Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011-2013 годы
.RU

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011-2013 годы


УТВЕРЖДЕНА


постановлением Правительства

Кировской области

от №


ПРОГРАММА

повышения эффективности бюджетных расходов Кировской

области на 2011-2013 годы


Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» и Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2011 год.


1. Необходимость разработки и реализации Программы


Управление общественными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование методов бюджетирования следует рассматривать как одно из основных направлений повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Традиционная бюджетная система не позволяла четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носила сметный характер, основанный не на объемах оказываемых государственных услуг, а на необходимости содержания существующей бюджетной сети.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальность оптимального расходования средств значительно повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах.

В Российской Федерации вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, стали актуальными с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации.

С целью достижения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации в Кировской области внедряется такой элемент финансово-правового регулирования, как бюджетирование по результатам, что позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными. Определенные результаты в данном направлении в нашей области уже достигнуты, осуществлен переход от финансирования учреждения к финансированию услуги.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, явился одним из основных направлений реформы бюджетного процесса, произошедшей в рамках успешно завершившейся в 2006 году Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области (далее – Программа реформирования), утвержденной постановлениями Правительства Кировской области от 25.10.2004 № 19/238 «Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области» и Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 № 41/189 «Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области». В рамках Программы реформирования был проведен комплекс мероприятий, направленных на реформу бюджетного процесса и управления расходами. Ход процесса реформирования бюджетной сферы отслеживался и на региональном, и на муниципальном уровнях.

Самым трудоемким этапом реформирования бюджетного процесса в области был процесс формирования бюджетирования, ориентированного на результат, который включал в себя создание системы и установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, а также учет потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Фундаментом новых бюджетных отношений стал единый системный перечень бюджетных услуг, востребованных населением и юридическими лицами.

Постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/41 «О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами» был утвержден перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении и на основе которого должны формироваться расходы областного бюджета. Изначально при формировании расходов областного бюджета на 2006 год перечень был представлен бюджетными услугами по пяти отраслям социальной сферы: здравоохранению, образованию, социальной политике, культуре и физкультуре. По каждой бюджетной услуге был разработан финансовый норматив. Учитывая, что в 2005 году определение и утверждение перечня было делом абсолютно новым, его «отладкой» приходилось заниматься непосредственно в ходе работы. В течение 2006 года перечень бюджетных услуг был доработан, стал значительно шире и включал уже предоставление бюджетных услуг по 18 отраслям. Начиная с областного бюджета на 2007 год, этот перечень охватил практически все расходы областного бюджета, кроме расходов на предоставление межбюджетных трансфертов и реализацию областных целевых программ.

Указанным постановлением были утверждены Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и Порядок учета результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг, в соответствии с которыми результаты ежегодной оценки учитывались при планировании расходной части областного бюджета на очередной финансовый год.

На основании мониторинга выполнения установленных государственных заданий по предоставлению бюджетных услуг осуществляется работа по установлению взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами, что позволяет систематизировать цели и задачи органов исполнительной власти области в пределах их полномочий.

Так, в 2007 году объем расходов областного бюджета, сформированный на основе перечня бюджетных услуг, возрос в 3 раза по сравнению с 2006 годом и составил 6,9 млрд. рублей, в 2008 году - 7,2 млрд. рублей, а в 2011 году увеличение данных расходов составило до 7,5 млрд. рублей.

Оценить последствия невыполнения государственного задания по предоставлению бюджетных услуг достаточно сложно. Во-первых, это связано с тем, что само государственное задание устанавливается по предложениям органов исполнительной власти, и в ряде случаев оно может быть просто завышено. Во-вторых, на сегодняшний день нет каких-либо рекомендаций и методик по расчету реальной потребности населения в той или иной услуге. Объем услуг рассчитывается по фактическому их предоставлению за ряд последних лет. Фактическое предоставление услуг и их реальная потребность - понятия разные. Анализ выполнения установленных Правительством области государственных заданий по предоставлению бюджетных услуг проводится ежегодно не только в целях оценки эффективности бюджетных расходов, но и для рассмотрения основных направлений деятельности органов власти на перспективу.

На сегодняшний день постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2008 № 156/511 «О методах бюджетирования, ориентированного на результат» утвержден перечень государственных услуг (работ), по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (выполнении). В соответствии с данным постановлением органами исполнительной власти области ежегодно проводится оценка потребности в предоставлении государственных услуг (работ) в натуральном и стоимостном выражении.

На основании результатов проводимой оценки департаментом финансов Кировской области готовится проект распоряжения Правительства Кировской области об утверждении показателей, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) в разрезе главных распорядителей средств областного бюджета и государственных услуг (выполняемых работ). Указанные показатели используются при составлении проекта областного бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) на очередной финансовый год и для формирования главными распорядителями средств областного бюджета государственного задания.

