Программа по всеобщей истории, основанная на проблемно-хронологическом подходе, реализует три основные функции
.RU

Программа по всеобщей истории, основанная на проблемно-хронологическом подходе, реализует три основные функции

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Знание национальной и мировой истории – один из важнейших показателей общей культуры человека.

Программа по всеобщей истории, основанная на проблемно-хронологическом подходе, реализует три основные функции:

Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цель изучения курса «История Древнего мира» в 5 классе – освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарногоподхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. При этом учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями. Кроме того, реализуется многофакторный подход, позволяющий показать всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в определённый период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, предполагающий приоритетным в процессе усвоения учебной программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания с учётом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.п.;

личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта (задача учителя – мотивация и стимулирование осмысленного учения);

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер (проблемная ситуация понимается как интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие); данный подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Содержание курса конструируется на основе следующих принципов:

принципа историзма (все исторические факты, явления и события рассматриваются в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности; любое историческое явление изучается в динамике; событие или личность не исследуются вне временных рамок);

принципа объективности (факты рассматриваются в их истинном содержании, без искажения и формализации; каждое явление исследуется разносторонне, многогранно);

принципа социального подхода (исторические процессы рассматриваются с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе);

принципа альтернативности (предполагается гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей, что позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития).

Содержание программы соответствует также традиционным принципам научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Всеобщая история» решает очень важную задачу – вводит учащихся в науку, т.е. знакомит с общими понятиями, историческими и социологическими, объясняет элементы исторической жизни.

В соответствии с учебным планом для изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Результаты обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что обеспечивает овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими (компетентностями), что значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяет им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и аргументировать выводы и т.д.), использовать современные источники информации (в том числе материалы на электронных носителях);

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, реферат, презентация и др.);

- готовность к сотрудничеству с другими, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и т.д.;

- активное применение знаний и приобретённых умений в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- подготовка к овладению целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- вырабатывание способности применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- вырабатывание способности соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- вырабатывание умения читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знание хронологии, работа с хронологией (указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий; соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий);

- знание исторических фактов, работа с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям);

- работа с историческими источниками (читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать; сравнивать данные разных источников);

- описание/реконструкция (последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения; на основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы, интернет-ресурсов и проч. составлять описание исторических объектов, памятников);

- анализ, объяснение (различать факт и его описание; соотносить единичные исторические факты и общие явления; различать причину и следствие исторических событий; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий);

- работа с версиями, оценками (приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям);

- применение знаний и умений в общении, социальной среде (использовать знания об истории и культуре в общении с людьми в школе и внешкольной жизни; способствовать сохранению памятников истории и культуры).



Содержание курса «История Древнего мира». Поурочное тематическое планирование.(68 часов)

