.RU

Программа повышения квалификации «актуальные психолого-педлагогические проблемы профессиональоного образования» Саратов 2007


Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

Институт дополнительного профессионального образования


утверждаю


Директор института дополнительного профессионального образования СГУ


_______________________Ю.Г. Голуб


«______»__________________ 200___ г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

^ «АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДЛАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬОНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Саратов 2007


согласовано


Зам. директора института

по учебной и научной работе


_________________________ /А.Н. Поздняков/


«_______» ______________ 2007 г.


ОДОБРЕНО

Председатель учебно-методической комиссии


__________________________/Н.П. Лысикова/


«______»________________2007 г.


ПРИНЯТО


на заседании кафедры педагогики и психологии

профессионального образования

протокол № ____ от «_____» __________ 200__

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации преподавателей

«АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДЛАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬОНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Цель: совершенствование знаний в области педагогики психологии, совершенствование навыков профессиональной квалификации слушателей.

^ Категория слушателей: преподаватели высших и средних учебных заведений.

Срок обучения – 2 недели// 2 месяца.

Режим занятий – 6 дней в неделю – 8 часов в день // 2 дня в неделю по 4 часа..







Наименование разделов и тем


Всего

часов

В том числе

Сам.

работа

Форма контроля

Лекции

Практ.

и семин.

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Педагогика профессионального образования

52

26

10

16

Зачет

2

Психология профессионального образования

52

26

10

16

Зачет

3

Итоговая аттестация













Выпускная квалификационная работа




ИТОГО

104

46

26

32






Зав. кафедрой ПиППО В.А. Ширяева


Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации преподавателей

^ «АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДЛАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬОНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»








Наименование разделов и тем


Всего

часов

В том числе

Сам.

работа

Форма контроля

Лекции

Практ.

и семин.

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Педагогика профессионального образования

52

26

10

16

Зачет

1.1

Философско-методологические основы педагогики профессионального образования

4

2

-

2




1.2

Принципы профессионального образования

6

4

-

2




1.3

Проектирование педагогического процесса

8

4

2

2




1.4

Педагогическая деятельность.

Проектирование и технология проведения лекций и семинаров. Интерактивные формы занятий.

10

4

2

4




1.5

Методы и формы профессионального обучения

8

4

2

2




1.6

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Принципы педагогической техники.

8

4

2

2




1.7

Инновационные технологии в профессиональном образовании

8

4

2

2




2.

Психология профессионального образования

52

20

16

16

Зачет

2.1

Введение в психологию профессионального образования

8

4

-

4




2.2

Психологическая модель профессионала.

10

4

2

4




2.3

Проблема выбора профессии. Психология профориентации и профотбора.

8

4

2

2




2.4

Психология учащегося/студента и учебной группы.

10

4

4

2




2.5

Динамика учебной группы в процессе профессионального образования.

10

4

4

2




2.6

Психология личности преподавателя

6

-

4-







3.

Выпускная квалификационная работа



















ИТОГО

104

46

26

32






Зав. кафедрой ПиППО В. А. Ширяева

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины

«Педагогика профессионального образования»

Тема 1. Философско-методологические основы педагогики профессионального образо­вания.

Актуальность дополнительного профессионального образования, педагогической подготовки преподавателей вузов и сузов. Методические принципы профессионального образования: системный подход, личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный (диалогический) подход, культурологический подход, антропологический подход. Задачи и принципы качественного обновления профессиональной школы. Методы педагогического исследования. Модели образования: традиционная, рационалистическая. Критерии эффективности работы современного образовательного учреждения. Современное мировое образовательное пространство. Международные образовательные проекты.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Принципы и задачи качественного обновления профессиональной школы.

  2. Основные причины кризиса современной педагогики (образования).

  3. Краткая характеристика педагогики как области гуманитарного знания.

  4. Краткая характеристика этнопедагогического подхода как одного из методологических принципов в педагогике.

  5. Основные аксиологические принципы, реализующиеся в педагогике.

Тема 2. Общие принципы структурирования образовательной системы и процесса.

Образовательная система. Сущность и структура педагогического процесса. Понятие о педагогическом процессе. Структура и основные компоненты педагогического процесса в профессиональной школе. Этапы педагогического процесса. Способы конструирования информации. Анализ возможностей учащихся. Решение педагогических задач. Принципы и закономерности педагогического процесса. Движение силы педагогического процесса. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Личность как психолого-педагогическая категория. Факторы развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Взаимосвязь понятий личность, индивидуальность, индивидуальная личность и деятельность. Личностно-ориентированное воспитание студентов. Психологическая характеристика студенческого возраста: возрастные особенности, особенности познавательной деятельности, формирование свойств личности. Роль куратора в организации коллективных творческих дел.

