Программа по русскому языку для поступающих в Елабужский государственный педагогический университет
.RU

Программа по русскому языку для поступающих в Елабужский государственный педагогический университет


Программа по русскому языку

для поступающих в Елабужский государственный

педагогический университет

2009


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Роль русского языка в жизни общества.

Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык России и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира.

Современный русский литературный язык; его нормированность. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском язы­ке. Виднейшие отечественные ученые - русисты.

^ ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

Звуки речи: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонко­сти-глухости, по мягкости-твердости. Сонорные согласные. Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетические чередования звуков.

Слог. Ударение. Интонация. Основные правила литературного произноше­ния.

Некоторые сведения о развитии фонетической системы русского языка. Орфоэпические словари. Словари ударений.

^ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Сло­ва исконно русские и заимствованные.

Развитие словарного запаса. Устаревшие слова. Причины появления новых слов (неологизмов).

Лексика русского языка с точки зрения ее употребления в речи: слова нейт­ральные и стилистически окрашенные; слова общеупотребительные и ограни­ченного употребления. Диалектизмы. Профессионализмы. Арготизмы.

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные свой­ства фразеологизмов. Источники русской фразеологии.

Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Пословицы, поговорки и афоризмы.

Словарное описание языковых единиц. Основные толковые словари рус­ского языка.

^ МОРФЕМИКА (СОСТАВ СЛОВА)

Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Производная и про­изводящая основы.

Корневые и служебные морфемы в составе слова. Чередование звуков в сло­ве. Простые и сложные слова. Однокоренные слова. Гнезда однокоренных слов. Изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Способы образования слов: морфологический: а) с помощью морфем; б) с помощью сложения (слов, полных основ, сокращенных основ); в) смешанный. Образование слов путем сокращения.

Неморфологические способы образования слов: а) лексико-синтаксический; б) слияние сочетаний слов в слова.

Наиболее типичные способы образования существительных, прилагатель­ных, наречий.

Этимологические словари русского языка.

ГРАММАТИКА

Морфология

Части речи в русском языке. Основные критерии распределения слов по ча­стям речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометия и звукопод­ражательные слова.

^ Имя существительное как часть речи. Его грамматическое значение. Су­ществительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицатель­ные.

Род существительных. Существительные общего рода и их употребление в речи.

Три типа склонения существительных. Существительные разносклоняемые и несклоняемые.

Число. Существительные, имеющие формы только единственного или толь­ко множественного числа.

Переход разных частей речи в существительные.

Особенности употребления существительного в словосочетании и предло­жении.

^ Имя прилагательное как часть речи. Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные. Употребление прилагательных в речи в пере­носном значении.

Полные и краткие формы. Их различия в изменении по родам, числам и падежам. Особенности синтаксического употребления кратких и полных форм.

Степени сравнения прилагательных, значение и образование форм, их фун­кции в составе предложения и в речи.

Переход прилагательных в существительные.

^ Имя числительное как часть речи. Количественные числительные и их раз­ряды. Особенности употребления в речи собирательных числительных в сочетании с существительными. Порядковые числительные. Числительные простые, сложные и составные. Особенности склонения количественных числительных. Склонение порядковых числительных.

Особенности употребления имени числительного в словосочетании и предложении. .'•

Переход числительных в другие части речи.

Местоимение как часть речи. Разряды по значению. Морфологические осо­бенности местоимений разных разрядов. Особенности образования неопреде­ленных и отрицательных местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Употребление местоимений как средства связи предложений и частей текста.

Переход слов других частей речи в местоимения.

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Употребление нео­пределенной формы в значении разных наклонений. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары. Глаголы 1 и 2 спряжений. Разноспрягае­мые глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление форм одних наклонений в значении других. Изменение глагола по временам. Измене­ние глагола настоящего и будущего времени по лицам и числам. Употребление глагола в форме настоящего времени при сообщении о событиях прошлого.

Безличные глаголы. Образование и употребление безличных форм.

Изменение глагола в прошедшем времени по числам и родам. Согласование глагола-сказуемого в форме прошедшего времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.