С целью повышения качества предоставления государственных услуг (выполнения работ), доступности их предоставления гражданам и юридическим лицам для производителей государственных услуг (работ) были разработаны и утверждены постановлением Правительства Кировской области от 11.01.2009 № 158/571 «Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (выполнения работ)» областные стандарты качества предоставления государственных услуг (выполнения работ). Наличие стандартов качества предоставления государственных услуг (выполнения работ) позволяет определить, отвечает ли работа учреждений, оказывающих государственные услуги (выполняющих работы), установленным критериям качества их предоставления. Кроме того, стандарты устанавливают необходимый уровень качества и доступности государственных услуг (работ).

Финансовые нормативы для расчета бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) установлены постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/284 «Об утверждении Методики формирования доходов областного бюджета и отдельных показателей для определения межбюджетных трансфертов».

Также одним из инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, являются целевые программы.

Начиная с 2006 года, областные департаменты и управления начали разработку ведомственных целевых программ, которые являются основной формой реализации программно-целевого планирования, и этот процесс имеет положительную динамику. Если в 2007 году субъектами бюджетного планирования в соответствии с их функциями было реализовано 35 ведомственных целевых программ, то в 2008 году было реализовано уже 37 программ, в 2009 году - 39 программ, в 2010 году – 42 программы, объем финансирования ведомственных целевых программ увеличился с 2,9 млрд. рублей в 2007 году до 4,7 млрд. рублей в 2010 году.

В 2011 году запланировано к реализации 75 ведомственных целевых программ на сумму 24,7 млрд. рублей, доля расходов, запланированных в рамках программ, составила 75,2% к общему объему расходов областного бюджета.

Разработка и реализация областных целевых программ применяется на территории области с 2005 года. Порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ был установлен постановлением Правительства Кировской области от 30.06.2005 № 37/155 «О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области». На сегодняшний день с учетом изменившихся требований бюджетного законодательства разработка, формирование и реализация областных целевых программ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 «О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области».

В 2011 году запланировано к реализации 29 областных целевых программ на сумму 4,8 млрд. рублей, доля расходов, запланированных в рамках программ, составила 14,7% к общему объему расходов областного бюджета.

Доля расходов, запланированных в рамках программно-целевого метода, в 2011 году составила 89,9% от общего первоначального объема расходов областного бюджета.

В рамках реформирования бюджетного процесса с 2005 года стал применяться еще один инструмент бюджетирования, ориентированного на результат, – доклады органов исполнительной власти о результатах и основных направлениях их деятельности. Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/137 «О применении программно-целевых методов в бюджетном планировании» были утверждены Положение о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и Положение об оценке результативности бюджетных расходов и корректировках предоставляемых субъектам бюджетного планирования бюджетных средств исходя из уровня достижения запланированных результатов.

В целях совершенствования нормативной базы и повышения результативности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти области принято постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/264 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области».

Составление органами исполнительной власти области докладов практикуется с 2006 года. Несмотря на это, некоторые органы исполнительной власти до настоящего времени сталкиваются с затруднениями при определении стратегических целей, тактических задач и конкретных конечных результатов своей деятельности.

В результате проведенных преобразований сформирована целостная система управления общественными финансами Кировской области путем:

организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;

инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;

введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, государственных заданий);

расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг (работ);

создания предпосылок для оказания государственных услуг в электронном виде;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями;

внедрения системы внутреннего государственного финансового контроля;

внедрения казначейской системы исполнения областного бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом областного бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

совершенствования системы государственных (муниципальных) закупок, установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Реализация запланированных мероприятий Программы реформирования позволила привести систему управления общественными финансами Кировской области в состояние, характеризующееся следующими показателями и результатами, приведенными в таблице 1.


Таблица 1


Показатели и результаты, характеризующие состояние системы

управления общественными финансами Кировской области

за 2008-2010 годы




Наименование (описание) показателей и результатов

2008 год

2009 год

2010 год

1

Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, %, в том числе:

23,8

25,3

24,7




областных целевых программ, %

10,9

11,5

12,5




ведомственных целевых программ, %

12,9

13,8

12,2

2

Доля государственных автономных учреждений в общем числе государственных учреждений Кировской области, %

9

11,3

14,6

3

Доля расходов на выполнение государственных заданий учредителя государственными автономными учреждениями Кировской области в общем объеме расходов на обеспечение деятельности государственных учреждений Кировской области, %

0,43

1,8

4

4

Объем государственного внутреннего долга Кировской области, млн. рублей по состоянию на конец отчетного периода

3690,4

6370,5

8628,7

5

Доля государственного внутреннего долга Кировской области в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, % по состоянию на конец отчетного периода

24,8

45,7

49,6

6

Формирование областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, (да / нет)

нет

да

нет

7

Исполнение областного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначальному утвержденному плану, %

131,0

82,7

125,3

8

Доля органов исполнительной власти Кировской области, осуществляющих подготовку докладов о результатах и основных направлениях деятельности на очередной финансовый год и плановый период, %