Особенности составления методических указаний по изучению дисциплины, организации самостоятельной работы студентов, методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий. Особенности разработки и выполнения курсовых и дипломных работ (проектов).

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Основные методы контроля и диагностики эффективности учебной деятельности студентов.

  2. Оценка эффективности и стадии саморазвития педагога.

  3. Совместная деятельность преподавателя и студентов как способ реализации педагогического взаимодействия.

  4. Классификация методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность, по М.Н. Скаткину.

^ Тема 3. Проектирование педагогического процесса.

Проектирование и технология проведения лекций и семинаров как профессиональная деятельность преподавателя. Понятие цели. Функции цели. Структура целеполагания. Классификация целей. Направление разработки научных основ целей профессионального образования. Содержание педагогических целей профессиональной школы. Этапы определения целей. Педагогическая деятельность. Профессионализм педагога, его сущность и пути достижения.

^ Семинарское занятие: «Проектирование педагогического процесса - деятельностный подход». Этапы проектирования, адекватные компонентам педагогической системы. Модели разных структур последовательных стадий проектирования. Проектирование педагогической деятельности: В.П.Беспалько, В.В.Сериков, Гиг Дж. Ван, Е.С.Заир-Бек, В.М.Монахов.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Развитие мышления и формирование понятий в процессе обучения.

  2. Основные формы организации обучения.

  3. Основное целеполатание педагогической технологии.

  4. Краткая характеристика методов стимулирования учебно-познавательной деятельности.

  5. Использование методов эмоционального стимулирования в учебной деятельности.

Тема 4. Педагогическая деятельность. Проектирование и технология проведения лекций и семинаров. Интерактивные формы занятий.

Специфика труда педагога в отличие от других профессий. Различия по объекту, целям и задачам, условиям, способам, средствам и результатам. Профессионализм педагога, его сущность и пути достижения. Современные требования к личности преподавателя вуза и ссуза. Профессиограмма преподавателя: конструктивный, организаторский, коммуникативный, контрольно-оценочный компоненты. Культура речи педагога, основные качества речи педагога: правильность, коммуникативная целесообразность. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Речемыслительная активность, как необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя, педагогическое творчество, его уровни. Условия развития творческой индивидуальности педагога. Проектирование и технология проведения лекций и семинаров как профессиональная деятельность преподавателя. Моделирование и структурирование интерактивных форм занятий - творчество педагога.

^ Семинарское занятие: «Решение педагогических задач». Роль противоречий в обуче­нии. Специфика труда педагога. Качества педагога и их развитие. Движущие силы учебного процесса и их использование в учебном процессе. Структура педагогической деятельности. Сущность единства образовательного процесса: обучения, воспитания, развития и социализации.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Основные компоненты содержания образования.

'2. Примеры развития мышления и формирования понятий в процессе обучения.

3. Пример постановки проблемы или создания проблемной ситуации для активизации

студентов в учебной деятельности.

Тема 5. Методы и формы профессионального обучения.

Общая ориентация профессионального образования на качественное обновление и разностороннее развитие личности. Актуальные проблемы дидактики профессиональной школы. Понятие об интеграции воспитывающих сил социума, гуманизация обучения и воспитания, дифференциации и индивидуализации обучения, демократизации жизни образовательных учреждений. Специфика принципов обучения и воспитания студентов. Связь гуманистической направленности с научностью учебного процесса в образовательных учреждениях.

Обновление лекционного преподавания. Совершенствование семинарских и практи­ческих занятий. Организация деловых игр. Методы активизации перебора вариантов: мозго­вой штурм, метод каталога, метод фокальных объектов, синектика, морфологический анализ. Семестрово - модульная организация учебного процесса. Аттестация студентов в современном образовательном учреждении. Организационные формы обучения студентов в современном образовательном учреждении. Коллективные и индивидуальные формы. Творческий подход к использованию современных организационных форм обучения. Контроль знаний, умений и навыков. Сущность контроля. Самоконтроль и взаимоконтроль. Понятие об акмеологическом инструментарии. Объективность контроля. Методика наблюдения, анализа и оценки учебной деятельности. Самостоятельная работа студентов. Методы активизации их самостоятельной познавательной деятельности.