programma-proekta-dni-anglijskoj-i-nemeckoj-kulturi.html
programma-proekta-sistema-zanyatij-po-formirovaniyu-informacionnoj-kulturi-uchashihsya-nachalnoj-shkoli-posredstvom-integracii-uchebnih-predmetov-i-ispolzovaniya-kvest-tehnologii.html
programma-professionalnaya-konferenciya-aktualnie-voprosi-zashiti-prav-intellektualnoj-sobstvennosti-i-principov-dobrosovestnoj-konkurencii-v-farmacevticheskoj-otrasli-09-00-10-00-registraciya-privetstvennoe-kofe.html
programma-professionalnogo-modulya-01-realizaciya-lekarstvennih-sredstv-i-tovarov-aptechnogo-assortimenta-2014-g.html
programma-professionalnogo-modulya-mdk-03-01.html
programma-professionalnogo-modulya-pm-01tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtotransporta.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrabotka-i-shlifovka-linz-v-epohu-petra-i.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novaya-literatura-po-mezhdunarodnoj-politike-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-planirovanii-i-organizacii-uchebnogo-processa-1-naznachenie-i-oblast-primeneniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie-sistemi-v-ekonomike.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-informatiki-i-ikt-dlya-10-11-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-sovremennij-polskij-cheshskij-i-slovackij-detektiv.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-sverdlovskoj-oblasti-ot-16-iyulya-1998-g-n-26-oz-ob-obrazovanii-v-sverdlovskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-rabot-po-osmotru-issledovaniyu-obekta-ocenki-i-sboru-inoj-ishodnoj-informacii-neobhodimoj-dlya-vipolneniya-ocenki-sostavlyaet-v-zavisimosti-ot-tipa-i-slozhnosti-obekta-ocenki-ot-20-do-150.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zemlya-tumannaya-artur-konan-dojl-stranica-21.html
  • testyi.bystrickaya.ru/54-periodicheskie-izdaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-i-izucheniyu-disciplini.html
  • exam.bystrickaya.ru/ustrojstvo-vvoda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-14-aprelya-2006-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-arifmeticheskih-vozmozhnostyah-kompyutera-i-kompyuternih-vozmozhnostyah-arifmetiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shema-sotrudnichestva-s-vuzami-i-nauchnimi-uchrezhdeniyami-goroda-obrazovatelnaya-programma-programma-razvitiya.html
  • report.bystrickaya.ru/iaiee-neeu-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-putevoditel-prakt-vracha.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobstvennimi-glazami-kniga-pervaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnij-doklad-po-korporativnomu-upravleniyu.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda-koncepciya-profilnogo-obucheniya-na-starshej-stupeni-obshego-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-kormovirobnictva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obosnovanie-i-poryadok-prekrasheniya-trudovih-dogovorov-v-rb.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-upakovivaetsya-i-mar-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-shvejcarii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-28-sentyabrya-2006-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subekti-i-obekti-mirovogo-finansovogo-rinka-mirovaya-ekonomika-kurs-lekcij-minsk-2002.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-teoreticheskoe-obosnovanie-mezhpredmetnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-vvedenie-v-ekonometriku.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-pokrovskij-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk-g-moskva-so-vremyon-tomasa-maltusa-rost-i-razvitie-chelovecheskih-obshestv-sopostavlyaetsya-s-nalichnimi-resursami-vazhnejshim-iz-kotorih-vo-vremena-maltusa-bila-zemlya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razrabotka-assortimenta-blyud-i-normativnoj-dokumentacii-dlya-detskogo-kafe-s-konditerskim-cehom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-ekonomiki-i-investicionnie-proekti.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-opredeleniyu-razmera-sredstv-na-oplatu-truda-v-dogovornih-cenah-i-smetah-na-stroitelstvo-i-oplate-truda-rabotnikov-stroitelno-montazhnih-i-remontno-stroitelnih-organizacij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-edem-k-lajkam.html
  • student.bystrickaya.ru/34-piramida-centr-i-radius-mnozhestva-v-r-3-vrabote-izuchena-teoriya-po-dannoj-teme-rassmotreni-nekotorie-geometricheskie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svg-zamena-flash-u.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Названия тем и уроков

    К-во часов

    Номер §

    Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

    Введение. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археол. раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до н.э. (обратный счёт лет).

    1




    Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

    Раздел 1.

    Жизнь первобытных людей

    6







    Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

    3







    Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далёкие предки. Прародина человека. Археол. свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём.

    1

    1

    Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

    Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

    1

    2

    Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

    Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

    1

    3

    Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризовать первобытные верования людей.

    Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

    2







    Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжного земледелия. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

    1

    4

    Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Характеризовать религиозные верования древнего человека.

    Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

    1

    5

    Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

    Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

    1




    Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

    Тема 3. Счёт лет в истории

    1

    1-5




    Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как система ориентировки в историческом времени.







    Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

    Раздел 2.

    Древний Восток

    18







    Тема 4. Древний Египет

    7







    Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

    1

    6

    Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

    Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

    1

    7

    Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

    Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

    1

    8

    Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

    Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса ΙΙΙ. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Появление наёмного войска.

    1

    9

    Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Готовить сообщение о военных походах Тутмоса ΙΙΙ.

    Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

    1

    10

    Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

    Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

    1

    11

    Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах фараонов. Готовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

    Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы.

    1

    12

    Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

    Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

    1

    13

    Составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

    Тема 5. Западная Азия в древности

    7







    Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров и их боги. Жрецы-учёные. Научные знания – астрономия и математика. Клинопись. Писцовые школы. Мифы и сказания о ДревнемДвуречье.

    1

    14

    Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья, выделять её особенности.

    Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Вавилон – столица Двуречья. Власть царя – власть от бога Шамаша. Представление о законах как законах богов. Принцип Талиона. Законы о рабах, о богачах и бедняках. Закон о ростовщиках.

    1

    15

    Выделять основные понятия параграфа. Характеризовать свод законов Хаммурапи и объяснять, почему они были объявлены как законы богов.

    Финикийские мореплаватели. Природа и занятия населения Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Финикийский алфавит.

    1

    16

    Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Выделять достижения финикийских ремесленников. Определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

    Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация их жизни и быта. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

    1

    17

    Изучать по карте территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга до наших дней.

    Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителя: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

    1

    17

    Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.