.RU

Программа по воспитанию толерантного сознания учащихся в рамках классного руководства Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории


МБС(К)ОУ СКОШИ № 116

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 116 V вида»








Программа по воспитанию толерантного сознания учащихся в рамках классного руководства


Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Ерёмина Елена Геннадьевна




^ ТОЛЕРАНТНОСТЬ - 

особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения


Пояснительная записка






Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Как указывается в Декларации принципов Толерантности, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1995 году мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик и поэтому эскалация конфликтов, любые появления интолерантности (нетерпимости) потенциально угрожают всем частям мира. От этой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.


В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищённым группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений.


Для России эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира. В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, растет сепаратизм и национальный экстремизм. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.

Современный мир жесток. Мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Социальные и житейские проблемы, стремительный темп жизни, природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей, агрессия, пропагандируемая СМИ – далеко не все причины несформированности толерантности у детей. Устранить эти причины мы не в силах, но не дать им захватить развивающееся чуткое отношение и активную позицию ребенка к миру, мы обязаны! Поэтому данная проблема становится особенно актуальной.

Необходимость создания этой программы была обусловлена тем, что школа находится в многонациональном городе. В школе живут и обучаются дети нескольких национальностей: русские, татары, казахи и др., есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Постановлением Правительства РФ №629 от 25 августа 2001 г. утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе(2001-2005 годы)», которая дает старт российскому образованию на разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Но без участия каждого педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи не возможно. Предлагающаяся далее программа воспитательной работы классного руководителя по формированию толерантности – попытка реализовать цели и задачи, провозглашенные государством.

В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:

- понятие “толерантность” обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания, как основа новой социальной идеологии, включающей понятия “личность”, “семья”, “гражданственность”, “активная жизненная позиция”, “общество”;
- необходимо развитие понятия “толерантность” как средство глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма, насилия.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач:

^ I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

 


^ II. Создание толерантной среды в обществе:



Подходы к воспитанию толерантности:


Личностно-ориентированный:

Индивидуальный подход

Деятельностный:

Принципы воспитания толерантности:

Программа предполагает реализацию следующих форм и методов:

Формы:

Беседы, классные часы, тренинги, дискуссии, праздники, познавательные игры, выставки, викторины.

Информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на занятиях в кружках, а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми.

Основными целями тренингов являются следующие:

    • создать в группах атмосферу открытости;

    • показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие всех членов группы обстоятельства;

    • научить осознавать собственную уникальность и уникальность других людей;

    • начать обсуждение вопросов, касающихся дискриминации личности;

    • научить осознавать ценность сотрудничества, умения договориться;

    • научить принимать себя и других. (См. приложение)

Необходимым условием повышения эффективности работы по формированию толерантности является совместная деятельность педагогов и родителей, а также их убеждённость в том, что только при таких условиях можно создать у детей правильные представления о культуре мира, о множестве вариантов человеческого бытия. Педагогам и родителям необходимо строить свою работу и отношения с детьми таким образом, чтобы была возможность критически осмысливать и вырабатывать суждения о моральных ценностях, о принципах толерантности. К сожалению, мы часто забываем о том, что "терпимость", в отличие от "перемирия", нельзя объявить.

Методы:

Эвристическая беседа, дискуссия, мотивация (пример, поощрение, убеждение, внушение, самовнушение и самоубеждение, требование), игра, соревнование, поручение, анализ деятельности и общения ребенка, задание самому себе, саморегулирование, метод воспитывающих ситуаций.

Процесс формирования толерантности, как и любого другого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание, в которой находится ребенок. Поэтому результаты воспитательного процесса зависят и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде.

Этапы реализации программы

1 этап - разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.

2 этап - внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития.

3 этап - обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.

Основные направления работы.

1. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

3. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

Направления работы по диагностике классного коллектива:

^ 1. Изучение личности школьников:

А) тестирование учащихся:

  1. Оценка психологического состояния.

  2. Анализ воспитанности детей в семье.

  3. Адаптационные возможности учащихся.

  4. Ваша воля.

  5. Диагностика уровня развития теоретического мышления.

  6. Характеристические особенности личности.

Б) исследование:

  1. Изучение уровня воспитанности школьников.

^ 2. Изучение классного коллектива:

А) анкетирование:

  1. Социометрия.