^ Семинарское занятие: «Контроль знаний, умений и навыков». Сущность контроля. Самоконтроль и взаимоконтроль. Технология контроля и оценки знаний студентов. Организация самоконтроля студентов.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Организационная классификация методов обучения, по Ю.К. Бабанскому.

  2. Классификация методов обучения.

  3. Способы и приемы воспитания сознательной дисциплины на занятиях.

  4. Факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

  5. Особенности реализации модульного обучения на занятиях.

  6. Комбинированное учебное занятие.

Тема 6. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Принципы педагогической техники.

Понятия «закрытая» и «открытая» задачи. Принцип свободы выбора. Принцип открытости. Принцип деятельности. Принцип обратной связи. Принцип идеальности. Идеальная дидактика. Техника формирования познавательных интересов студентов. Отбор информации, оформление текста, доведение до студентов учебного материала. Способы включения студентов в активную познавательную деятельность.

^ Семинарское занятие: «Открытая учебная задача». Сущностные характеристики «открытой» задачи. Основные критерии. Три требования к построению открытой учебной задачи. Варианты использования открытой учебной задачи в современной дидактике.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Основные требования к построению «открытой» учебной задачи.

2. Общие принципы педагогической техники.

Тема 7. Инновационные технологии в профессиональном образовании.

Проблемы, вызывающие инновационные образовательные технологии. Инновации в системе образования. Классификация инноваций. Новизна как критерий творчества. Система оценок идей.

Понятия: «технология», «педагогическая технология». Технология в педагогике, ее цель, особенности.

Креативные технологии образования и ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика как креативная и «опережающая» педагогика. Некоторые методики развивающего образования с применением ТРИЗ-технологий.

^ Семинарское занятие: «Системный оператор - технология ведения семинарского занятия в диалоговом режиме». Системный подход. Алгоритм заполнения системного оператора. Анализ проблемных ситуаций через призму мыслительных операций по системному оператору. Расширение поискового поля для составления вопросов.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Технология организации самостоятельной работы на занятиях.

  2. Технология организации учебного занятия.

  3. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.

  4. Перечислите и охарактеризуйте традиционные и инновационные формы обучения.

  5. Компетентностный подход в образовании как основа инновации.

^ Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогика профессионального образования»

В процессе дополнительной профессиональной подготовки специалисты должны усвоить философско-методологические основания и основные закономерности профессио­нальной педагогики, а также содержание, формы, методы и средства профессионального образования.

В результате изучения дисциплины слушатели будут знать:




Контрольные вопросы и задания по дисциплине «Педагогика профессионального образования»

  1. Перечислите методологические основы педагогики профессионального образования.

  2. Назовите причины профессионального образования и их реализация в учебном процессе.

  3. Структура педагогического процесса.

• 4. Характеристика основным компонентам педагогического процесса.

  1. Движущие силы учебного процесса и их использование в учебном процессе.

  2. Роль противоречий в обучении.

  3. Специфика труда педагога. Качества педагога и их развитие.

  4. Структура педагогической деятельности.

  5. Методы профессионального обучения. Использование разнообразных методов в зависимости от целевых установок занятий.

  6. Организационные формы обучения студентов. Их использование в реальном учебном процессе.

  7. Технология контроля и оценки знаний студентов.

  8. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании.

  9. Обзор основных технологий и их особенности.

  10. Принципы, методы и формы воспитания студенческой молодежи.

  11. Обзор личностно-ориентационному подходу в профессиональном образовании.

  12. Принципы обновления профессиональной школы.

  13. Учет возрастных особенностей и индивидуальных особенностей студентов.

  14. Образовательная система, ее структурные и функциональные компоненты.

  15. Личностный и профессиональный рост преподавателя.

  16. Мотивация познания и обучения.

  17. Сущность контроля, само и взаимоконтроля учебной деятельности студентов.

  18. Методы аттестации студентов в современном образовательном учреждении.

  19. Понятие о педагогической технологии.

  20. Понятие об «активных» методах обучения (инновационных технологиях).

  21. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, их суть и значение.

  22. Самостоятельная работа студентов. Методы активизации их самостоятельной познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: Монография. Саратов, 2003.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

  3. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М., 1999.

  4. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.Краснодар, 2001.

  5. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологи. М., 2003.

  6. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

  7. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1996.

  8. Бардовская КВ., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

  9. Бухвалов Е.А. Алгоритмы педагогического творчества: книга для учителя. М., Просвещение, 1993.

  10. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования с применением ТРИЗ. // Завуч. 2002. №5,- С. 113 - 144; №6, С. 104 - 135.