0

100

100

9

Доля органов исполнительной власти Кировской области, по которым осуществлялась оценка качества финансового менеджмента, %

0

100

100

10

Доля органов исполнительной власти, имеющих в штате подразделения (специалистов), выполняющих функции внутреннего государственного финансового контроля, %

58,6

65,5

64,5


Вместе с тем не все в полной мере удалось реализовать на практике, некоторые из перспективных мероприятий реализуются с недостаточной результативностью:

бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием, структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально-экономического развития области;

главные распорядители и получатели бюджетных средств осуществляют финансово-экономическое планирование, не уделяя должного внимания обоснованности и достижению планируемых показателей результативности осуществляемых расходов;

сложившаяся организационно-правовая форма учреждений бюджетной сферы не способствует развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных услуг;

существует потребность в совершенствовании методик оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области;

недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления муниципальных образований области в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из областного бюджета;

необходимость инвентаризации государственного имущества с целью максимального использования объектов областной собственности, а также для реализации органами государственной власти области их полномочий;

необходимость совершенствования системы контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Наряду с перечисленными проблемами существует ряд объективных причин, которые являются основанием для разработки данной Программы:

необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита областного бюджета, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;

ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению и юридическим лицам государственных услуг;

высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.


^ 2. Цели и основные задачи Программы


Целью Программы является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан, юридических лиц и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Кировской области.

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области.

Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально-экономического развития;

повышения эффективности использования региональной и муниципальной собственности;

обеспечения сбалансированности областного бюджета;

повышения эффективности управления государственным долгом Кировской области;

совершенствования процедур формирования и исполнения областного бюджета, межбюджетных отношений;

создания условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области по обеспечению государственных услуг;

оптимизации структуры органов исполнительной власти Кировской области исходя из ориентации на достижение общественно значимых результатов;

ориентации деятельности органов исполнительной власти Кировской области, государственных учреждений на достижение конкретных результатов;

создания механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов;

повышения качества управления финансами;

повышения прозрачности и подотчетности деятельности органов исполнительной власти Кировской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения указанных задач в 2011 - 2013 годах необходимо реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области;

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Кировской области;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;

совершенствование системы межбюджетных отношений и повышение эффективности распределения бюджетных средств;

оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения;

развитие государственного финансового контроля;

внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;

развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов исполнительной власти Кировской области.

Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.


^ 3. Система мероприятий Программы


3.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области


Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области является необходимым условием достижения целей и решения задач Программы.


^ 3.1.1. Анализ текущего состояния


Сбалансированное бюджетное планирование на долгосрочной основе является важным инструментом реализации Программы.

Переход к среднесрочному бюджетному планированию создает благоприятные условия для повышения качества финансового планирования и обеспечивает реализацию стратегии долгосрочного экономического развития области. Среднесрочное бюджетное планирование позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития области и проводимой бюджетной политикой. Оно призвано обеспечить предсказуемость, прозрачность и преемственность этой политики, а также ее поэтапное совершенствование на основе внедрения программно-целевого метода управления бюджетными расходами. Кроме того, это позволяет планировать долговременные проекты и программы и способствует оптимизации бюджетных расходов.

Решение о среднесрочном планировании областного бюджета было принято в соответствии с Бюджетным посланием Губернатора Кировской области Законодательному Собранию Кировской области на 2009 – 2011 годы при составлении и утверждении Закона Кировской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Однако применение среднесрочного бюджетного планирования возможно только в условиях стабильного и прогнозируемого сценария развития экономики области.

Спад производства, снижение экономической активности, снижение значений экономических показателей развития области в 2009 году, произошедшие в результате «финансового кризиса», и, как следствие, сложность прогнозирования бюджетообразующих показателей внесли свои коррективы в реализацию бюджетной политики в части среднесрочного планирования. В Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в июне 2009 года были внесены изменения, в соответствии с которыми положения, относящиеся к плановому периоду 2010 и 2011 годов, признаны утратившими силу.

По аналогичной причине исключением по среднесрочному планированию были 2010 и 2011 годы. В то же время постановлениями Правительства Кировской области от 15.09.2009 № 24/295 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Кировской области на 2010 - 2012 годы» и от 13.09.2010 № 68/435 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Кировской области на 2011 - 2013 годы» разрабатывался и утверждался среднесрочный финансовый план на трехлетнюю перспективу.

Финансовый кризис, результатом которого стало резкое снижение доходов областного бюджета, поставил под угрозу возможность стабильного исполнения расходных обязательств. Сгладить колебания поступлений доходов позволит внедрение в бюджетный процесс инструментов «сбережения доходов» бюджета путем создания резервного фонда Кировской области.