Причастие как особая форма глагола. Значение, морфологические особен­ности, словоизменение; синтаксическая роль в предложении.

Действительные и страдательные причастия прошедшего времени, способы их образования. Полные и краткие формы причастий. Понятие о причастном обороте. Переход причастий в прилагательные.

Деепричастие как особая форма глагола. Значение и морфологические осо­бенности. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Понятие о деепричастном обороте. Синтаксическая роль деепричастия в пред­ложении. Особенности употребления деепричастий в речи.

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Основные группы наречий по значению. Степени сравнения наречий и их образование. Образование наречий при помощи морфем. Переход разных час­тей речи в наречия. Употребление наречий в роли союзных слов.

^ Слова категории состояния, их значение и употребление.

Служебные части речи, их функции в предложении. Переход слов самосто­ятельных частей речи в служебные.

Предлог. Роль предлога в предложении. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные и др. Непроизводные и производ­ные предлоги. Простые предлоги и составные. Переход других частей речи в предлоги. Построение сочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Особенности употребления предлога ПО с личными местоимениями, существи­тельными и количественными числительными.

Союз как служебная часть речи. Роль союзов в простом и сложном предло­жении. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные со­юзы.

Сочинительные союзы, их группы по значению; одиночные и повторяющи­еся союзы. Подчинительные союзы, их группы по значению. Союзы и союз­ные слова.

Частицы как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Формооб­разующие, отрицательные и модальные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Междометие как особая часть речи в русском языке. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц.

Синтаксис

Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. Сходство и различие этих единиц.

Словосочетание: значение и строение. Подчинительные словосочетания и сочинительные сочетания, слов. Согласование, управление и примыкание как типы связи слов в подчинительных словосочетаниях. Виды словосочетаний по характеру главного слова. Цельные словосочетания.

Предложение как основная единица синтаксиса. Средства оформления пред­ложения: интонация, логическое ударение, порядок слов. Грамматическая осно­ва предложения, способы ее выражения.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные); по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Предложения двусоставные и односоставные; распространенные и нерасп­ространенные; полные и неполные. Особенности употребления неполных пред­ложений в речи.

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого и способы его выражения. Необособленные члены предложения: опре­деление, дополнение, обстоятельство. Способы их выражения. Типы односоставных предложений по значению и по способу выражения главных членов: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, на­зывные. Особенности употребления разных видов односоставных предложений в речи.

^ Однородные члены предложения. Однородные члены, связанные союза­ми и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах.

^ Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены предложе­ния, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособленные приложения, обособленные обстоятельства.

Уточняющие обособленные члены предложения.

Слова, грамматически не связанные с предложением.

Обращение, его роль в речи. Распространенные и нераспространенные об­ращения.

^ Вводные слова как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Основные смыс­ловые разряды вводных слов. Вводные предложения.

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений, их общие и отличительные признаки.

Сложносочиненные предложения с союзами.

Сложноподчиненные предложения, их строение. Главное и придаточное пред­ложения. Подчинительные союзы и союзные слова как средство связи прида­точного предложения с главным. Роль указательных слов в подчинении предло­жений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (соподчи­нение и последовательное подчинение придаточных предложений).

Бессоюзное предложение. Смысловые взаимоотношения между частями бес­союзного сложного предложения.

Сложное предложение с разными видами связи: с союзной и бессоюзной.

^ Чужая речь, способы ее передачи: прямая, косвенная, несобственно-пря­мая речь, диалог.

Пунктуация

Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Пунктуацион­ное правило. Знаки препинания, их функции: завершение, выделение, разделе­ние. Парные знаки препинания.

Знаки завершения; знаки выделения; знаки разделения. Сочетание знаков препинания.

Обязательные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами при употребле­нии обобщающего слова и без него.

Условия пунктуационного оформления причастных и деепричастных обо­ротов.

Знаки препинания в предложениях с обособленным приложением.

Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями, обсто­ятельствами и уточняющими второстепенными членами.

Пунктуационное оформление вводных слов, словосочетаний и предложе­ний.