  11. Венцель КН. Свободное воспитание. М., 1993.

  12. Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.

  13. ВяткинЛ.Г. Основы педагогики высшей школы. Саратов, 1998.

  14. Вяткин Л.Г., Олънева А.Б. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие. Саратов, 1999.

  15. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1995.

  16. Газман О.С. Неклассическое образование: От авторитарной педагогики к педагогике свобо­
    ды. М., 2002.

  17. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных концепций. М., 1998.

  18. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

  19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

  20. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М., 1999.

  21. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.

  22. Евдокимова Е.Г. Развивающее взаимодействие в педагогическом процессе: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2004.

  23. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 101-104

  24. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

  25. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М., 2003.

  26. Иванова З.И., Ширяева В.А. Профессиональная деятельность преподавателя в условиях глобального образования: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2003.

  27. Ильина Т.А. Педагогика. М., 1984.

  28. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.

  29. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

  30. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. М., 1998.

10

  1. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М., 1994.

  2. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

  3. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М. 2003.

  4. Кумарин В.В. Педагогика в пучине схоластики (методологический анализ). М., 1999.

  5. Лекции по педагогике / Под ред. С.А. Умрейко. Мн., 1970.

  6. ЛихачевБ.Т. Педагогика. М., 1998.

  7. Михайловский В.А. Педагогика высшей школы. Харьков, 1991.

  8. Основы вузовской педагогики /Под ред. Н.В. Кузьмина. Л., 1972.

  9. Педагогика высшей школы / Под ред. П.М. Гапонова. Воронеж, 1974.

  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999.

  11. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Автор-составитель Б.М.Бим-Бад. М., 1998.

  12. ПодласыйИ.П. Педагогика. М., 1996.

  13. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

  14. Попков В.А., КоржуевА.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. М., 2001

  15. Ричардсон Гарри. Образование для свободы. М., 1997.

  16. Разин В.М. Культурология: Учебник. М., 1998.

  17. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.

  18. Савин Н.В. Педагогика. М., 1978.

  19. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  20. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие. М., 2000.

  21. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монографии.Волгоград, 1994.

  22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.
    М., 1995.

  23. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.

  24. Степаненко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

  25. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики. М., 1997.

  26. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. М., 2000.

  27. Френе С. Антология гуманной педагогики. М., 1997.

  28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.

  29. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. М., 1998.

  30. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов.М., 2002.

  31. Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике. ТРИЗ-педагогика как креативная технология образования: учебно-методическое пособие. Саратов, 2003.

  32. Ширяева В.А. Развитие творческо-исследовательской активности участников образовательного процесса, методика организации с применением теории решения изобретательских задач:Учебно-методическое пособие. Саратов, 2003.

  33. Ширяева В.А. Технология составления открытых учебных задач: теория и практика. Учебно-методическое пособие. - Саратов, 2002.

  34. Щедровицкий Г., Разин В., Алексеев К, Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.

  35. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

  36. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод. пособие. М., 1982.

67. Этнопедагогика: учебник. М., 1999.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Психология профессионального образования»

Введение в психологию профессионального образования.

Предмет, объект, цель и задачи, методы психологии профессионального образования. Предмет психологии профессионального образования. Индивидуальные и социально-психологические феномены, порождаемые профессиональным образованием. Междисциплинарные связи психологии профессионального образования с общей, социальной, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, эргономикой, педагогикой и социологией. Психологическая модель профессионала. Психологический анализ деятельности субъектов профессионального образования. Основные психологические концепции профессионального обучения и воспитания. Психология студенческой группы. Психологический анализ межличностного взаимодействия преподавателей и учащихся/студентов.

Методы психологии профессионального образования. Понятие исследовательского модуля. Метод наблюдения. Включенное наблюдение. Беседа, опрос, интервьюирование и анкетирование.

^ Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Метод анализа документов. Контент-анализ. Биографический метод. Каузометрия.

  2. Психолого-педагогический эксперимент. Лабораторные и естественные эксперименты. Психодиагностика. Тестирование. Тесты интеллекта и тесты достижений.

^ Тема 1. Психологическая модель профессионала.

Теории профессиональной карьеры. Профессиональный цикл. Этапы профессионального пути по Сьюперу. Этап роста. Этап исследования. Этап упрочения карьеры. Этап сохранения достигнутого. Этап спада. Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту. Идеальная профессиональная идентификация. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия. Реальная профессиональная идентификация. Становление профессионала. Факторы, влияющие на профессиональную карьеру: социально-экономический статус, этническая принадлежность, интеллект, профессиональные способности, пол, профессии родителей и их установки, Я-концепция. Эволюционные теории Ш. Бюлер, Лазарсфельда, Сьюпера. Психоаналитические теории Фрейда, Роу и их эвристические возможности. Профессия как способ удовлетворения осознанных и неосознанных потребностей.