Кировская область является регионом с ограниченным налоговым потенциалом, существенным объёмом социальных расходов и высокой потребностью в капитальных вложениях практически во все области государственной деятельности. В этих условиях для долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области необходимо при установлении целей социально-экономического развития региона учитывать объективно обусловленные ограничения бюджетного дефицита и уровня государственного долга Кировской области. При формировании областного бюджета и принятии новых расходных обязательств необходимо учитывать долгосрочный прогноз основных параметров бюджетной системы, в том числе допустимых темпов роста государственного долга Кировской области, а также осуществлять систематический анализ оценки рисков для бюджета, возникающих в связи с принятием условных обязательств.

Динамика объема дефицита (профицита) областного бюджета и объема государственного внутреннего долга Кировской области, начиная с 2008 года, приведена в таблице 2.


Таблица 2


Динамика дефицита (профицита) областного бюджета

и объема государственного внутреннего долга Кировской области


Год

Дефицит (-) / профицит (+) областного бюджета,

млн. рублей

Объем государственного внутреннего долга Кировской области по состоянию на конец периода, млн. рублей

2008

+271,2

3690,4

2009

-2849,9

6370,5

2010

-1127,9

8628,7

2011

-3074,3

9498,8

2012

-528,5

9295,8

2013

-1448,3

10042,6


В результате обеспечения сбалансированности областного бюджета за ряд предыдущих лет и реализации антикризисных мер 2008 – 2009 годов уровень государственного долга Кировской области достиг значительного уровня. По состоянию на 01.01.2011 его объём составил 8 628,7 млн. рублей, или 49,7% от фактического объёма доходов областного бюджета без учёта безвозмездных поступлений.

Структура государственного долга на 01.01.2011 сложилась следующим образом: кредиты кредитных организаций – 51% от общего объёма государственного долга, обязательства перед федеральным бюджетом – 19%, государственные гарантии Кировской области – 30%. Динамика государственного внутреннего долга Кировской области за последние три года, а также прогноз на 2011-2013 годы приведены в таблице 3.


Таблица 3


Динамика государственного

внутреннего долга Кировской области (2008-2013 годы)


(млн. рублей)

Статьи государственного внутреннего долга

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Государственные ценные бумаги

210,0

-

-

-

-

-

Кредиты кредитных организаций

2 100,0

3 060,0

4 370,0

7 064,3

7 916,1

9 099,8

Бюджетные кредиты

5,8

990,2

1677,6

1558,6

735,4

500,0

Государственные гарантии Кировской области

1374,6

2320,3

2581,1

875,9

644,3

442,8

Государственный долг – всего

3690,4

6370,5

8628,7

9498,8

9295,8

10042,6

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга

123,2

146,5

212,6

420,0

500,0

500,0



За последние 3 года кредиты кредитных организаций являются основным инструментом привлечения заёмных средств для целей областного бюджета. Использование механизма открытых аукционов позволяет получить приемлемые процентные ставки по банковским кредитам. Оперативность, отсутствие финансовых посредников, возможность использования различных кредитных инструментов с применением гибких графиков привлечения и погашения основного долга в зависимости от текущей потребности областного бюджета делают в настоящее время банковские кредиты наиболее эффективной формой государственных заимствований для Кировской области. В связи с этим в 2008-2010 годах было принято решение отказаться от размещения областных облигационных займов. Такое решение принято и в текущем 2011 году.

Наряду с банковскими кредитами Кировская область в 2009 – 2010 годах привлекла несколько федеральных бюджетных кредитов на общую сумму 1 618,6 млн. рублей.

Безусловно, бюджетные кредиты – наиболее дешевый вид заимствований (годовая процентная ставка по кредитам составляет 1/4 ставки Центрального банка России), и период использования данных кредитов составляет от 3 до 5 лет, но их доступность для областного бюджета порой бывает ограничена, поэтому их доля в составе государственного долга Кировской области значительно ниже доли банковских кредитов.

На сегодняшний день 30% общего объёма долговых обязательств Кировской области – это государственные гарантии Кировской области. Обязательства по государственным гарантиям Кировской области являются условными, но вместе с тем наиболее рискованными, так как ответственность по ним возникает в виду обстоятельств, не зависящих от гаранта. За последние 3 года случаев исполнения за счёт средств областного бюджета обязательств по предоставленным государственным гарантиям Кировской области не было.

При достаточно высоком для региона уровне государственного долга Кировская область тратит сравнительно небольшие средства на его обслуживание. В 2010 году на уплату процентов за пользование банковскими и бюджетными кредитами из областного бюджета направлено 212,6 млн. рублей, что составило 0,65% от общего объёма фактических расходов областного бюджета (в 2008 году – 0,47%, в 2009 году – 0,48%).

В целях повышения эффективности управления государственным долгом необходимо вести работу по оптимизации структуры государственного долга Кировской области, использованию доступных механизмов управления ликвидностью областного бюджета, применению рыночных механизмов заимствований областного бюджета.