Знаки препинания в предложениях с обращениями и междометиями. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с союзами: в слож­ноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов в сложном предложении с различными видами связи.

Пунктуационное оформление чужой речи (прямая речь, косвенная речь, ди­алог, цитирование).

Графика

Значение письменности. Алфавит. Буквы, обозначающие гласные звуки. Бук­вы, обозначающие согласные звуки. Двойное значение букв. Обозначение мяг­кости согласных на письме.

Орфография

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическое правило. Безударные гласные корня и их правописание. Правописание непроизноси­мых согласных.

Употребление Ь для обозначения грамматических форм существительного, прилагательного, глагола; Ь после шипящих на конце наречий; употребление Ь в написании числительных. Разделительные Ь и Ъ знаки.

Правописание слов с чередующимися гласными О и А, Е и И в корне слова.

Буквы О и Е после шипящих и буквы Ы и И после Ц в корне слова.

Правописание приставок с гласными (пре- и при-) и согласными (3 и С).

Написание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существи­тельных, прилагательных, наречий.

Правописание Е и И в падежных окончаниях имен существительных един­ственного числа.

Правописание важнейших суффиксов имен существительных, прилагатель­ных и причастий.

Суффиксы НН и Н в полных и кратких формах прилагательных и причас­тий.

Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Правила слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи.

Слитное и дефисное написание сложных имен существительных и прилага­тельных.

Дефисное написание слов разных частей речи.

Слитные и раздельные написания производных предлогов. Дефис в предло­гах.

Слитные и раздельные написания сочинительных союзов и составных под­чинительных.

Правописание частиц.


РЕЧЬ

Речь как использование средств языка для целей общения. Разновидности речи по форме: устная и письменная; их соотношение; выразительные средства устной речи (логическое ударение, интонация, пауза).

Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения - диалогическая и монологическая речь.

Качества хорошей речи: информативность, правильность, уместность, вы­разительность. Русский речевой этикет.

ТЕКСТ

Понятие о тексте и его смысловых частях. Основные характеристики тек­ста: тема и основная мысль. Лексические и грамматические средства связи ча­стей текста.

Функционально-смысловые типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение. Особенности отбора языковых средств в каждом типе текста.

^ СТИЛИ РЕЧИ

Языковые средства стилей. Функции и сфера употребления стилей речи: разговорного, официально-делового, публицистического, научного и художе­ственного. Общая характеристика стилей речи по особенностям использования в них языковых средств.

Программа подготовлена на основе следующих нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089// Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.- М., 2004.

3. Федеральный базисный учебный план и примерные программы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2006)//Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.- М., 2006.

4. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.- М., 2007.

5. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень/ Сост. Л.М. Рыбченкова.- М., 2007.