Психологическая классификация профессий. Понятия профессии, специальности, рабочего поста. Профессиология, ее объект, предмет и задачи. Профессиография. Классификация профессий по типу работы и по сферам деятельности и ее недостатки. Цифровые системы классификации профессий и их компьютеризация. Словарь профессий. Категории профессий, их подразделения и группы. Функциональный анализ работы. Порядковые шкалы оценки трудности профессии относительно данных, людей и объектов и их независимость. Типовая четырехуровневая международная классификация профессий. Индекс профессии. Дополнительные параметры описания профессии. Профориентационные типы профессий Климова. Предмет, цель, орудия и условия труда. Типы, классы, подклассы, отделы и группы профессий по Климову. Требования профессий к психике человека. Формула профессии. Дифференциально-диагностический вопросник Климова и его модификация Йовайшей. Классификация профессий по Дж. Холланду. Классификация профессий Гарбера и ее системно-генетические основы.

^ Семинарское занятие: «Профориентационные типы профессий». Охарактеризуйте дерево профессий по Гарберу, его манипулятивные, интерактивные и рефлексивные ветви. В чем состоят социологический и психологический подходы к выбору профессий? Какова структура мотивации профессионального образования?

^ Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Психоаналитические теории Фрейда, Роу и их эвристические возможности.

  2. Профессия как способ удовлетворения осознанных и неосознанных
    потребностей.

Тема 2. Проблема выбора профессии. Психология профориентации и профотбора.

Социологический подход к проблеме выбора профессии в системе «человек-общество». Выбор профессии в зависимости от степени ее престижности, привлекательности и его следствия. Рейтинги престижности профессий по шкале Нэма-Пауэрс. Противоречие между потребностями общества и жизненными планами, желаниями, стремлениями, намерениями людей и способы его социально приемлемого разрешения. Психологический подход к проблеме выбора профессии в системе «человек-профессия». Противоречие между интересами, склонностями, способностями, жизненным опытом, профессиональной направленностью и требованиями профессии и способы его психологически приемлемого разрешения. Особенности первичного выбора профессии. Социологические исследования планов выпускников учебных заведений и их реализации, информированности о профессиях и путях получения специальности, профессиональных интересах. Психологические последствия крушения жизненных планов и социальные издержки общества. Понятие вторичного выбора профессии. Естественная и вынужденная смена профессии, ее причины. Особенности вторичного выбора профессии. Субъективные и объективные факторы, влияющие на вторичный выбор профессии. Социологический и психологический подходы к определению профориентации. Профориентация «от себя» и «на себя». Профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда, профессиональная консультация, профессиональная адаптация. Профессиональное самоопределение личности.

^ Семинарское занятие: «Социологический и психологический подходы к определению профориентации». Основные признаки профориентации «от себя» и «на себя». Модели социально и экономически ориентированной профориентации. Существующие гарантии профессионального самоопределения граждан. Этапы развития профориентации в России.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Гарантии профессионального самоопределения граждан.

  2. Пять «пороков» классической психотехники, по Климову.

  3. Профессиональные стандарты конструирования и использования тестов,
    этические нормы их применения.

Тема 3. Психология учащегося/студента и учебной группы.

Общая психологическая характеристика деятельности учащихся. Цели, способы, результат, предмет и стиль деятельности. Мотивация профессионального образования. Самоменеджмент и самообразование. Управление временем (тайм-менеджмент). Функциональный и пооперационный хронометраж. Ориентация и адаптация к учебной деятельности. Возрастные и половые особенности учащихся. Влияние индивидных характеристик на успешность обучения. Темперамент и характер. Профессиональная направленность, профессиональные интересы и склонности, профессиональные способности. Когнитивные (познава­тельные) психические процессы в деятельности учащихся и их динамика в процессе профессионального обучения. Роль ощущений, восприятий, представлений, воображения, памяти, мышления и речи в учебной деятельности. Внешне и внутренне направленное внимание. Переключение внимания. Взаимосвязи когнитивных процессов в процессе профессионального образования. Компьютерная метафора. Эмоционально-волевые процессы и психические со­стояния учащихся. Учебные стрессы и методы управления ими. Профессиональная вынос­ливость. Социальный интеллект. Самооценка учащегося.