В целях оптимизации структуры государственного долга Кировской области, снижения рисков возникновения неэффективных расходов, связанных с принятием условных обязательств, для поддержки реализуемых на территории Кировской области социально-значимых проектов планируется задействовать механизм залогового фонда Кировской области, снизив тем самым долю обязательств по государственным гарантиям Кировской области в общем объёме государственного долга Кировской области.

Работа по созданию залогового фонда Кировской области была начата в 2010 году, результатом которой стало принятие Закона Кировской области от 06.10.2010 № 551-ЗО «О залоговом фонде Кировской области» (далее – Закон от 06.10.2010 № 551-ЗО). Законом от 06.10.2010 № 551-ЗО определено, что залоговый фонд предназначен для обеспечения исполнения обязательств:

частных инвесторов, инвестиционные проекты которых включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с Законом Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей;

юридических лиц при реализации ими инвестиционных и инновационных проектов на территории Кировской области, мероприятий областных целевых программ.

В целях реализации Закона от 06.10.2010 № 551-ЗО постановлением Правительства Кировской области от 24.02.2011 № 91/53 «О некоторых мерах по реализации Закона Кировской области «О залоговом фонде Кировской области» утверждено Положение о порядке предоставления в залог имущества залогового фонда Кировской области.

Указанные выше нормативные правовые акты области позволят задействовать залоговый фонд Кировской области уже в текущем году.

Для покрытия временных кассовых разрывов планируется использование таких механизмов управления ликвидностью счета областного бюджета, как привлечение во временное распоряжение остатков средств областных государственных бюджетных учреждений и остатков целевых средств федерального бюджета. После создания на федеральном уровне механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, данный механизм также планируется задействовать для покрытия временных кассовых разрывов областного бюджета.

Также необходимо совершенствование процесса планирования заимствований с учётом периодов наибольшей потребности областного бюджета в заёмных средствах и недопущения единовременного отвлечения значительного объёма средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Кировской области.

Чёткое соблюдение сроков исполнения долговых обязательств, повышение прозрачности долговой политики и обеспечение раскрытия информации о государственном долге Кировской области позволит сохранить репутацию Кировской области как добросовестного и эффективного заёмщика.

Одной из проблем сбалансированности областного бюджета является недостаточно высокое качество прогнозирования объема расходов главными распорядителями средств областного бюджета, необходимых для обеспечения деятельности подведомственных им учреждений, исполнения принятых расходных обязательств в течение квартала или месяца, что в течение финансового года приводит к образованию остатков средств на едином счете областного бюджета. Анализ осуществления кассовых выплат за последние три года показал, что наибольший объем расходов областного бюджета - от 31,3 процента до 31,9 процента от годового объема ассигнований - осуществляется в IV квартале соответствующего финансового года. При этом доля расходов областного бюджета в I квартале варьирует от 17% в 2008 году до 16,2% в 2010 году.

Установление ответственности главных распорядителей средств областного бюджета за качество составления кассового плана и соблюдение его показателей будет способствовать более ритмичному использованию средств областного бюджета в течение финансового года и снижению объема остатков бюджетных средств на едином счете областного бюджета, а в результате более эффективному расходованию бюджетных средств.

Кроме того, качественное составление и ведение кассового плана в условиях дефицита областного бюджета позволит минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств путем регулирования сроков привлечения и гашения кредитных ресурсов.

Реализация в 2005-2006 годах жестких мер в отношении кредиторской задолженности областных государственных учреждений позволила достичь отсутствия просроченной кредиторской задолженности на протяжении последних лет. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе государственных учреждений, анализ факторов ее возникновения. Проводится работа по анализу возникновения кредиторской задолженности местных бюджетов и принимаются меры по ее снижению. Динамика кредиторской задолженности государственных учреждений Кировской области за 2008-2010 годы представлена в таблице 4.


Таблица 4


Динамика кредиторской задолженности

государственных учреждений Кировской области (2008-2010 годы)


(млн. рублей)

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Кредиторская задолженность по состоянию на конец отчетного периода – всего

в том числе:

105,7

106,1

123,2

просроченная кредиторская задолженность

нет

нет

нет


Основной целью управления государственным имуществом Кировской области является обеспечение реализации органами государственной власти области их полномочий. Первоочередной задачей при достижении данной цели является максимальное задействование объектов областной собственности для реализации полномочий области и освобождение от излишнего имущества.

Текущая ситуация показывает, что не все органы исполнительной власти и областные государственные учреждения наделены в достаточной мере областным имуществом для исполнения своих полномочий. По предварительным данным, в аренде (безвозмездном пользовании) областных государственных учреждений находится более 60 тыс. кв. метров помещений иных форм собственности, в том числе федеральной и муниципальной. Расходы областного бюджета на оплату таких помещений составляют более 24 млн. рублей в год. В связи с этим возникает необходимость минимизировать расходы областного бюджета на данные цели.

