.RU

Программа подготовки аспирантов по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии Разработчик программы: зав кафедрой Типп к псх н., доцент Гусева Т. А


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

факультет психологии

кафедра теоретической и прикладной психологии


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии


Разработчик программы:

зав.кафедрой ТиПП

к.псх.н., доцент

Гусева Т.А.


Бийск, 2004


^ Пояснительная записка
Цель реализации образовательной программы психологического послевузовского образования: углубить у аспирантов знания по основным разделам психологической науки, вооружить будущих преподавателей высшей школы необходимыми психологическими знаниями и навыками.

В программе подробно рассматриваются особенности становления психологии как науки, некоторые проблемы индивидного и социального становления личности. Особое место уделяется рассмотрению современных проблем психологии.

Изучение данного курса является продолжением реализации основных задач государственного образовательного стандарта при подготовке специалистов-психологов.

В ходе изучения курса предполагается организация лекционных и практических занятий, проведение методологических семинаров, а также реализация самостоятельной работы над теоретическими источниками в избранной области.

Основные требования к усвоению содержания дисциплины аспирантом: фундаментальная подготовка в области психологической науки.

^ Содержание дисциплины





Наименование раздела

Кол-во час.

1.

История психологии

28




Выделение психологии в самостоятельную науку

4




Формирование мировых школ психологии

6




Зарождение и развитие отечественной психологии

6




Эволюция школ и направлений психологии

6




Политическая история психологии в России (видеокурс А.В. Петровского)

6

2.

Общая психология

86




Человек как предмет системного психологического исследования

8




Теоретические основы и модели психической деятельности

8




Системная психофизиология

8




Деятельность. Системогенез деятельности

8




Познавательная сфера личности

8




Эмоционально-волевая сфера личности

16




Структура и логика психологического исследования

12




Психометрия эксперимента

8




Методы обработки экспериментального материала

10

3.

Психология личности

26




Современные психологические представления о личности

8




Системный подход к изучению личности

8




Теории личности

10




Всего:

140



^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (28 ч)

Выделение психологии в самостоятельную науку (4ч)

Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку.

^ Формирование мировых школ психологии (6ч)

Развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология.

^ Зарождение и развитие отечественной психологии (6ч)

Развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий.

^ Эволюция школ и направлений психологии (6ч)

Современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.

^ Политическая история психологии в России (видеокурс А.В. Петровского)(6ч)


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (86 ч)

Человек как предмет системного психологического исследования. Теоретические основы и модели психической деятельности(16ч)

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как психический процесс, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель

^ Системная психофизиология (8ч)

Деятельность. Системогенез деятельности(8ч)

Деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций.

^ Познавательная сфера личности (8ч)

Психология восприятия. Психология памяти. Психология внимания. Психология мышления. Психология речи.

Эмоционально-волевая сфера личности (16ч)

Основные направления развития представлений об эмоциях, назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния, экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация, проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности эмпирические исследования мотивации.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

^ Структура и логика психологического исследования (12ч)

Психометрия эксперимента (8ч)

Методы обработки экспериментального материала (10ч)

Количественные и качественные методы. Математические методы обработки результатов исследования (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.).


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (26 ч)

^ Современные психологические представления о личности. Системный подход к изучению личности (16ч)

Понятие личности в системе человекознания (в философии, социологии, в общей, дифференциальной и социальной психологии). Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни - источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь;

Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность.

^ Теории личности (10ч)

Психодинамическая теория. Когнитивные теории. Гуманистическая психология. Теории научения. Этология.


Литература



  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ле­нинград, изд. ЛГУ 1986.

  3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Наука 1968.

  4. Анциферова Н.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояния зарубежной психологии. М., 1970.

  5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ 1984.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев 1981.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1990.

  2. Бернс Р. Я - концепция и воспитание. М.: Просвещение 1986.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение 1986.

  4. Брунер Д.Ж. Психология познания. М.: Просвещение 1977.

  5. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

  6. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., В. Ш., 1986.

  7. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1., стр. 302-309. М., 1982.

  8. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

  9. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., Прогресс 1970.

  10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства ВНД человека. М. 1968.

  11. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., Молодая гвардия 1979.

  12. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.

  13. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

  14. Изард К. Эмоции человека. М., Прогресс 1980.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1939.

  1. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч. тр. М., 1990.

  2. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

  3. Крутецкий В.А. Математические способности. М., Просвещение 1967.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Просвещение 1968.

  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., изд. МГУ 1975.

  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., Прос­вещение 1986.

  7. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, инженерной и педагогической психологии. М., Педагогика. 1991.

  8. Лопатин Л.М. Лекция по психологии. М., 1970.

  9. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. М., 1968.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1983 т 2.

  1. Ляудис В.Я. Память в процессе развития М., МГУ 1976.

  2. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.

  3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М., 1995.

  4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., Просвеще­ние, 1964.

  5. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., Прогресс 1964.

  6. Небылицин В.Д. Основные свойства высшей нервной дея­тельности человека. М., Наука, 1973.

  7. Общая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1986.

  8. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

  9. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1975.

  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

  11. Психология. Словарь. /под ред. Петровского. М., 1990.

  12. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1986.

  13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс 1978.

  14. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.

  15. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., Прог­ресс 1983.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах .М., Педагогика, 1989.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1980.

  18. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1970.

  19. Саган К. Драконы Эдема. М.: Прогресс 1985.

  20. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., Т. 1, 1978.

