.RU

Программа подготовки к вступительному экзамену по русскому языку (изложение)


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В НТГСПА


I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вступительные испытания по русскому языку в ГОУ ВПО НТГСПА на ОЗО проводятся в форме изложения.

Целесообразность проверки у поступающих в НТГСПА умения правильно, точно излагать свои мысли, используя разные виды изложений, связана с выявлением навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности (передавать содержание прочитанного или услышанного, конспектировать лекцию, статью, писать отчеты, рефераты, составлять план и четко формулировать свои мысли в целом).

Изложение — это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений, важнейшими из которых являются следующие:

  1. умение целенаправленно воспринимать речь на слух, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму;

  2. умение излагать логично, правильно и последовательно мысли в соответствии с темой и замыслом;

  3. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  4. знание языковых норм и правил правописания.

Вышеперечисленными умениями и навыками должен владеть каждый культурный человек, независимо от сферы его деятельности.

Экзаменационная работа по русскому языку (изложение) соотносится с целями обучения русскому языку в школе и проверяет следующие виды компетенций:

Тексты изложений разработаны в соответствии с Образовательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку и Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по предмету. Кроме этого, учитывались учебники, используемые в практике школы.

Чтобы хорошо справиться с предложенным видом работы, абитуриенту необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать эту главную информацию текста — его общую тему, проблему, идею, авторскую позицию. Однако умения, связанные с анализом текста, — это далеко не всё, что требуется абитуриенту для хорошего пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

^ II. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Диктанты и изложения (тематические и контрольно-итоговые). 9 – 11 классы / сост. Л. Н. Ситников, Р. Ш. Энсани. – Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.

  2. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.

  3. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы / авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 219 с.

  4. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учеб. gособие для учителей и студентов педвузов. – М., 2005.


^ III. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Текст и его свойства

Термин «текст» пришёл в русский язык в XVIII веке из немецкого, но восходит он к латинскому «textus», что значит «ткань; связь, соединение; слог, стиль» (от «tехеrе» — ткать; сочетать, сочинять, слагать).

Текст — это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т.д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство.

Текст — это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию.

Связность

Предложения, абзацы и более крупные единицы текста обязательно связаны не только по смыслу, но и лексико-грамматическими (языковыми) средствами.

Связность — это категория, характеризующая лексико-грамматические способы соединения внутри текста его элементов: предложений, абзацев и т.п. Именно через языковую связность проявляется смысловая связь единиц текста.

Целостность

Целостность (или цельность) текста предполагает, что в основе высказывания должен находиться какой-то смысловой центр, который в тексте проявляются через особо значимые слова и словосочетания и может быть сформулирован как тема (предмет сообщения) и идея (основная мысль) текста.

Единство

Текст представляет собой единое целое ещё и потому, что ему присуще стилистическое и композиционное единство, то есть он создан в одном стиле, а все его элементы определённым образом соотнесены друг с другом и выстроены.

^ Стилистическое единство — один из категориальных признаков текста. Единство стиля предполагает, что текст определённого назначения и типа речи должен быть выдержан в соответствующем стиле. Стиль — это определённая функциональная разновидность языка. Особенности каждого стиля обусловлены прежде всего назначением (функцией) именно этого стиля, а также сферой его применения.

^ Информационная обработка текста

Любой текст содержит главную и второстепенную информацию.

Главная информация — это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

^ Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста, а также авторской пози­ции.

В тексте может быть одна главная тема, которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчинённых этой главной теме. Членимость текста в соответствии с темами и микротемами — одно из важных свойств текста.

Микротема — это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть. Совокупность микротем в их последовательности и взаимосвязи составляет тему текста.

Абзац — одна из основных единиц письменного текста; часть текста, выделяемая красной строкой, характеризующаяся относительной самостоятельностью, единством содержания и законченностью — как языковой, так и логической. В абзаце выражается одна из микротем (подтем) текста, подчинённая главной теме. В письменном тексте столько абзацев, сколько микротем.