Актуальным остается вопрос проведения технической инвентаризации государственного недвижимого имущества области и оформления прав на него. Наличие технического (кадастрового) паспорта на объект и государственной регистрации права является необходимым условием для осуществления с объектами каких-либо сделок: передачи в аренду, безвозмездное пользование, залог, продажи, а также передачи в собственность Российской Федерации и муниципальных образований.

По состоянию на 01.03.2011 в реестре государственного имущества Кировской области учтено 5533 объекта недвижимого имущества. Имеются технические (кадастровые) паспорта на 3250 объектов (или 58,7%), а зарегистрировано право (собственности области, оперативного управления или хозяйственного ведения) на 2472 объекта (или 44,7%).

Одним из основных вопросов эффективности бюджетных расходов является вопрос аренды государственного имущества Кировской области. Доходы от аренды государственного имущества являются одним из основных источников неналоговых доходов областного бюджета. Динамика поступления доходов от аренды государственного имущества в 2008- 2010 годах представлена в таблице 5.


Таблица 5


Динамика поступления доходов от аренды государственного имущества (2008-2010 годы)


(млн. рублей)

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Объем доходов от аренды государственного имущества

48,2

57,2

49,9


Предоставление государственного имущества в аренду осуществляется в соответствии с Положением о предоставлении в аренду государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 08.07.2009 № 16/191 «О предоставлении государственного имущества Кировской области в аренду».

С 01.01.2011 в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все областные государственные учреждения разделены на 3 типа: казенные, бюджетные, автономные. Доходы от сдачи в аренду государственного имущества, переданного бюджетным и автономным учреждениям, начиная с 2011 года, остаются в распоряжении соответствующих учреждений. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования областных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы аренды государственного имущества Кировской области, в частности, детальной регламентации процедур сдачи в аренду имущества бюджетными и автономными учреждениями, а также контроля за соблюдением соответствующими учреждениями установленных процедур и поступлением арендной платы на счета учреждений.

Целью проведения данных мероприятий должно стать увеличение доходов от аренды государственного имущества Кировской области с учетом доходов областного бюджета непосредственно, а также доходов, остающихся в распоряжении учреждений.

Департаментом государственной собственности Кировской области ведется мониторинг деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений. В рамках заключенных с муниципальными образованиями области соглашений о взаимодействии в области эффективного управления имуществом и обеспечения поступлений доходов от его использования в консолидированный бюджет области в 2008-2010 годах департаментом государственной собственности Кировской области проведен анализ управления муниципальным имуществом в 39 муниципальных районах. В ходе данной работы осуществлялся и анализ нормативной базы муниципальных образований в сфере управления муниципальным имуществом.

В сфере предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование при определении размера арендной платы установлен приоритет использования механизма независимой оценки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». С 01.01.2011 при расчете арендной платы во всех муниципальных образованиях исключено применение коэффициентов спроса.

Совокупная оценка ситуации, сложившейся в сфере управления имущественными комплексами на муниципальном и региональном уровне, позволяет сделать вывод о возможности повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти области в данном сегменте их компетенции путем реализации мер по упорядочению состава муниципального и государственного имущества.

На обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировской области, помимо уровня дефицита (профицита) бюджета, государственного внутреннего долга и кредиторской задолженности государственных учреждений, существенное влияние оказывает объем выпадающих доходов бюджета Кировской области в результате предоставления налоговых льгот, недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в привлечении доходов в местные бюджеты, точность прогнозирования доходов бюджета Кировской области.

Законами Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» и от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» предоставлены налоговые преференции в виде освобождения от уплаты либо снижения ставок по транспортному налогу и налогу на имущество организаций. Установленные льготные режимы налогообложения приводят к неполной мобилизации налогового потенциала, эффективность которых в экономическом и социальном аспекте не всегда оправдана.

Данные о выпадающих доходах областного бюджета по предоставленным налоговым льготам по региональным налогам представлены в таблице 6.


Таблица 6


Выпадающие доходы областного бюджета в результате предоставления налоговых льгот по региональным налогам (2008-2009 годы)


Наименование показателя

2008 год

2009 год

Объем выпадающих доходов областного бюджета, млн. рублей

710,6

806,4

Доля выпадающих доходов в общем объеме налоговых доходов областного бюджета, %

5,0

6,3


Значительные суммы выпадающих доходов областного бюджета сложились:

по налогу на имущество организаций - за счет предоставления льгот органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетным учреждениям, сельскохозяйственным товаропроизводителям и частным инвесторам;

по транспортному налогу - за счет льгот, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, органам государственной власти области, областным государственным учреждениям и муниципальным учреждениям здравоохранения и образования.

В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/407 «Об оценке эффективности региональных налоговых льгот», в Кировской области осуществляется оценка эффективности предоставления региональных налоговых льгот. Анализ эффективности предоставленных региональных налоговых льгот ежегодно публикуется на сайте департамента финансов Кировской области (http://www.depfin.kirov.ru).