^ Семинарское занятие: «Учебные стрессы и методы управления ими». Эмоциональ­но-волевые процессы и психические состояния учащихся/студентов. Взаимосвязи когнитив­ных процессов в процессе профессионального образования. Компьютерная метафора.

^ Семинарское занятие: «Тестирование». Основные методы психологии профессионального образования (наблюдение, беседа, опрос, контент-анализ, биографический метод, эксперимент, тестирование). Тест: виды и формы. Варианты тестирование по их содержа­нию. Цели психологического тестирования. Надежность и валидность тестов.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Понятие учебного самознания, по Б.Г.Ананьеву.

  2. Структура социона. Учебная группа как социон или его часть.

Тема 4. Динамика учебной группы в процессе профессионального образования.

Классификация учебных групп и методы их изучения. Формальная и неформальная структура малой группы. Референтные группы и группы членства. Групповые нормы и про­цесс формирования учебных групп. Дифференциация учащихся по критерию успешности обучения. Когнитивная и эмоционально-коммуникативная функции группы. Феномен конформности (группового давления). Виды социальной власти. Власть авторитета в учебных группах (С.Милгрэм). Лидерство и руководство в учебных группах. Трехкомпонентная теория лидерства. Социометрия, по Я. Морено. Социальный атом и социальная вселенная. Социометрические критерии. Социоматрица. Социограмма. Социометрические индексы. Со­циометрический статус и профессиональное образование. Соотношение групповой оценки и самооценки. Эмоциональные (аффективные) и деловые (когнитивные, практические) лидеры и групповая сплоченность. Изгои, аутсайдеры и изолированные учащиеся/студенты. Одно­родные и разнородные по полу учебные группы. Социально-психологический климат учебной группы.

Психологические особенности деятельности преподавателя при проектировании и перепроектировании учебной дисциплины, подготовке и чтении лекции, проведении семи­наров, практических занятий и коллоквиумов, деловых и ролевых игр, принятии зачетов и экзаменов. Требования, предъявляемые к преподавателю активными методами обучения.

Организация принятия групповых решений. Феномен сдвига риска при принятии групповых решений. Организация учебных фокус-групп. Психологические предпосылки ус­воения учебного предмета. Методы привлечения внимания учащихся, разжигания интереса к нему и желания освоить его. Учет возрастных и половых особенностей мотивации при про­ектировании учебной дисциплины. Использование элементов занимательности при проекти­ровании отдельных учебных занятий. Проектирование деловых и ролевых игр.

Психологический мониторинг, психологическое сопровождение и обеспечение учеб­ного процесса, практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Пси­хологическое обеспечение разработки и обоснования индивидуально-адаптивных и коллек­тивно-адаптивных информационных (компьютерных) программ развития личности и подго­товки профессионалов.

^ Семинарское занятие: «Социометрия». Социометрические критерии. Разница между социоматрицой и социограммой. Основные социометрические индексы. Соотношение груп­повой оценки и самооценки. Применение в процессе профессионального образования со­циометрических методов.

^ Семинарское занятие: «Психологическая служба как реализация гуманистических целей профессионального образования». Создание психологической службы в профессио­нальном образовании? Учет тендерных и возрастных особенностей учащихся/студентов при проектировании учебной дисциплины?

^ Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Связь индивидуально-личностного типа мотивации с эффективностью учебной
    деятельности.

  2. Основные представления о процессе обучения и его мотивации в зарубежной
    психологии. Объективные факторы, влияющие на результат учения.

  3. Психологическая формула успешного обучения.

Тема 5. Психология личности преподавателя.

Семинарское занятие: «Профессиональная деятельность преподавателя».

  1. Психологическая структура деятельности преподавателя.

  2. Структура и своеобразие социальных ролей преподавателя (педагог, воспит*
    тель, организатор, профессионал, ученый).

  3. Цели, мотивы, способы преподавания. Учебное и межличностное взаимоде!
    ствие преподавателя и учащихся/студентов, учебной группы.

  4. Психологическая классификация и типология преподавателей. Предпосыл»
    повышения эффективности деятельности преподавателя и критерии ее оценк]
    Личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) предпосылки.

  5. Оценка деятельности преподавателя учащимися/студентами и ее структура.

^

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Научная организация труда преподавателя.

  2. Психологическая характеристика педагогического мастерства и пути его формиров
    ния.

  3. Система поощрений (внутренних и внешних) труда преподавателя.

  4. Личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) предпосылки.