^ Абзац, или красная строка, является и особым знаком препинания.

Основное содержание текста — это то содержание, которое несёт главную тему, проблему, идею текста, передаёт авторский замысел.


^ IV. Перечень элементов содержания,

проверяемых на вступительном экзамене

по русскому языку (изложение)

Орфография

Орфограмма

Употребление гласных букв И/Ы, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Ё(Е) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме-Н-/-НН-)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание

Пунктуация

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Тире в простом и сложном предложениях

Двоеточие в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом и сложном предложениях

^ Текст как речевое произведение

Смысловая и композиционная целостность текста

Средства связи предложений в тексте

Стили и функционально-смысловые типы речи

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

Выразительность русской речи

Выразительные средства русской фонетики

Выразительные средства словообразования

Выразительные средства лексики и фразеологии

Выразительные средства грамматики

Анализ средств выразительности

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров


^ V. Особенности проведения вступительного испытания в форме изложения

На письменном экзамене по русскому языку абитуриенту предлагается достаточно точно воспроизвести текст (публицистический, статью из научно-популярного журнала, фрагмент из литературного произведения, входящего в программу среднего (полного) общего образования) объемом 340-360 слов. Творческое задание не предполагается.

Время работы над изложением – 4 астрономических часа с момента начала чтения текста экзаменатором.

Экзаменатор читает текст изложения три раза, между первым и вторым прочтением интервал 5 минут, между вторым и третьим – 15 минут.

Название текста записывается на доске. При необходимости преподаватель может написать на доске имена собственные, даты, экзотизмы.

Во время первого чтения текста преподавателем абитуриенту запрещается делать черновые записи; во время второго и третьего чтения текста абитуриенту разрешается делать черновые записи, необходимые ему для написания изложения.

Пользоваться электронными записывающими устройствами (диктофонами, мобильными телефонами и пр.) запрещается. Записи на черновике и на чистовике производятся шариковой или гелевой ручкой синего цвета. Не рекомендуется использование карандаша и корректора.

При написании изложения абитуриент должен


VI. ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
^ Мои учителя
Давно мне хочется написать о школе. Книг об этом написано немало, но мне интересно было узнать, что остается от учителя в характере человека. В сущности, у каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это объяснишь степенью дружбы. Нет, тут действуют иные причины. То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях.

Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. За справедливость, за объективность. И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок! Разумеется, не только из них. Любовь рождалась по-разному. Талантливых учителей не так уж много. Талант всегда редкость. Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и отпускается ему свыше, есть и другое — есть еще любимые учителя. В десятом классе физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным. Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне, вернее, мы полюбили ее и через нее уже терпеливо внимали рычагам первого и второго рода.

Географию нам преподавал Г.А. Кожич. Он был убежден, что география — предмет если не самый важный, то наверняка самый увлекательный. Он изображал из себя путешественника, побывавшего на Тибете и на каких-то островах Малайзии. Мы слушали его, разинув рты, и в эти разинутые рты незаметно к нам входили долготы, широты и прочие скучноватые необходимости.

Но, может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. И Ксения Евгеньевна, и Кожич, и наши учителя математики и литературы преподавали нам, «кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. Самые простейшие — аккуратность, правдивость, точность, терпение.

И впоследствии я замечал, что понятие любимого учителя всегда было связано и с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить», И наоборот, отсутствие этого нравственного начала характерно для «нелюбимых» учителей.

Я говорю об этом потому, что такие же проблемы возникают в писательской работе. Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, и книги такого рода существуют. Однако я уверен, что они не могут стать заметным явлением в духовной жизни общества. Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. В ней всегда звучала нота проповедничества. И Толстой, и Чехов, и Горький, каждый по-своему, но проповедовали. И учитель для меня — это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (Д. Гранин, 453 слова


^ VII. Оценка изложения

Экзамен по русскому языку оценивается по стобалльной шкале.