С целью более полной мобилизации доходов в областной бюджет необходимо продолжить проведение комплексной оценки эффективности предоставляемых льгот по уплате налогов, степени их влияния на развитие экономики Кировской области и отдельных отраслей.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» от 29.06.2010 озвучено о планируемом на федеральном уровне проведении мероприятий по сокращению налоговых льгот, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах в отношении региональных и местных налогов. Данные налоги должны стать весомым источником доходов областного и местных бюджетов, принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества юридических и физических лиц.

Сохранению сбалансированности и устойчивости местных бюджетов способствует реализация мер, направленных на увеличение налоговой базы местных бюджетов.

В целях увеличения доходов местных бюджетов с 2007 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов передан норматив отчислений от налога на имущество организаций в размере 20%, с 2010 года дополнительно переданы норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 5%, норматив от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 100% и норматив отчислений от транспортного налога в размере 10%.

С 2011 года нормативы отчислений от транспортного налога и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, увеличены соответственно до 50 и 10%.

Данные меры позволили дополнительно направить в местные бюджеты в 2008 году 212,5 млн. рублей, в 2009 году – 232,6 млн. рублей и в 2010 году – 357,9 млн. рублей. В 2011 году, по прогнозу, местные бюджеты получат по дополнительным нормативам более 800 млн. рублей доходов.

Налоговая база имущественных налогов имеет важное значение для местных бюджетов, поскольку она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Удельный вес данных налогов в налоговых и неналоговых доходах бюджетов поселений составил за 2008 год 13,3%, за 2009 год – 17,4%, за 2010 год – 17,3%.

Однако заинтересованность органов местного самоуправления в сборе местных налогов, особенно налога на имущество физических лиц, остается низкой.

Анализ налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в Кировской области по сравнению с другими регионами показал значительный нереализованный налоговый потенциал в этой сфере.

Основной причиной этого является то, что инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам, в области не изменялась с 1998 года.

В целях увеличения налоговой базы местных бюджетов принято постановление Правительства Кировской области от 09.03.2010 № 42/76 «Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в уровень цен 2010 года оценки» и проведена работа по оценке недвижимого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности.

В связи с недостатком средств в местных бюджетах из областного бюджета муниципальным образованиям, получающим дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, были выделены субсидии на оплату работ по оценке имущества в размере 95% от стоимости работ.

В результате принятых мер поступление налога на имущество физических лиц увеличится в несколько раз и составит в 2012 году более 200 млн. рублей, тогда как в 2010 году поступление данного налога составило 30,7 млн. рублей.

Прогнозирование доходов областного бюджета проводится в соответствии с Методикой формирования доходов областного бюджета (далее – Методика), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/284 «Об утверждении Методики формирования доходов областного бюджета и отдельных показателей для определения межбюджетных трансфертов».

Однако несмотря на применение единой Методики, отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета от соответствующего прогноза остается значительным.

Так, за 2008 год фактическое исполнение областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам составило к первоначально утвержденному плану 131%, за 2009 год – 82,7%, за 2010 – 125,3%.

Для повышения уровня точности прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета необходимо внесение изменений в действующую Методику с одновременным повышением качества прогнозирования основных показателей социально-экономического развития Кировской области, используемых для прогнозирования доходов областного бюджета.

При разработке и принятии областного бюджета очень важно, чтобы все участники бюджетного процесса понимали, что от уровня фактического исполнения бюджетов зависит устойчивость финансовой системы в области, возможность выполнить принятые в бюджете расходные обязательства экономической и социальной направленности. Основным условием для этого является качественное прогнозирование доходной части областного бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации основой для расчета параметров доходной части бюджета являются показатели прогноза социально-экономического развития области.

Прогноз социально-экономического развития базируется на основных сценарных условиях развития российской экономики, одобренных Правительством Российской Федерации, и ситуации, складывающейся в экономике Кировской области и муниципальных образованиях области.

В Кировской области качество прогнозирования является приемлемым, по основным бюджетообразующим показателям отклонения в среднем находятся в пределах 10%, в то же время существует ряд показателей, фактические значения которых имеют значительные отклонения от прогнозных значений.

Прогноз поступления доходных источников областного бюджета основывается на основных показателях прогноза социально-экономического развития: уровня инфляции, роста средней заработной платы по отраслям экономики, прибыли прибыльных предприятий. Изменение этих показателей по сравнению с учтенными при формировании бюджета приводит к систематическому пересмотру утвержденных параметров объема доходов относительно утвержденных показателей.

В условиях ежегодного формирования соответствующих бюджетов с предельным дефицитом неточность прогнозирования доходных источников создает риски для исполнения расходных обязательств не только областного бюджета, но и местных бюджетов.

Опыт формирования консолидированного бюджета показал, что есть необходимость корректировки порядка рассмотрения и согласования показателей развития Кировской области и муниципальных образований области, используемых для прогнозирования доходов областного бюджета.