  2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Б) исследование:

1. Программа изучения развития классного коллектива. (См. приложение)

Результатом данных диагностик и наблюдений явилось следующее:

Ожидаемые конечные результаты

Становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе.

Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого – вот основная психологическая задача, которая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива.

Содержание программы по формированию толерантного сознания учащихся включает V уровней:

^ I уровень: «Найди себя! Познай себя! Реализуй себя!»

Цикл классных часов следующей тематики:

Игровые тренинги по теме:

Коммуникативные тренинги по теме:

Игровая программа

II уровень: «История моей семьи»

Цикл классных часов следующей тематики:

Коммуникативные тренинги по теме:

Игровая программа

Викторина по «Домострою»

^ III уровень: «С чего начинается Родина. Культура моего народа»

Цикл классных часов следующей тематики:

Игровые тренинги по теме:

Коммуникативные тренинги по теме:

Праздник

«Я, ты, он, она – вместе дружная страна» (актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных народностей).

Игровая программа

«Пойми меня» (осознание своих способностей понимать другого, ориентация на поиск общих цивилизованных путей решения сложных игровых ситуаций, требующих демонстрацию базовых навыков толерантного взаимодействия).

Викторина

«Моя Сибирь» (расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины).

^ IV уровень: «Культурно – национальное пространство России»

Цикл классных часов следующей тематики:

Игровые тренинги по теме:

Коммуникативные тренинги по теме:

«Моя твоя не понимает, или премудрости общения», «Вы сказали: Здравствуйте!» (анализ типичных причин возникновения «тупиковых» ситуаций непонимания в общении представителей разных национальных групп, демонстрация способов избежания и преодоления подобных проблем, осознание понятия эмпатии, развитие готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию другого человека).

^ V уровень: «Культура мира»

Цикл классных часов следующей тематики:

Игровые тренинги по теме:

Коммуникативные тренинги по теме:

Праздник

«Вместе дружная семья» (осознание многогранности связей мирового сообщества, формирование толерантного отношения к различиям мировых культур).

Викторина

«Имею право» (актуализация знаний учащихся о правах и проблемах во взаимоотношениях, нарушающих эти права, обобщение полученного опыта о толерантности, обмен чувствами и впечатлениями).


В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл.
Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.


Список литературы

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя 5 – 11 классы” - М.: “ВАКО”, 2002 г.

  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом климате в коллективе” - М.: Просвещение, 1983 г.

  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.

  4. Н. В. Ковалева. «Родительские собрания в 5-7 классах» Издание 2-е.- Ростов н/д «Феникс», 2004 г.

  5. В. Сатир. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992 г.

  6. Р. Снайдер. Отказаться от репрессивного стиля воспитания// Семья и школа. - 1994. - № 6.

  7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. Сборник научно-методических статей. – М., 2003 г.

  8. А. В. Петровский. Всегда ли правы родители. – М., 2003 г.

  9. Х. Г. Тхагапсоев. О новой парадигме образования / Педагогика. 1999 г. № 1.

  10. В. А. Лекторский. Культура, культурология и образование. Вопросы философии. 1994 г. № 6.

  11. Т. В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования. / Педагогика. 1999 г. № 2.

  12. Н. А. Асташова, В. И. Борисова. Воспитательная система школы: теория, практика, мониторинг. Брянск: БИПКРО, 1999 г.

  13. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-методическое пособие/Авт.- сост. Е.Н. Степанов, Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев. — Псков, 1994 г.

  14. Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. Введение в диагностику воспитания. — М.,1989 г.

  15. Е. Н. Степанов. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка. — Псков, 1992 г.

  16. В. Ю. Троицкий. Пути русской школы. - М., 1994 г.

  17. В. Д. Попков, А. П. Садохин. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002 г.

  18. Библиотека психологии и педагогики толерантности «На пути к толерантному сознанию», отв. редактор А. Г. Асмолов. – М., «Смысл», 2000 г.

  19. В. И. Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань изд-во КГУ , 1988г.

  20. И. В. Бестужев-Лада. В школе 21 века, - М: Педагогика, 1988г.

  21. Л. Н. Анищенко. Структура общественного сознания. - М.: Высшая школа , 1973 г.

  22. Теория и практика воспитательных систем. / Отв. редактор Л. И. Новикова. – М., 1993 г.

  23. Э. П. Агостин. Нация и культура. - М.: Политиздат , 1963г.