  5. Экстремальные и конфликтные ситуации в деятельности преподавателя, пути их рг
    решения и управления ими.

  6. Психология и этика взаимоотношений с коллегами, членами кафедры.

  7. Разработка, адаптация и сопровождение психодиагностических средств изучения
    контроля развития профессионально важных личностных свойств учащи
    ся/студентов.

^ Методические рекомендации по изучению дисциплины «Психология профессионального образования»

Психология профессионального образования - отрасль психологии, изучающая ш хологические факторы профессиональной деятельности (на всех этапах профессиональн подготовки, профессиональной самореализации, переподготовки, профессионального < вершенствования) с целью повышения ее эффективности.

Объект психологии профессионального образования - система профессиональнс (специального) образования, в свою очередь являющаяся составной частью, наряду с сие мой общего образования, системы образования в целом.

Предмет психологии профессионального образования - процесс формирования П] фессионально значимых качеств личности с учетом, с одной стороны, - специфических о бенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля, а с другое дифференционально-личностных и индивидуально-личностных особенностей человеке системе профессионального образования.

Курс «Психология профессионального образования» ориентирован на современв уровень психологической науки, включает разделы, посвященные общей, возрастной, со альной, дифференциальной, педагогической психологии, психологии труда, психоло: науки, психологии профессионального творчества, а также - прикладным направления] психологии.

Задачи, реализуемые предлагаемой программой:

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

уметь:

иметь представление:

Контрольные вопросы и задания по дисциплине «Психология профессионального образования»

  1. Структура психологической модели профессионала.

  2. Основные методы психологии профессионального образования (наблюдение, беседа, оп­
    рос, контент-анализ, биографический метод, эксперимент, тестирование).

  3. Профессиональный цикл.

  4. Этапы профессионального пути, по Сьюперу, Хейвигхероту, Климову.

  5. Типы профессий, по Климову.

  6. Дерево профессий, по Гарберу.

  7. Социологический и психологический подходы к выбору профессий.

  8. Структура мотивации профессионального образования.

  9. Психологические особенности основных видов учебной деятельности (лекция, семинар,практическое занятие, экзамен и т.д.).

  10. Структура социально-психологического климата учебной группы.

  11. Социально-психологические роли преподавателя профессионального образования / высшей школы.

  12. Методы оценки деятельности преподавателя.

  13. Методы повышения эффективности деятельности преподавателя.

  14. Учет тендерных и возрастных особенностей студентов при проектировании учебной дисциплины.

  15. Объективные и субъективные предпосылки для создания психологической службы образовательного учреждения?

ЛИТЕРАТУРА

  1. АкоповГ.В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993.

  2. Альманах психологических тестов. М., 1996.

  3. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.

  4. Анисимов О.С., Дергач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1991.

  1. АсмоловАГ. Психология индивидуальности. М, 1986.

  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  3. Батаршев А.В. Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии. М., 1997.

  4. Березин Ф.Б.Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

  5. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, ЛАЛетровской,
    ОБ.Соловьевой. М., 1997.

  6. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. М., 1980.

  7. Выготский Л. С. Лекции по психологии СПб., 1999.

  8. ГарберЕ.И. Системно-генетическая психология. Саратов, 1998.

  9. ГиптнрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию. М., 1973.

  10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград, 1988.

  11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.

  12. Елисеев О.П. Конструтивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

  13. Ильин ЕЛ. Мотивы и мотивация. СПб., 1999. *

  14. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методика изучения. Киев, 1998.

  15. Ильин ЕЛ. Психология воли. СПб., 2000.

  16. Зейгарник Б.Д. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

  17. КоулМ. Культурно-историческая психология. М., 1997.

  18. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

  19. Кэлвин С. Холл, Гарднер Л. Теории личности. М., 1999.

  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

  21. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

  22. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф.Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

  23. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М., 1990.

  24. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения. Волгоград, 1988.

  25. Овчинников Б.В., Павлов КВ., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

  26. Основы педагогики и психологи высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

  27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 томах. Ростов н/Д. 1996.

  28. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Головей Л.А. и др. СПб., 2002.

  29. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А.Крылова. Л., 1990.

  30. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.

  31. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. М., 1999.

  32. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.

  33. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. / Под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Карастылёвой. СПб., 2001.

  34. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. / Под ред. Л.А.Карастылёвой. СПб.,2001.

  35. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.

40/Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., 1998.

  1. РеанАА. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.

  2. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.

  3. Роббер М-А, Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

  4. Рогов ЕМ. Настольная книга психолога. М., 1999. Кн. 1.