  21. Симонов П.В. Темперамент, характер. М., 1937.

  22. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., Просве­щение 1966.

  23. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963.

  24. Тихомиров 0.К. Психология мышления.Уучебн. пособие М., Изд. МГУ.

  25. Фрейд 3. Лекции по психоанализу М., 1989.

  26. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

  27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

  28. Фрейд З. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

  29. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1992.

  30. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.

  31. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т 1,2 М., 1985.

  32. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997.

  33. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1994.

  34. Хрестоматия по истории психологии. /под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан., М., 1963.

  35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

  36. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. М., 1991.

  37. Шибутани С. Социальная психология М., Прогресс 1971.

  38. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

  39. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. М.-Ростов н/Д., 1996.

  40. Шовен Р. От пчелы до гориллы. М.: Прогресс 1968.

  41. Экспериментальная психология. /Под ред. А.Н.Леонтьева. М., 1973.

  42. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., Педагогика 1978.

  43. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

  44. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1997.

  45. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

  46. Ярошевский М.Г. Краткий курс по истории психологии. М., 1995.

  47. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. М., 1974. С.216-233.

programma-proon-gef-ekologicheskogo-ozdorovleniya-bassejna-dnepra-stranica-2.html
programma-proon-gef-ekologicheskogo-ozdorovleniya-bassejna-dnepra-stranica-9.html
programma-propedevticheskogo-kursa-po-istorii-dlya-5-klassa-vvedenie-v-istoriyu-10-chasov.html
programma-prosvesheniya-v-koncepcii-ya-a-komenskogo-pedagogicheskie-idei-francuzskogo-prosvesheniya-sh-monteske-ddidro-k-a-gelvecij.html
programma-provedenie-vesyolih-startov-soglasno-prilozheniyu-organizatori-mogut-umenshit-kolichestvo-estafet-ili-izmenit-soderzhanie-estafet-usloviya-zacheta.html
programma-provedeniya-6-oj-mezhdunarodnoj-konferencii-uglerod-fundamentalnie-problemi-nauki-materialovedenie-tehnologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovaniya-provodimaya-studentom-kak-uchebno-issledovatelskaya-rabota-mozhet-bit-polozhena-v-osnovu-ego-diplomnoj-raboti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izmerenie-motiva-issledovanie-motivacii-tochki-zreniya-problemi-eksperimentalnie-plani.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-krivoj-cennosti-stranica-12.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-oblasti-ozdorovitelnogo-funkcionalnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-eksporta-121-mlrd-fob-v-importa-124-mlrd-cif-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-klder-men-bgender-sabati-masati.html
  • student.bystrickaya.ru/32-sintaksis-i-semantika-prolog-programm-3-logicheskoe-programmirovanie.html
  • college.bystrickaya.ru/25-aprelya-2012-g-n-2102-o-nekotorih-voprosah-deyatelnosti-mezhvedomstvennogo-soveta-po-problemam-dissertacionnih-issledovanij-v-oblasti-prava.html
  • literature.bystrickaya.ru/biograficheskaya-biblioteka-f-pavlenkova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-lekcij-lechebnogo-fakulteta-na-osennij-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda-05-09-11-lekciya-1.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-tekstom-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-dlya-uchashihsya-nabora-20112012.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-voenno-sportivnoj-igri-pobeda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladislav-tatarkevich-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nielsen-specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-22-yanvarya-2010-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-25-1-mishlenie-i-rech-kak-kompyuter-pomogaet-v-uchebe-kogo-iz-svoih-odnoklassnikov-vi-poprosili-bi.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-kniga-goda-2010-v-nominacii-poeziya-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-en-v-00-metodi-optimizacii-celi-i-zadachi-disciplini-celi-prepodavaniya-disciplini.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-osnovnie-napravleniya-plan-raboti-mu-upravlenie-obrazovaniya-administracii-petushinskogo-rajona-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-ponyatie-administrativnogo-prava-kurs-lekcij-minsk-redakcionno-izdatelskij-centr-akademii-upravleniya-pri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-en-r1-biobezopasnost-i-ekologicheskij-risk-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-020803-bioekologiya-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rubezh-na-reke-svir-petr-lvovich-bograd.html
  • student.bystrickaya.ru/17-velikij-chetverg-i-velikaya-pyatnica-m-s-krasovickaya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-7-i-mesyacev-predsedatelstva-rk-v-obse-voenno-politicheskoe-izmerenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-vospitatelno-obrazovatelnoj-sredi-i-uslovij-dlya-effektivnogo-razvitiya-shkoli-v-hode-osushestvleniya-modernizacii-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov.html
  • writing.bystrickaya.ru/grupp.html
  • lecture.bystrickaya.ru/autogennaya-trenirovka-visshih-stupenej-lobzin-v-s-reshetnikov-m-m-autogennaya-trenirovka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-organizacionnoe-povedenie-napravlenie-podgotovki-specialnost-upravlenie-personalom.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-oao-krasnogorskij-zavod-im-s-a-zvereva-oao-kmz-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-kuzmin-zamestitel-rukovoditelya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-kurs-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-predmet-fizicheskaya-kultura.html
  • studies.bystrickaya.ru/evolyuciya-visceralnogo-cherepa-pozvonochnih-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-rinki-s-asimmetrichnoj-informaciej-rekomendacii-razrabotani-k-e-n-docentom-kafedri-ekonomicheskoj-teorii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-19.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-eticheskie-normi-professionalnoj-deyatelnosti-upravlyayushego-proektom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.