Приложение

^ Классный час “Учимся строить отношения”
(I-ый уровень)

Цели занятия:

Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

Ход занятия:

Класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

^ В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

Работа с понятиями. Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

^ 2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

^ 3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

“Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

^ В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?


Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

^ 2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

^ 3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

ИТОГ:Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой,прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.
^ Классный час "Вы сказали: "Здравствуйте!" (V-ый уровень)
Цель:

1. а) познакомить:

- с историей возникновения традиционных приветствий народов мира;

- с различными видами приветствий (синонимичные выражения);

б) научить правильно здороваться в зависимости от ситуаций и особенностей встречаемого человека.

2. Воспитывать вежливость, доброту, внимание, толерантность к окружающим людям.

3. Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал.
^ Ход занятия:
Перед началом мероприятия звучит музыка. Использованы фрагменты произведений "Космическая баллада" (Дидье Маруани) и "Магнитные поля" (Жан-Мишель Жар). Столы в классной комнате расставлены буквой "П". Классный руководитель – в центре.
^ I. Беседа по теме "История происхождения традиционных приветствий у разных народов"
"Здравствуйте, ребята! - легкое и обычное приветствие. А каково бы было ваше удивление, если бы начало было таким:

"Ели вы сегодня?" и "Здоров ли ваш скот?"

А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода- все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди:

• Национальные обычаи Японии как ни в какой другой стране связаны со множеством поклонов. Кланяются знакомым и незнакомым: пассажирам автобусов, покупателям, экскурсантам. В своем доме женщины встречают гостя на камнях, а голову кладут на касающиеся пола ладони.

• Люди из племени масаи перед тем как поприветствовать друг друга, плюют на руки, а из племени маори - прикасаются друг к другу носами. Где-то, на Востоке, здороваясь, наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу. (Ребята иллюстрируют рассказ сценками).

• Когда здороваются монголы, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не ладони, а выше локтей. Младший должен протянуть свои руки так, чтобы они находились под руками старшего (иллюстрация сценкой).

Приветствовать - значит сказать еще и какие-то слова.

В прошлом говорили так:

Заканчивающим жатву: "С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!"

Молотильщикам желали: "По сту на день, по тысяче на неделю"

Едящим и пьющим: "Хлеб да соль" или "Чай да сахар".

Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.

Рыбака приветствовали: "Улов на рыбу!" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.

"Спорынья в квашню! - говорили женщине, которая месит тесто. "Сто рублей в мотну!" - отвечала она (спорынья - удача).

Один из видов приветствия - рукопожатие. Такой жест выражает повышенное дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.

^ Вопрос ребятам: Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Пока ребята обсуждают ответ, звучит музыка.

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

^ Вопрос ребятам: Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Во время обсуждения ответа детьми звучит музыка.

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

В книге "Юности честное зерцало..." (написанной во времена Петра I), которая давала разные наставления, как быть вежливым и учтивым молодым человеком при встрече со знакомыми, указывалось:

"За три шага шляпу снять приятным образом. Шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно". "Лучше когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: "он есть спесивый болван" (Два ученика в костюмах, изображая глашатаев, зачитывают указы,написанные на свитках).

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

^ Вопрос ребятам: Когда говорят "Привет", "Здравствуйте"?

Ребята обсуждают ответ. Звучит музыка.

Ребята отвечают: Очень много зависит от того, с кем вы поздоровались. Своим ровесникам, приятелям можно сказать "Привет", взрослым нужно говорить "Здравствуйте".
^ II. Обсуждение разыгрываемых детьми сценок.
1. Встреча двух друзей (сценка)

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Лилия Николаевна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

Сценки обсуждаются: "Что не правильно?", "Как поступить нужно?".

^ Ребята дают свои оценки обсуждаемым ситуациям.

Вопросы ребятам:

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

  1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Ответ: Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.

  1. Вы часто встречаете человека по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Ответ: Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже, если ты с ними не знаком, обязательно.

  1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

Ответ: Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!"
^ III. Рефлексия (по кругу) 5 минут.
Что дало каждому из вас обсуждение правил приветствия?
IV. Заключительное слово классного руководителя (на фоне мелодии "Космическая Баллада" Дидье Маруани).
По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья". Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте!
(Владимир Солоухов)

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

^ Классный час толерантности «Белая ворона».