  5. Разин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.

  6. Рубинштейн С.Я. Общая психология. М., 1989.

  7. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2000.

  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

  9. Сто экзаменационных ответов по психологии. Ростов н/Д., 1999.

  10. Усанова О.А. Специальная психология. М., 1990.

  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  12. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

  13. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986.

  14. ЦукерманГЛ. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Рига, 1997.

  15. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

programma-razvitiya-shkoli-na-2007-2012-godi-vnedrenieinnovacionnih-obrazovatelnih-programm-stranica-6.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2009-2012-uchebnie-godi-s-russkaya-gvozdyovka-2009-g.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2010-2015-godi-soderzhanie.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2011-2015-godi-prinyata-pedagogicheskim-sovetom-stranica-4.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2011-2015g-g.html
programma-razvitiya-shkoli-orientirovannaya-na-status-opornoj-shkoli-gurevskogo-obrazovatelnogo-okruga-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroiteli-svoe-otchudili-teper-chudesa-dolzhna-tvorit-vlast-schitaet-nikolaj-koshman.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12obyazannosti-otvetstvennost-potrebitelej-za-vipolnenie-pravil.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-ocenka-proizvodstvennogo-potenciala-na-promishlennih-predpriyatiyah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-19-glen-charlz-kuk.html
  • education.bystrickaya.ru/23-prognoziruemie-velichini-predstavlenie-vihodnih-dannih-k-diplomnoj-rabote.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-konkursa-modnie-vershini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologiya-avtomatizaciya-litejnih-processov-chast-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nashi-dostizheniya-doklad-vklyuchaet-v-sebya-obshuyu-harakteristiku-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kontingenta-obuchayushihsya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-ceni-na-produkciyu-i-ih-vliyanie-na-rentabelnost-korporacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-finansi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-zasegnato-ot-prestplenie-licechl-90-prava-i-kompetencii-na-zasegnato-ot-prestplenie-lice-.html
  • report.bystrickaya.ru/hamatovoj-blagodarni-sotni-teper-uzhe-zdorovih-detej-a-za-chto-skazhut-spasibo-sobchak.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-ustroen-kompyuter-lyubaya-kompyuternaya-programma-predstavlyaet-soboj-posledovatelnost-otdelnih-komand-komanda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-znat-o-svoem-znanii-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-sereznih-chitatelej-v-tom-chisle-starshim-shkolnikam.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srok-realizacii-01-09-2010-01-07-2011-bijsk.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-denezhnoe-obrashenie-i-denezhnaya-sistema-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/opredelenie-ponyatij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/altaj-himalaite-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematika-dlya-ekonomistov-ch2-070-44-voprosa-50-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/televidenie-i-radioveshanie-zakon-o-gosudarstvennom-byudzhete-na-2007-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-obucheniya-i-vospitaniya-lic-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-moskva-21-23-iyunya-2011-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-obshej-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-psihologii-seriya-praktikum-po-psihologii-stranica-40.html
  • institute.bystrickaya.ru/gofurov-abdurahmon-pravozashitnij-centr-memorial-.html
  • esse.bystrickaya.ru/radiacionnaya-obstanovka-v-zonah-zagryazneniya-obuslovlennih-avariyami-na-chaes-i-po-mayak.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-skazka-o-medvedihe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-6osnovnie-pokazateli-buhgalterskoj-i-finansovoj-otchyotnosti-obshestva-za-poslednie-3-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-svoboda-slova-pravovoj-komponent-liberalnoj-modeli.html
  • tests.bystrickaya.ru/lokalnie-i-globalnie-kompyuternie-seti-adresaciya-v-setyah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshee-opisanie-sistemi-upravleniya-programmoj-prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie-zayavka-na-uchastie.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-kursovogo-i-diplomnogo-proektirovaniya-moskva-2009.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-fakultativa-rabota-s-materialami-publicistiki-specialnost-050303-inostrannij-yazik-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-kvalifikaciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovozzreniya-mifologicheskoe-religioznoe-filosofskoe-predislovie-sostavitelya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-viziti-inostrannih-delegacij-itogi-primechaniya-19-iyunya-4-iyulya-poezdka-narodnoj-delegacii-iz-respubliki-komi.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschetno-graficheskoe-zadanie-zakoni-sohraneniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-polozheniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-5-706-14-fevralya-2011-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-parageneticheskie-produktivnie-mineralnie-associacii-na-mestorozhdeniyah-blagorodnih-metallov-kazahstana-i-zarubezhnih-stran.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.