programma-podgotovki-aspirantov-kafedr-ispanskogo-i-romanskih-yazikov-italyanskogo-portugalskogo-i-latinskogo-mgimo-umid-rf-specialnost-romanskie-yaziki-10-02-05.html
programma-podgotovki-aspirantov-po-specialnosti-19-00-01-obshaya-psihologiya-psihologiya-lichnosti-istoriya-psihologii-razrabotchik-programmi-zav-kafedroj-tipp-k-psh-n-docent-guseva-t-a.html
programma-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-080200-menedzhment-profil-marketing-na-baze-srednego-obshego-polnogo.html
programma-podgotovki-diplomirovannogo-specialista-po-specialnosti-080102-65-.html
programma-podgotovki-ekonomista-po-napravleniyu-080105-65-finansi-i-kredit-specializaciya-finansovij-menedzhment-zaochnaya-forma-obucheniya-6-let.html
programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov-byudzhetnih-uchrezhdenij-120-chasov-utverzhdena.html
  • assessments.bystrickaya.ru/derzhavnij-arhv-hmelnicko-oblast-proskurvsko-chernvecka-operacya-vidatna-podya-drugo-svtovo-vjni-zbrnik-dokumentv-materalv-stranica-20.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-igri-vigre-uchastvuyut-2-komandi-po-6-chelovek-ot-kazhdogo-klassa-vedushij-chitaet-voprosi-po-ocheredi-kazhdoj-komande-igrayushie-vnimatelno-slushayut-ego-do-konca-potom-otvechayut.html
  • tests.bystrickaya.ru/konferenciya-sovremennie-i-perspektivnie-sistemi-radiolokacii-radioastronomii-i-sputnikovoj-navigacii-srrsn-2008.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-reshenie-kotorih-pozvolilo-dostich-postavlennoj-celi-chto-proishodilo-v-proekte-kriterii-uspeha-kampanii-dostizheniya-celi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-obshaya-harakteristika-russkoj-pravdi-eyo-znachenie-v-istorii-russkogo-prava.html
  • tests.bystrickaya.ru/melkie-paketicennie-pismaekspress-pochtu-ne-otpravlyat.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yaustal-pryatatsya-ot-tarelok-oni-menya-ne-slushayutsya-yazhivoj-chelovek-chto-mne-teper-i-iz-za-stola-vstat-nelzya-ej-legko-govorit-ona-tolko-vzglyanet-i-vse-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/fluktuaciya-vozmushenie-voznikayushee-pod-vozdejstviem-vnutrennej-libo-vneshnej-sredi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihodiagnostika-rabochie-programmi-cikla-obsheprofessionalnih-disciplin-vvedenie-v-professiyu-104-obshaya-psihologiya-112.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-povedenie-potrebitelej-v-rinochnoj-ekonomike-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnaya-disciplina-ekonomicheskaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rokfeller-devid.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-uchebnoj-disciplini-b-1-istoriya-obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet-3-zachetnih-edinici-108-chasov-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-informatike-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnostej-050506-psihologiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-general-v-svoem-labirinte-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-referata.html
  • education.bystrickaya.ru/21-opredelenie-marochnoj-prochnosti-krupnogo-zapolnitelya-v-betone-gosudarstvennij-standart-soyuza-ssr-zapolniteli.html
  • essay.bystrickaya.ru/dozhd-polival-vsyu-noch-i-vsyo-utro-i-pod-neskonchaemij-shum-ego-mne-snilsya-strannij-belij-gorod-s-visokimi-strojnimi-domami-pohozhimi-na-parusa-ogromnih-korablej-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/leadership-essay-research-paper-concept-of-leadership.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-ohvativayut-tolko-obezzarazhivanie-vozduha-i-poverhnostej-v-pomesheniyah-kak-odin-iz-naibolee-dejstvennih-metodov-borbi-s-boleznetvornimi-mikroorganizmami-vazhno-otmetit-chto.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-o-tveri-pravilnom-vibore-i-sovremennoj-pozhtehnike-iz-torzhka-internet-resurs-wwwetverru-24022011.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krasota-cheloveka-zavisit-ot-formi-ego-lba-httpwww-krasotka-makeup-ru.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-sbornika-zolotie-izdatelstvo-ck-vlksm-molodaya-gvardiya-tom-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predmet-dokazivaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-1-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/3-pravovoe-regulirovanie-polozheniya-voennosluzhashihzhenshin-v-zarubezhnih-vooruzhennih-silah-na-sovremennom-etape.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-sotrudnika-milicii-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-interkarto-intergis-18-ustojchivoe-razvitie-territorij-teoriya-gis-i-prakticheskij-opit.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-oshushenie-169-obshaya-psihologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mami-poyut-pesnyu-roditelskij-dom-vneklassnoe-meropriyatie-po-biologii-dlya-uchashihsya-6-klassa-yablochnaya-fantaziya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oao-mrsk-yuga-razvivaet-sotrudnichestvo-s-volgogradskoj-eparhiej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • grade.bystrickaya.ru/neft-i-pererabotka-nefti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-programma-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-opo-i-pk-informacionnoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocenka-za-rabotu.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-detyah-probuyut-vzroslie-lekarstva-tatyana-golikova-provela-pervoe-zasedanie-obshestvennogo-soveta-pri-ministerstve.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-istoriya-kazahskoj-literaturi-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-050504-zhurnalistika-shifr-naimenovanie-forma-obucheniya-zaochnaya-uskorennaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.