(I-ый уровень)

Цель:

Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

^ Ход занятия:

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".
Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

^ Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. раскрывает смысл высказывания «Белая ворона», приводит примеры, в каких случаях употребляется это выражение; раскрывает смысл пословицы: «В чужом глазу соринку разглядит, а в своем – бревна не замечает!». Формирует негативное отношение к человеческой нетерпимости.

^ У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

!Это неважно.
?Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

!Ты пытаешься защитить его.
?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? К самому себе?


programma-prinyata-na-zasedanii-rmo-uchitelej-matematiki-protokol-2-ot-11-06g.html
programma-prinyato-na-zasedanii-pedsoveta-stranica-2.html
programma-privetstvennoe-slovo-direktora-shkoli-karera-chernyakovoj-k-a-5-minut-vstupitelnoe-slovo-rukovoditelya-kafedri-diagnostika-i-monitoring-kachestva-znanij-uchashihsya-mesheryakovoj-l-v-5-minut.html
programma-proekt-26-aprelya-zaezd-uchastnikov-parksiti-otel-ul-lesoparkovaya-6-27-aprelya.html
programma-proekt-perspektivnogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
programma-proekt-soveshaniya-seminara-voprosi-realizacii-federalnogo-zakona-ot-8-maya-2010-goda-83-fz.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-kulturologii-leonardo-da-vinchi.html
  • urok.bystrickaya.ru/predmetno-orientirovannie-ekonomicheskie-informacionnie-sistemi-annotaciya-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shesti-uchenij-naro-i-shadangi-on-govoril-sinyaya-letopis-istoriya-buddizma-v-tibete.html
  • education.bystrickaya.ru/-i-priznaki-visokoj-kulturi-i-civilizacii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-31-yanvarya-2011-g-n-9-p-ob-organizacii-professionalnoj-perepodgotovki-vrachej-v-sootvetstvii-s-regionalnoj-programmoj-omskoj-oblasti-modernizaciya-zdravoohraneniya-omskoj-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnost-i-obshestvo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-anglosaksonskaya-ili-amerikanskaya-model-predlagaemaya-chitatelyu-kniga-predstavlyaet-soboj-perevodi-publikacij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-abhaziya.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-mart-1999-1-yanvar-1999.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-rodnaya-semya-semyoyu-derzhitsya-rossiya-.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-otveti-na-naibolee-chasto-zadavaemie-voprosi.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-informacionnogo-vzaimodejstviya-sozdaniya-i-podderzhki-edinogo-informacionnogo-polya-effektivnoj-obratnoj-svyazi.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-po-teme-kazhdij-chelovek-dostoin-uvazheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-peregrine-falcon-essay-research-paper-speech.html
  • literature.bystrickaya.ru/den-svyatosti-i-obsheniya-dar-voskresshego.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usb-i-tv-priemnik-gp-722-podklyuchenie-k-pk-noutbuku-i-lyubomu-tv-priemniku-televizoru-dlya-priema-i-zapisi-signala-s-lyubih-4-h-besprovodnih-radio-kamer-24-ggc-novinka-kamera-gp-805t-v-podarok.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/radiaciya-i-ee-vozdejstvie-na-cheloveka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-sobranie-penzenskoj-oblasti-penza-13-marta-2009-1830.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-audita-i-analiza-raschetov-s-personalom-po-oplate-truda-1-planirovanie-auditorskoj-proverki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-kosmicheskoj-geodezii-i-astronomii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-obespechenie-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-spk-doklad-prizvan-informirovat-roditelej-zakonnih-predstavitelej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shkolnaya-biblioteka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-za-2009-2010-uchebnij-god-mou-sosh200.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniyapo-informatike-i-ikt-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-organizacionno-pravovie-formi-yuridicheskih-lic-konspekt-lekcij-batichko-vik-t-taganrog.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-chetire-kniga-tota.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/new-vistas-in-linguostylistics.html
  • crib.bystrickaya.ru/instruktivnie-materiali-po-zapolneniyu-pokazatelej-v-otchetah-sobiraemih-v-ramkah-monitoringa-effektov-realizacii-postanovleniya-pravitelstva-mrso.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-interaktivnogo-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-gistologii-embriologii-i-citologii-s-pomoshyu-kompyuternih-sredstv.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezentaciya-v-programme-power-point.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-081100-68-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/usadbi-lomonosovskogo-rajona.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-vozniknoveniya-ministerstva-truda-i-socialnoj-zashiti-rf.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rajmundas-banionis-aleksandr-fedorov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika-napravlenie-podgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.