При оценке содержания работы учитывается:


При оценке речевого оформления изложения учитывается:

Полнота и логика изложения материала, то есть насколько точно и полно переданы основные мысли текста-оригинала и элементы его композиционно-сюжетной структуры.

^ Соблюдение в работе стилистического единства текста; соотнесение с типом текста-оригинала (рассуждение, повествование, описание или комбинированный текст), т.е. насколько сохранены и переданы стилистические и жанровые особенности текста.

В какой мере использованы лексические и фразеологические средства оригинала, как переданы основные виды тропов.


^ vII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

I

Содержание изложения

Баллы

К 1

Соответствие работы теме и основной мысли текста. Достоверность изложения,

10




Содержание работы полностью соответствует теме и основной мысли исходного текста.

Фактические ошибки отсутствуют.

10




Содержание работы в основном соответствует теме и основной мысли исходного текста.

В работе допускается один недочет в содержании (незначительное отклонение от темы, или незначительное отклонение в выражении основной мысли текста, или одна фактическая неточность).

8




Содержание работы в основном соответствует теме и основной мысли исходного текста,

Содержание работы в основном достоверно,

В работе допускается не более двух недочётов в содержании (незначительные отклонения от темы, незначительные отклонения в выражении основной мысли, единичные фактические неточности).

6




В содержании работы допущены существенные отклонения от темы и (или) в выражении основной мысли исходного текста.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

В целом в работе допускается не более четырёх недочётов в содержании.

3




Содержание работы полностью не соответствует теме и основной мысли исходного текста.

0

II

Речевое оформление изложения

10

К 2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.







Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логические ошибки отсутствуют.

10




Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Допущено не более 1 логической ошибки.

8




Имеются незначительные нарушения последовательности изложения. Допущено не более 2 логических ошибок.

6




Коммуникативный замысел просматривается (внутренний план). Имеются отдельные нарушения последовательности изложения, Допущено не более 3 логических ошибок,

3




Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Допущено более 3 логических ошибок

0

К 3

Точность и выразительность речи

10




Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности. Достигнуто стилевое единство и выразительность речи.

10




Работа характеризуется точностью выражения мысли. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Средства выразительности используются неуместно, имеются отдельные нарушения лексической сочетаемости.

5




Работа отличается бедностью словаря, однообразием синтаксических конструкций.

Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.

Имеются случаи неправильного словоупотребления.

Стиль работы не отличается единством, средства выразительности не используются;

0

III

Грамотность




К 4

Соблюдение орфографических норм

20





Орфографические ошибки отсутствуют (или 1 негрубая ошибка)

20




Допускается 2 орфографические ошибки.

15




Допускается не более 4 орфографических ошибок.

10




Допускается не более 6 орфографических ошибок

5




Имеется более 6 орфографических ошибок

0

К 5

Соблюдение пунктуационных норм

20




Пунктуационные ошибки отсутствуют (или 1 негрубая ошибка)

20




Допускается 2 пунктуационные ошибки

15




Допускается не более 4 пунктуационных ошибок

10




Допускается не более 6 пунктуационных ошибок

5




Имеется более 6 пунктуационных ошибок

0

К 6

Соблюдение языковых норм

15




Грамматические ошибки отсутствуют

15




Допускается не более 2 грамматических ошибок

12




Допускается не более 4 грамматических ошибок

8




Допускается не более 6 грамматических ошибок

5




Имеется более 6 грамматических ошибок

0

К 7

Соблюдение речевых норм

15




Речевые ошибки отсутствуют (или 1 негрубая ошибка)