Данная мера повысит роль прогнозирования и усилит ответственность за качество его разработки.


programma-razvitiya-safu-dolzhna-bit-razrabotana-k-fevralyu-budushego-goda-programma-razvitiya-safu-dolzhna-bit-razrabotana-k-fevralyu.html
programma-razvitiya-severnogo-federalnogo-universiteta-dolzhna-bit-razrabotana-k-fevralyu-2010-goda.html
programma-razvitiya-shkola-rannej-professionalnoj-orientacii-na-professii-selskogo-sociuma-cherez-profilnoe-obuchenie-pri-sodejstvii-socialnogo-partnerstva-mou-prorivinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-3.html
programma-razvitiya-shkoli-1209-yugo-vostochnogo-administrativnogo-okruga-goroda-moskvi-na-period-2009-2013-godi.html
programma-razvitiya-shkoli-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-i-vospitanie-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti-uchashihsya-i-razvitiya-pedagogicheskogo-kollektiva-na-2008-2013-uch-gg.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2007-2010-goda-prinyata.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-gonopolskij-norma-ekologicheskogo-soznaniya-sbornik-izdatelstvo-mgu-2006.html
  • books.bystrickaya.ru/elektroenergiyu-budut-prodavat-po-novim-pravilam-tv-9-pervij-kanal-novosti-18-02-2006-kokorekina-olga-18-00-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-nauchnih-meropriyatij-rgeu-rinh-na-2011-2012-uch-g-.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prinyatie-evropejskie-standarti-ocenki-stoimosti-sobstvennosti-po-zakazu-stranica-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/den-chetvrti-predgovor-na-prevodacha.html
  • school.bystrickaya.ru/infekcionnaya-agalaktiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voda.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-a-latuhina-direktor-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-4-gorodskogo-okruga-g-sharya-mou-sosh-4-m-v-korobchenko-zamestitel-direktora-po-uvr-mou-sosh-4-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/investicionnaya-deyatelnost-predpriyatiya-14.html
  • klass.bystrickaya.ru/6d020500-filologiya-aza-debiettanui-mamandii-bojinsha-doktoranturaa-abildau-emtihanini-badarlamasi-astana-2013-badarlama-azastan-respublikasi-memlekettk-zhalpia-mndett-blm-beru-standartina-sjkes-6m020500-filologiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-ispolzovaniya-i-ohrani-zemel.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekcii-po-obshim-voinskim-ustavam-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/agrohimicheskaya-ekologicheskaya-i-ekonomicheskaya-ocenka-effektivnosti-organomineralnih-udobrenij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-09-trudovoe-pravo-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-v-osobennosti-voplosheniya-obraza-detstva-v-poezii-i-proze-kd-balmonta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intensifikaciya-pritoka-nefti-na-priobskom-neftyanom-mestorozhdenii-metodom-gidrorazriva-hanti-mansijskij-avtonomnij-okrug.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-stat-chastnim-predprinimatelem.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5temi-prakticheskih-iili-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-tehnologiya-organizaciya-i-proektirovanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aparat-katon-araaj-audani-ltti-kspkerler-palatasi-filialini-2015-zhil-zhne-2016-zhildi-4-aj-klemnde-ataran-zhmisi-turali-orta-zhne-shain-biznest-arzhilandiru-mseleler.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-upravleniya-kadrovimi-resursami-emelyanova-nikolaya-petrovicha.html
  • college.bystrickaya.ru/1-poetika-10-tema-slovesno-hudozhestvennoe-tvorchestvo-kak-nauchnaya-problema-literatura-hudozhestvennaya-proizvedenie-tekst-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-bashkirskaya-gimnaziya-im-sh-babicha-s-zilair.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-o-pobeditelyah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtonomnoe-zaryadnoe-ustrojstvo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razrabotka-i-vipolnenie-assimetrichnoj-pricheski-na-osnove-istoricheskoj-s-uchetom-individualnostej-lica.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-tehnologicheskih-processov-raboti-sudov-portov.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-1-tema-uroka-lokalnie-i-globalnie-kompyuternie-seti-obmen-dannimi-v-lokalnoj-seti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tri-epizoda-pokusheniya-na-sbit-kvalificirovannie-sudom-pervoj-instancii-kak-sovokupnost-prestuplenij-perekvalificirovani-kak-edinoe-prodolzhaemoe-prestuplenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-zdaniya-sooruzheniya-i-kompleksi-kultovogo-memorialnogoi-obryadovogo-naznacheniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akademiyu-nauk-sdelayut-gosudarstvennoj-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-pravovoe-regulirovanie-v-oblasti-promishlennoj-bezopasnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/59principi-vibora-pk-1-emkost-zhestkogo-diska-informatizaciya-obshestva.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-rolevih-kompyuternih-igr-na-formirovanie-psihologicheskoj-zavisimosti-cheloveka-ot-kompyutera.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-3-istoriya-stran-vostoka-v-srednie-veka-fakultet-istoricheskij.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-vlast-stranica-16.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.