi-ekinshi-zhne-shinshi-kbejtlgen-tim-ndirushilerdi-zhne-tim-tkzushlerd-attestattau.html
  • urok.bystrickaya.ru/predisloviedzheka-krittendena-vostoka-i-zapada-razvitoe-uilberom-intellektualno-duhovnoe-videnie-predlagaet-novie.html
  • crib.bystrickaya.ru/hochu-ponyat-prostie-zakoni-56-ministr-finansov-dekan-novogo-fakulteta-spbgu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/satip-alinan-asil-timdi-nmge-materiala-subsidiya-alua-tnm.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-hudozhestvennaya-literatura-literaturovedenie-chvash-knizhnaya-respublikin-4-2009-letopis.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-sostoyanie-borbi-s-prestupleniyami-protiv-interesov-gosudarstvennoj-sluzhbi-i-korrupciej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-dlya-slushatelej-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-fakulteta.html
  • student.bystrickaya.ru/1-teoreticheskie-aspekti-razrabotki-ekologicheskogo-turistskogo-marshruta-dlya-turistskogo-predpriyatiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-psihologii-kak-nauki.html
  • spur.bystrickaya.ru/ledyanie-kristalli-ip-kazakova-m-s-sv-vo-yu-3656.html
  • report.bystrickaya.ru/httpwww-srez-infomodules-phpnamenewsfilearticlesid70.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konstituciya-sssr-1924-goda.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-ataui-mtn-degen-ne-masati.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.