15




Допускается не более 2 речевых ошибок

12




Допускается не более 4 речевых ошибок

8




Допускается не более 6 речевых ошибок

5




Имеется более 6 речевых ошибок

0

programma-raboti-s-roditelyami-detej-9-11-h-klassov-dlya-pedagogov.html
programma-raboti-s-semyoj-otci-i-deti.html
programma-raboti-seminara-10-00-10-05-vstupitelnoe-slovo-d-irektora-gimnazii-10-zasluzhennogo-uchitelya-rf-uchitelya-ekonomiki-i-geografii-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii.html
programma-raboti-sibirskogo-robotototehnicheskogo-festivalya-roboteh-2011.html
programma-raboti-ukreplenie-sistemi-organizacii-obedinennih-nacij-zapiska-generalnogo-sekretarya.html
programma-raboti-zajceva-evdokiya-ivanovna-uchitel-fiziki-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii.html
  • education.bystrickaya.ru/3osnovnie-obyazannosti-i-prava-rabotnikov-kollektivnij-dogovor-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemnaya-komissiya-po-hronobiologii-i-hronomedicine-ramn.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtomatika-energetika-upravlenie-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-51-razvitie-otechestvennoj-kulturi-metodicheskie-rekomendacii-pokursu-chelovekiobshestvo-v-2-chastyah-chast2-11klass.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-logicheskoj-shemi-upravleniya-dvustvorchatih-vorot-sudohodnogo-shlyuza-chast-11.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-proektirovaniya-i-stroitelstva-pererabativayushih-predpriyatij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-naimenovanie-federalnoj-celevoj-programmi-stranica-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-sovremennoj-kadrovoj-sluzhbi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-29-730-8-avgusta-2011-g-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institucionalnij-mehanizm-regulirovaniya-rinka-obrazovatelnih-uslug-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-ekonomicheskoj-sistemi.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-aktualnost-biografiya-uchenogo-vklad-v-mirovuyu-nauku.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-ralis-dans-le-cadre-du-programme-stranica-39.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-reprezentacii-konceptov-perepute-i-perekrestok-v-russkom-obidennom-soznanii-po-rezultatam-associativnogo-eksperimenta-kirilicheva-yu-s-magistrant-2-god.html
  • control.bystrickaya.ru/dv2-disciplini-i-kursi-po-viboru-studenta-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kamni-s-nebes-nikolaj-nepomnyashij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-kompleksnoe-issledovanie-i-ocenka-polozheniya-molodezhi-vvedenie-v-uchebnij-kurs.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhment-stranica-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/patrisiya-kori-atlantida-bitva-sveta-i-tmi.html
  • education.bystrickaya.ru/2-didakticheskie-materiali-sredstva-obucheniya-programma-5-1-celi-i-zadachi-disciplini-5-1-soderzhanie-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednie-koefficienti-usvoyaemosti-pishi-ispolzuemoj-v-smeshannoj-diete-po-otvoteru.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-lekcii-po-makroekonomike-perehodnogo-perioda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustrojstva-vvoda-graficheskoj-informacii-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-podrazdela-istoriya-informatiki.html
  • turn.bystrickaya.ru/odni-storoni-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-ispitivayut-na-sebe-otricatelnoe-vliyanie-tyazheloj-patologii-zreniya-v-bolshej-stepeni-drugie-v-menshej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-modulej-informacionnoj-sistemi-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomika-informacionnih-tehnologij-rostov-nd.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozvrashenie-ne-predusmotreno-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akciya-operaciya-ulibka-projdet-v-irkutske-v-mae-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-polozhitelnogo-podkrepleniya-kak-dejstvuet-polozhitelnoe-podkreplenie-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-priema-akademicheskih-zadolzhennostej-po-kafedre-istoriya-i-filosofiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-uchastie-shkolnikov-v-rajonnom-ture-predmetnoj-olimpiadi-soglasno-podannim-zayavkam-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zavershayushie-tamozhennie-rezhimi-specialnie-tamozhennie-rezhimi.html
  • studies.bystrickaya.ru/kesarevo-sechenie-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-rasstrojstvo-lichnosti-cherez-ugnetenie-bob-g-bodenhamer-richard-bolsted-i-margo-hemblett-h72-struktura.html
  • university.bystrickaya.ru/glamurnij-roman-a-mozhet-bit-i-tragikomediya-nalozhennaya-legkimi-mazkami-na-detektivnij-syuzhet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.